Эволюция подходов к анализу науки в философии ХХ века



Предпосылки некоторых идей современной философии науки обнаружены в античной философии: диалектический метод мышления, аксиоматический метод построения математического знания и создание Аристотелем формальной логики.

Поскольку у древних греков не существовало развитой системы эмпирического знания, то науке Нового времени пришлось здесь начинать с создания новых методов, приемов и процедур эмпирического исследования. Бэкон разработал методы индуктивного исследования, которые можно было использовать в простейших случаях.

Естествознание создало более тонкие и сложные способы исследования, объединившие наблюдение и математический расчет. Важнейшим из них был экспериментальный метод, который начал успешно применять Галилей. Открытие Кеплером законов движения планет и создание Ньютоном классической механики и теории гравитации завершили построение механической картины мира, в основе которой лежит представление о том, что окружающий нас мир управляется универсальными детерминистическими законами. Принцип механического детерминизма выражает суть механической картины мира: мир выглядит как огромная механическая система, каждое последующее состояние определяется предыдущим. В реальном мире все связано непрерывной цепью причин и следствий, поэтому все в нем предопределено, Огюст Конт отвергал философию как навязывающую свои принципы. Задачей позитивной философии он считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Науке не нужно задаваться вопросом «Почему происходит явление?» она должна ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений стал постулатом позитивизма.

Герберт Спенсер ввел в позитивистскую философию идею эволюционного прогресса: в ходе развития научного знания происходит постепенная интеграция конкретных, частных знаний в рамках философии. Такие исходные положения, как неуничтожимость материи, непрерывность движения и закон постоянства силы, должны стать важнейшими принципами систематизации и объяснения эмпирических фактов.

К концуXIX – началуXX вв. открытие радиоактивности и сложной структуры атомов в корне изменило представления ученых о научной картине мира, созданной классической физикой. На смену ей пришла новая картина мира, основанная на квантовой механике и теории относительности.

В 30-е годыXX в. в философии науки вновь возрождается интерес к проблемам, поставленным позитивистами. Появились новые методы, заимствованные из символической логики. Представители Венского кружка и берлинской группы эмпирической философии (впоследствии - неопозитивисты) главной целью философии науки провозгласили логический анализ языка науки и создание унифицированного научного языка, подобного языку теоретической физики. Поэтому их позже стали называть логическими позитивистами.

Логические позитивисты пытались создать чистый, нейтральный язык наблюдения, свести к наблюдению все теоретические понятия, но не смогли исключить теоретические понятия из науки. С помощьюкритерия верификации пытались объявить лишенными смысла философские утверждения, ибо их невозможно проверить эмпирически. Представители указанной школы всецело ориентировались на вопросы проверки и обоснования готовых результатов научного познания и совершенно не рассматривали проблемы развития и поиска нового знания. Задача философии состоит в обосновании существующего знания, а не в анализе его открытия.

Венский кружок придерживался гипотетико-дедуктивного метода исследования науки, согласно которому наука не должна заниматься изучением процесса генерирования и изобретения гипотез. Ее задача заключается в логической разработке гипотез, т.е. выведении всех необходимых следствий из них и сравнении их с результатами наблюдений и экспериментов.

Активно выступал против верификации один из крупнейших философовXX в.Карл Поппер, который предложил альтернативный вариант -принцип фальсификации.

Эволюция философии наукиXX в. связана с переходом от изучения деятельности ученого к изучению науки как целого, надличностного образования. Это не значит, что ученый и способы его работы перестали интересовать научную общественность. Речь идет о смещении акцентов.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 667; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!