Концепція людини і світу у драмі Семюеля Беккета «Чекаючи на Годо»
• Бессмысленность и бесцельность человеческого существования
• Невозможность коммуникации
• Разлад души и тела, раздвоенность, раздробленность личности
• Одиночество и отчуждение
• Бесконечное повторение как иллюзия движения; отсутствие развития; «конец истории»
“В ожидании Годо” – 1 из базовых текстов абсурдизма. Энтропия представлена в состоянии ожидания, причем это ожидание – процесс, начала и конца которого мы не знаем,т.е. нет смысла. Состояние ожидания – доминанта, в которой существуют герои, при этом не задумываясь нужно ли ждать Годо. Они находятся в пассивном состоянии. У героев (Владимир и Эстрагон) до конца нет уверенности, что они ждут Годо в том самом месте, где надо.
Жалоба Эстрагона «ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит, ужасно!» - квинтэссенция мироощущения персонажей, формула, обозначившая разрыв с предшеств. театр.традиц. Персонажи пьесы (Диди, Гого) похожи на 2х клоунов, от нечего делать развлекающих себя и зрителей. Они не действуют, но имитируют какое-то действ. Этот перфоманс не нацелен на раскрытие психологии персонажей. Действ.развивается не линейно, а движется по кругу.
Беккет позволяет развиваться пьесе слово за слово, притом что разговор начинается ни с того ни с сего, и ни к чему не приходит, словно персонажи изначально знают, что договориться ни о чем не получится, что игра слов - единств.вариант общения и сближения.
|
|
Герои ждут Бога, истину. Эти двое – это все люди. Мы устали бороться. Мы ведем абсурдное существование. 2 дня – это на самом деле годы. Люди зависят не только от вещей, но и друг от друга тоже. Вещи: башмаки, чемодан с песком, шляпа. Поцио и Лаки – модель иерархического социального общества. Беккет признался, что каждую пару персонажей олн списал с себя и его жены. Имена героев интернациональные, чтобы подчеркнуть, что имеются ввиду люде вообще. В произведении присутствует амбиентный диалог – диалог в пустоту. В то время в комедии происходили перемены. В театр проникли открытые приемы клоунады. Клоун – это пародия на культуру. Беккет назвал свою пьесу трагикомедией. Театр абсурда показывает человека не привязанного ни к чему – вне времени, вне культуры, вне эпохи. Это попытка показать, что человек – марионетка в руках судьбы.
Філософський зміст драми Ежена Іонеско «Носороги»
Проблему «стадного принципа», иначе говоря, коллективного «бессознательного» сознания освещали в своих произведениях и работах многие писатели и учёные, такие как Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Ежен Йонеско, Сэмюель Беккет. Не случайно возникло особое художественное направление, сосредоточившее свое внимание на освещении именно этого момента человеческого существования - театр абсурда, одним из самых ярких представителей которого является Ежен Ионеско. Йонеско поднимает проблемы общественно-философского плана, заставляет посмотреть на мир с этого нового ракурса сквозь призму драматургических средств.
|
|
Драма Йонеско "Носорог" - одна из самых интересных пьес не только своего времени. Написанная в 1959 году, она отразила существенные особенности развития человеческого общества (за пределами времени и пространства). Действительно, в "Носорогах" разыгрывается драма одиночества личности, индивидуального сознания в столкновении с общественным механизмом. Ионеско утверждает, что идея имеет цену и смысл, пока она не пленила сознание многих, потому что тогда она становится идеологией. А это уже опасно.
Йонеско применяет своеобразную форму, описывая гротескную картину превращения людей в носорогов. Абсурдность событий, изображенных драматургом, подчеркивает остроту мысли автора, выступает против обезличивания, лишения индивидуальности. Учитывая время написания пьесы, разумеется, как волнует Ионеско проблема наступающего, воинствующего тоталитаризма.
|
|
Вся драма «Носороги» направлена против «готовых рецептов». Ведь те, кто превратились в носорогов, как раз является их любителями, являются носителями «готовых идей». Йонеско писал, что реплики Ботара, Жана, Дудара - «ключевые формулы, краеугольные лозунги разных догматиков». Так, друг Беранже Жан, по его же признанию, имеет «моральную силу», но одновременно «чувствует себя легким». Не потому, что его переполняют многочисленные легкомысленные лозунги и сентенции, которые имеют сугубо резонерские или поучительный характер: «Жизнь - это борьба, кто не борется - трус», - поучает он Беранже.
Через видимый абсурд событий, описанных в "Носорог", просвечивают важные философские идеи: смысла бытия, способности человека противостоять злу, сохранять себя как личность. Идея противостояния злу показана через сопротивление пьяницы и неряхи Беранже общем омасовленню. Почему именно ему, а не изысканном правильном Жану, который знает, как жить, это удается? Ведь, на первый взгляд, Жан - это олицетворение всех добродетелей, олицетворение респектабельности и общественного признания. Однако все это - способ быть как все, иметь уважение общества, живя по правилам. Он не признает других людей и мыслей, и эта нетерпимость не дает ему видеть других, ощущать еще кого-то. Толерантное отношение к чужим идеалам, вкусов, вероисповедания, нации - свидетельство высокой культуры, миролюбия. Именно этими качествами наделен Беранже. Для него внешний успех, к которому стремится Жан, несущественный. Но это и дает ему свободу самому решать, что есть зло, и самому бороться: "Я последний человек и буду им до самого конца, я не сдамся!"
|
|
Таким образом, средствами театра абсурда Эжен Ионеско предупреждает человечество об угрозе обезличивания и тоталитаризма. И в этом скрытый смысл пьесы "Носороги".
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 535; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!