Средства идейно-эмоционального воздействия, используемые в постановке культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений.



Массовый праздник имеет разнообразные средства идейно-эмоционального воздействия. Они в первую очередь составляют палитру сценариста и режиссера. Это прежде всего живое слово, создающее образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживания людей. Именно живое слово создает атмосферу общения между сцени­ческой площадкой и любой аудиторией. Кроме того, оно несет конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропаган­диста может охватить большой отрезок времени, ввести собрав­шихся в атмосферу борьбы, передать то, что не удается выразить средствами искусства. Однако существует опасность злоупотре­бления словом, когда выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использо­вании устных выступлений нужны строгие пропорции. Любое та­кое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.Специфика массового представления вообще требует чрезвы­чайно экономного обращения со словом, даже при условии ис­пользования современных технических средств — киноэкрана, микрофона, радио. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, старать­ся найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово. Очень важно также, чтобы участ­ники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция кпоявлению выступающего, к его речи. В этом отличие выступления в театра­лизованном представлении от других видов пропагандистского выступления. Другим распространенным видом использования живого сло­ва в массовом представлении является речьведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Обычно режиссер и сценарист массового праздника, театрализованного концерта стремятся ктому, чтобы ведущий не просто нес определенную смысловую нагрузку, а был полноправным действующим лицом представления, его театрализованным персонажем. Действенным средством для сценариста и режиссера служит также и поэтическое слово,имеющее сильное воздействие на зри­телей, особенно если стихи точно подобраны.Таким образом, говоря о слове как выразительном средстве массового праздника, мы рассматриваем его и как документаль­ное, публицистическое слово, и как художественное в таких его жанрах, как проза, драматургия, поэзия.В качестве других выразительных средств театрализованного массового действа выступают различные виды искусства, кото­рые используются в качестве инсценировок, фрагментов из спек­таклей и кинофильмов, песен, музыки, отдельных художествен­ных номеров. Эти виды искусства воздействуют силой художест­венных образов, позволяют воспроизвести события в их движении и развитии, передать историко-бытовую обстановку, перенести участников из одного места действия в другое, за считанные ми­нуты показать общественные процессы, раскрыть накал классо­вых битв. Средства искусства,используемые в массовом празднике, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают впе­ред действие. Искусство в качестве выразительного средства театрализо­ванного массового действа может выступать в нем и как иллю­страция, и как движущая сила сюжета, и как ассоциация. Ил­ люстрируя какую-либо мысль, чаще всего применяют методиче­ский прием продолжения этой мысли средствами искусства. Ассоциативность является важным методом использования искусства как одного из компонентов в драматургии и режиссуре театрализованного массового действа.Остановимся несколько подробнее на использовании различ­ных видов искусства, синтезируемых режиссером и сценаристом в массовом представлении, празднике. Среди них большое место занимает музыка. Она может быть очень плодотворно использо­вана сценаристом и режиссером в театрализованном концерте, празднике, митинге, шествии в качестве более или менее само­стоятельного целого, даже специально созданного к конкретной праздничной дате. Но чаще всего речь идет о своеобразной му­зыкальной драматургии сценария, которая строится на синтезе готовых музыкальных произведений, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать ту или иную песню или музыку, отвечающую идее праздника и стано­вящуюся неразрывной составной частью действа. Большое место занимают музыка и песня в прологе и в фина­ле массового действа. В использовании музыкальных форм как компонента массовых праздников есть широкие возможности для творчества. Обычное концертное выступление хора в массовом празднике может перерасти в огромную массовую акцию, втяги­вающую в праздничное действо десятки тысяч людей. Самым яр­ким доказательством этого являются традиционные прибалтий­ские праздники песни. В массовом празднике очень велика роль изобразительных средств, наглядного решения, выступающего в качестве одного из важнейших компонентов театрализованного действия. Если в составе постановочной группы нет художника, то эта задача так­же ложится на режиссера и сценариста, которые должны решить оформление сценической площадки и всей площади массового действа, выразительно оформить каждый его эпизод, тщательно продумать отдельные символические детали, несущие особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Удачно найденное офор­мление праздника и оригинальное решение сценической площад­ки часто помогает найти его внешний сценический образ. Работа режиссера и сценариста в жанре массового празднич­ного зрелища предполагает умение пользоваться партитурой све­та и звука, значение которых особенно существенно именно теперь, когда новейшие технические средства — источники света, проекционная и звукозаписывающая аппаратура — безгранично расширяют возможности световых и звуковых эффектов. Режис­сер современного массового действа практически может дать на экран любую по размерам и форме проекцию, в том числе и двой­ную, использовать полиэкран, высветить любое место площад­ки, зала, парка культуры и отдыха, стадиона, создать теневую проекцию, световой занавес, подсветить нужную деталь оформ­ления.Звукозаписи также позволяют режиссеру и сценаристу вы­звать в памяти любое историческое событие, «перенести» участ­ников действия то на Красную площадь, то на площадку космо­дрома, прослушать выступления выдающихся деятелей нашей партии, науки, культуры и искусства.Синтез света и звука вообще вызвал к жизни новую форму массового действия — светозвукоспектакль, занявший в послед­ние годы заметное место в комплексе массового праздника.Итак, палитра режиссера и сценариста массового празднич­ного действа чрезвычайно многообразна и дает по существу не­ограниченные творческие возможности.

 

Билет № 12


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2924; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!