Постмодернистская чувствительность



• Ощущение мира как хаоса;

• Кризис веры во все ранее существовавшие ценности;

• Эпистемологическая неуверенность;

• Тотальный релятивизм;

• Ирония

 

Концепція «кризи метанаративу» та її вплив на організацію постмодерністського тексту: дискретність, фрагментарність, нелінійне письмо.

 

Лиотар, Жан-Франсуа французский философ-постмодернист и теоретик литературы. Определил постмодерн как кризис метанарративов (великих проектов).

Речь идёт о постмодернизме. Постмодернизм стирает границы между высокими и низкими формами искусства, отрицает жесткие жанровые различия и акцентирует внимание на пародии, иронии и игре. Отличительная черта - разрушение базовых теорий прежнего подхода к литературному тексту, кризис (разрушение) меннаратива (основных постулатов). Такое отрицание авторитетов и прежних истин отражается в формах самовыражения в тексте. Пример тому наличие в тексте дискретности (прерывность, дробность), фрагментарности (частичность, обрывочность), нелинейность письма (несвязанность фрагментов или рассказ в рассказе по принципу матрёшки). Постмодерн таким образом активизирует словесную игру, отрицая прежние каноны.

Постмодерністська чуттєвість» як світоглядна концепція ІІ пол. ХХ ст.: причини формування, основні компоненти, поетичні риси

 

"постмодернистская чувствительность" - специфическое видения мира – мира децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, предстающеее сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов. Любая попытка сконструировать "модель" такого мира – бессмысленна. Все это приводит теоретиков постмодернизма к "эпистемологической неуверенности", к убеждению, что наиболее адекватное постижение реальности доступно не естественным и точным наукам, не традиционной философии, опирающейся на формализованный понятийный аппарат, а интуитивному, "поэтическому мышлению" с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью.

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — характерная для философии постмодернизма (как и для культуры постмодерна в целом) парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса (см.). Рефлексивно зафиксирована постмодернистской философией 1980 — 1990-х (Лиотар, А.Меджилл, В.Вельш, В.Лейч и др.).

Возникновение понятия постмодернистская чувствительность связано с фактом переосмысления постструктуралистских теорий как отражения постмодернистского менталитета, ставшим предметом серьезного обсуждения среди западных философов и культурологов с середины 80-х годов.

Под постмодернистской чувствительностью понимают два рода явлений. Первым ее аспектом называют ощущение мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностной и смысловой ориентации, мира, отмеченного, по утверждению теоретика постмодернизма И. Хассана, «кризисом веры» во все ранее существовавшие ценности.

В художественном сознании эта форма постмодернистской чувствительности привела к убеждению, считает голландский исследователь Д. Фоккема, что любая попытка сконструировать «модель мира» (в направлении чего двигалось искусство модернизма), с точки зрения художников-постмодернистов, абсолютно бессмысленна, как бы она ни оговаривалась или ограничивалась эпистемологической неуверенностью. Постмодернисты полагают в равной мере невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок или какие-либо системы приоритетов в жизни. Если они и допускают существование модели мира, то основанной лишь на «максимальной энтропии», на «равновероятности и равноценности всех конститутивных элементов» (Fokkema:1986. с. 82-83). Фактически на уровне композиции постмодернистский взгляд на мир выразился в стремлении воссоздать хаос жизни искусственно организованным хаосом принципиально фрагментарного повествования. Согласно английскому теоретику Д. Лоджу (Lodge: 1981), главное свойство текстов подобного типа заключается в том, что на уровне повествования они создают у читателя «неуверенность» в ходе его развития.

 

Другим аспектом постмодернистской чувствительности, наиболее ярко проявившимся в сфере теорикритики, является особая «манера письма», характерная не только для литературоведов, но и для многихсовременных философов и культурологов, которую можно было бы назвать «метафорической эссеистикой».

Постмодернистская чувствительность как стилистический прием постмодернистской поэтики устанавливает ориентир на хаос на всех языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, семасиологическом и текстовом. Автор того или иного произведения стремится не растолковать читателю содержание, а создать неуверенность в том, что происходит. Поэтому в таких произведениях нет ни структуры, ни упорядоченного содержания.

На текстовом уровне проявлением постмодернистской чувствительности является показ разрушенного сознания, деформированной действительности, душной атмосферы эпохи. Поэтому герой постмодернистских произведений - человек, потерявшийся в повседневной жизни, потерявший связь со Вселенной, остро переживает свою отчужденность и потерю духовных ориентиров. Он не знает, куда идти, во что верить, даже о чем думать и что чувствовать, поскольку его мысли и чувства деформированы под влиянием трагической действительности

На языковом уровне это проявляется в отсутствии имен собственных героев, «красноречивых» фамилий. Показательно небольшое количество эпитетов, что, как правило, однобоко характеризует героя. Отсутствие пунктуации, ошибочное разделение текста на абзацы вместе с фрагментарностью создают для читателя то ощущение хаоса, в котором находится и сам герой.

