Мизансцена – «язык режиссера», виды мизансцен.



Мизансцена - расположение актёров на игровом пространстве в определённых сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в той или иной момент сценического действия.

Виды мизансцен:

Мизансцены могут быть метафорическими, гибербологическими и ироническими. Театральная терменология делит также мизансцены на главные и не главные, узловые, проходные, служебные и даже неизбежные и неминуемые.

Узловые, центральные - мизансцены, которые в своей пластческой выразиельности возвышаются до художественного выявления смысла режиссёрского замысла, образного выраженя его идеи.

Мизансцена финальная - выдающая образный смысл представления, его идею, создающая единение исполнителей и зрителей.

Мизансцена опорная - это основное расположение действующих лиц, художественных коллективов, которое определят построение мизансцен данного номера или эпизода.

Мизансцена переходящая - осуществляющая переход от одной опорной мизансцены к другой. Переходная мизансцена является важнейшим элементом монтажа массового представления.

Мизансцена - одно из сильнейших выразительных средств сценического искусства и вообще режиссерского искусства в частности.

Мизансцена - одно из важнейших средств идейно-художественного воплощения режиссерского замысла. в непрерывном потоке сменяющих друг-друга мизансцен выражается действие, логика поведения, конфликт.

Мизансцена - никогда не бывает статичной, она всегда динамична, развивается. мизансцена режиссерский замысел

Мизансцена - язык режиссера, на котором он разговаривает со зрителем.

Функции мизансцены:

раскрытие смысла происходящих событий

выражение внутренних (психических) действия и отношения через внешние (физические) действия, поступки людей.

выявление системы взаимоотношений действующих лиц, развитие этих отношений, сущность каждого образа и темпо-ритм его жизни.

отвлечение внимание от одного человека и переход его к другому

тесно связана с сверхзадачей и помогает ее установлению. Особо важное значение в образном раскрытии сверхзадачи спектакля имеют главные, центральные мизансцены.

должна раскрыть жанр спектакля/мероприятия, соответсвовать его сценической атмосфере

Виды мизансцен:

1) Плоскостные и пространственные

2) выстроены по диагонали, вертикали, горизонтали, по кругу и так далее

3) симметричные и асимметричные

Сцена делится на определенные части:

ВДОЛЬ: на левую и правую половины => следует учитывать, что глаз зрителя лучше воспринимает ПРАВУЮ ЗАДНЮЮ часть сцены (здесь следует располагать наиболее значимые мизансцены)

следует избегать пустот и перегрузок. Обе половины сцены должны быть заполнены одинаково.

ПОПЕРЕК сцена делится на четыре плана:

- авансцена

- первый план - для солистов

- второй план - семейный или групповой

- третий план - для массовки

Правила выстраивания мизансцен:

1) актер как можно больше должен находиться в положении "фас" - лицом к зрителям, если это невозможно - использовать "полуфас" (беседа двух человек)

2) часто использовать положение "профиль" не рекомендуется

3) осторожно использовать положение "спиной к зрителю", но действие спиной можно применить как специальный прием.

4) повороты только лицом к публике

5) не пользоваться "танцевальным" приемом: уход сперед спиной. если надо уйти, то следует повернуться спиной и уйти.

6) растояние между партнерами в процессе общения должно быть больше, чем в жизни, особенно если сцена большая.

7) любое колличество исполнителей на сцене должно быть видно из любой точки зала

8) не следует дважды повторять одну и ту же мизансцену, избегать статики и мельтишения на сцене.

9) сцена никогда не должна быть пустой.

10) реплики никогда не говорятся на ходу.

Мизансцены бывают:

бытовые - оправданные жизненой логикой поведения людей

условные - на первый план выступает символ, гипербола, гротеск, то есть особая театральная логика.

Условия рождения мизансцен:

работа над декорационным решением

работа с актерами на репетиции, импровизация

Мизансцена - всего лишь средство, физическое решение психологического состояния людей в данной ситуации.

Этапы мизансценирования:

1 этап: исполнитель только пытается проникнуться в суть поступков своего героя, режиссер и исполнитель пытаются уточнить предлагаемые обстоятельства, мотивы поступков, суть конфликтных фактов.

важно на этом этапе собрать "эскиз" будущего спектакля.

2 этап: линия поступков уже ясна, исполнитель уже свободно владеет текстом, к словесному действию добавляется физическое.

3 этап: завершающий этап мизансценирования. Сотворчество актера и режиссера. Уточнения режиссера выполняются в рамках образа не выходя из него. Свободное владение линией образа, работа над его выразительностью в рамках той или иной мизансцены.

Мизансценирование - это сотворчество между актером и режиссером. Не стоит давать исполнителю готовую мизансцену, правильней будет дать начальную точку, а дальше он сам ее проживет и прочувствует.

Виды : Симметричные и ассимметричные.

Симметричные. В основе принципа симметричности лежит равновесие, имеющее центральную точку, по сторонам которой, симметрично располагается остальная композиционная часть (композиция - соотношение и взаимное расположение частей).

Ограниченность симметричных мизансцен в их статичности.

Ассиметричные. Принцип ассимметричных построений состоит в нарушении рановесий.

Фронтальные мизансцены.

Такое построение мизансцен создает впечатление плоскостного построения фигур. Оно статично. Для придания динамики М. необходимо использовать динамику деталей и движений малых радиусов.

Диагональные мизансцены.

Подчеркивает перспективу и благодаря этому создается впечатление объемности фигур. Она динамична. Если положение по диагонали идет из глубины, оно «угрожает» зрителю или сливает его со зрителем, вливается в зал. Таким образом зритель как бы участвуют в движении на сцене.

Хаотические мизансцены.

Построение бесформенных М. используют тогда когда нужно подчеркнуть беспорядочность, волнение и смятение масс.

Эта мнимая бесформенность имеет очень точный пластический рисунок.

Ритмические мизансцены.

Сущность ритмического постороения состоит в определенном повторе рисунка мизансцены на протяжении всего действия с учетом их смыслового развития.

Барельефные мизансцены.

Принцип барельефного построения заключен в размещении действующих лиц в определенном плане сцены, в направлении параллельном рампе.

Монументальные мизансцены.

Принцип монументального построения – зафиксированная неподвижность действующих лиц в определенный момент, для выявления внутренней напряженности этого момента.

Круговые.

Дают эффект стройности и строгости. Круг успокаивает. Полный круг дает идею законченности. Придает замкнутость. Движение по часовой стрелки – ускорение. Движение против – замедление.

Шахматная.

При таком построении актеры, находящиеся позади партнеров располагаются в промежутках между ними (когда всех видно).

Финальная.

Такое построение предусматривает включение в свою композицию всех (или нескольких) видов мизансцен.

Этот вид мизансцен статичен, он должен быть масштабен, а по внутреннему наполнению - эмоционален

Самая крупная, яркая, которая выражает основную мысль.

 

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 13026; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!