В. Особенности драматургии театрализованных представлений.



 

Основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий, по единодушному признанию теоретиков.Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы. Массовый праздник – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.Искусство массового праздника, представления, зрелища – это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучше организовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершенно необходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реально существуют, поскольку в течении тысячелетий создавалась и развивалась народная театральная культура.Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно, имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форма театрализованного представления. Это венец творчества народа для народа. Постижение сущностных черт драматургии такого празднества может быть плодотворным лишь после подробного изучения других видов театрализованных представлений.Известно, что основой всех видов и жанров театрализованных представлений и празднеств является сценарий, имеющий по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио. Главным объединяющим моментом выступает здесь драматический конфликт, ибо конфликт является основой драмы как рода искусства. Художественное воплощение определенных мыслей, чувств, фактов и обстоятельств текущей и противоречивой действительности осуществляется в сценарии театрализованного представления главным образом с помощью не сюжета, а ряда других средств.Если в драме композиция является моментом, определяющим структуру событий действенно развивающегося сюжета, моментом чрезвычайно важным, но обусловленным другими существенными элементами формы то в сценарии театрализованного представления, ввиду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно – документального материала, ее функция становится определяющей. Общеизвестно, что создание художественного образа любого произведения искусства зависит, прежде всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника.Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действований. Это определяется обрядово – зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа

 

Билет № 11

Виды концертов. Особенности режиссуры театрализованного концерта.

В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертную деятельность принято рассматривать как состоящую из двух основных разделов: филармонического (от греческого phileo - люблю и harmonia - гармония) и эстрадного (от латинского stratum - настил, помост). Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим принято относить следующие жанры концертов:

- симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с участием солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

- камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

- концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.;

- концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

- концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, артистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров;

- музыкально-литературные концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов - мастера художественного слова, артистов балета;

- концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

- концерты эстрадно-симфонических и эстрадных оркестров, джазоркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих легкую инструментальную музыку;

- концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих легкие вокальные музыкальные произведения;

- концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

- концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

- театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду, кукольные группы);

- концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих легкий, развлекательный репертуар;

- концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно-цирковых жанров.

Существует несколько видов концертов. Утвердилась следующая классификация концертных программ, но классификация эта в какой-то степени условная.

По целевому назначению можно выделить концерты:

- текущие

- отчетные

- смотровые

- праздничные

- юбилейные

По месту проведения:

- стационарные

- выездные

- гастрольные

По составу участников:

- любительские

- профессиональные

- смешанные

По числу участников:

- сольные(бенифисы)

- групповые(полубенифисы)

- коллективные (одного кружка или коллектива)

- сводный

По составу зрителей:

- для детей

- для ветеранов

По способу построения программы:

- тематический. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывает на нее каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами ы таком концерте должны быть тематические связки ведущего.

- сборные концерты(дивертисменты) Их программы лишены тематического единства, составлены из произведений разных жанров и видов искусства в исполнении представителей разных худ. Коллективов.

- Театрализованные концерты. Они готовятся и ставятся по специально разработанному сценарию в то время как традиционный(обычный) концерт лишь на основе составленной концертной программы. Театрализованный концерт рождается как бы дважды

- на столе драматурга

- на сцене под руководством режиссера

Театрализованный концерт является самым распространенным видов массового искусства, одним из самых зрелищных, ярких, масштабных. Так же самый трудный по замыслу, по его организации и воплощению в жизнь.

Главными особенностями режиссуры театрализованного концерта являются:

· создание и реализация режиссерского замысла,

· работа режиссера с актером,

· работа режиссера с художником, композитором, хореографом,

· работа со зрителем

· написание сценария,

· театрализация, как основа концерта в целом,

· построение номеров,

Главный процесс создания творческо-режиссерской основы праздника базируется на возникновение замысла, на его формирование влияет огромный поток материала, который отбирается режиссёром в процессе подготовительного этапа. Рождённый идейный замысел находит своё воплощение в художественно-образном решении всего представления, который отражает основную мысль, которую автор хочет предать донести посредством праздника до зрителя. В свою очередь из художественно-образного решения формируется сценарный ход мероприятия, и, наконец, сценическое воплощение последнего проявляется в форме режиссерско-постановочного приёма. Ни один из этих элементов невозможен без предыдущего, только их последовательное, логическое взаиморасположение и создаёт то, что в итоге называется образом праздника.

Немалое значение имеют те, для кого предназначен концерт, т.е. целевая аудитория. Ведь именно зрительский контингент влияет и на подбор номеров и на их порядок.

наконец, в-третьих, это место действия, то есть то пространство, где будет проходить сам театрализованный концерт.

Понятие режиссерского замысла – очень важно в процессе работы над созданием театрализованного концерта, поскольку именно он (замысел) определяет:

• содержание концерта (его тему и идею)

• форму концерта

• способ «раскрытия» темы и донесения идеи

• композиции концерта (порядок номеров)

• сюжетный ход

• логика перехода от одного номера к другому

• темпо - ритм концерта

• сценическую атмосферу

• оформление пространства и т.д.

Режиссёрский замысел определяет не только, что будет ставиться, но и как это будете осуществляется

Яркими, сильно воздействующими художественными средствами в руках режиссера становятся технические средства, новые световые и звуковые эффекты (машины, самолеты, пароходы, пиротехника, лазерные установки, система фонтанов и многое другое). Сценарий театрализованного представления и праздника - это четкая фиксация действия и сопровождающих его постановочных приемов .

Режиссер театрализованного представления не деформирует реальность, но пользуется ею для создания новой реальности. Он отбирает элементы действительности для того, чтобы создать из них новую действительность, принадлежащую лишь ему одному. Поэтому основной прием театрализованного представления – построение целостной картины из отдельных кусков, элементов; прием, при котором можно отбрасывать все лишнее, оставляя только самое существенное и значительное. Именно в компоновке, в составлении, в монтаже отдельных номеров, документов, публицистических материалов, музыки, пластики наиболее наглядно проявляется мастерство сценариста

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!