 

Постмодернистская фрагментарность и хаотичнисть мира формирует особое Отношение к тексту в общем, который понимается как «процесс распада мира вещей», что порождает «Космический хаос» [Маньковская 2009 12]. Ему соответствует нестабильность текстовой семантики (хаос значений, хаос кодов, что создают значение, хаос цитат и т.п.) как выраженность и отголосок «космического хаоса».

Первый аспект по Ильину можно определить как: НОНСЕЛЕКЦИЯ - Англ. nonselection. Термин постмодернизма, наиболее детально обоснован и описан голландским исследователем Д. Фоккемой. Утверждая, что один из главных признаков постмодернистского восприятия заключается в отрицании любой возможности существования «природной или социальной иерархии», ученый выводит из этого так называемый «принцип нониерархии», лежащий в основе структурирования и формообразования всех постмодернистских текстов. Этот принцип нониерархии в свою очередь сказывается на переосмыслении самого процесса литературной коммуникативной ситуации. Для отправителя постмодернистского текста (т. е. его автора - писателя) данный принцип означает отказ от преднамеренного отбора (селекции) лингвистических (или иных) элементов во время «производства текста». Для получателя же подобного коммуниката (т. е. для его читателя), если он готов его прочесть (дешифровать) «постмодернистским способом», этот же принцип предполагает отказ от всяких попыток выстроить в своем представлении «связную интерпретацию» текста (Fokkema:1986).

Выделяя в качестве основополагающего принципа организации постмодернистского текста понятие нонселекции, Д. Фоккема прослеживает его действие на всех уровнях анализа: а) лексемном; б) семантических полей; в) фразовых структур; г) текстовых структур.

На фразовом уровне Фоккема отмечает три основные характерные черты постмодернистских текстов:

1) синтаксическую неграмматикальность или такую ее разновидность, когда предложение оказывается оформленным не до конца с точки зрения законов грамматики, и фразовые клише должны быть дополнены читателем, чтобы обрести смысл

2) семантическую несовместимость

3) необычное типографическое оформление предложения

Фактически, правило нонселекции отражает различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности.

 

Второй аспект по Ильину предполагает: иронический модус

Ироническое отношение к действительности реализуется разнообразно: с помощью гротеска, парадокса, пародии, псевдоцитат, стилизации, мистификаций или через атмосферу всего произведения. В современном романе она часто принимает форму самоиронии и даже самопародирования. Характерной приметой постмодернистской литературы является пастиш, редуцирована форма пародии (без скрытого мотива пародии) или самопародирования. Пастиш является ироническим модусом постмодернистского искусства и отражает один из его главных признаков - «двойное кодирование». Большинство произведений постмодернизма отличаются сознательной установкой на ироническое сопоставление различных литературных стилей, жанровых форм и художественных течений.

Благодаря «двойному кодированию», с одной стороны, используется тематический материал и техника «популярного», то есть массового уровня культуры, делает тексты привлекательными для рядового читателя. С другой стороны, пастиш указывает на тенденцию романистов подражать стилю иного исторического периода, перелицовывать известные сюжеты и литературные клише. Это один из самых распространенных способов игры с литературой предыдущих периодов, когда благодаря ироническом трактовке наиболее распространенных сюжетов, приемов и техники представления материала, постмодернистские произведения апеллируют к интеллектуально развитому реципиенту.

 

23.

24.

25.Концепція «світу як тексту» у літературному дискурсі порубіжжя ХХ-ХХІ ст. («Осінь у Петербурзі» Дж.М.Кутзеє, «Англія, Англія» Дж.Барнса, «Маятник Фуко» У.Еко)

Мир как текст — фундаментальное положение постмодернистской философии, разработанное Ж. Деррида. Текст понимается философом как сложноорганизованное многосмысловое знаковое макрообразование, возникающее «в развертывании и во взаимодействии разнородных семиотических пространств и структур» посредством стратегии différance, что обеспечивает генерирование разветвляющейся смысловой множественности, которую невозможно исчерпать.

 

Мир как текст" – один из наиболее известных тезисов постмодернизма. В постмодернизме вся реальность мыслится как текст, дискурс, повествование. "Нарратив", "текстуальность", "интертекстуальность" – это важнейшие понятия, которые используются постмодернизмом для описания современной реальности, основные слова его языка. "Ничто не существует вне текста" - утверждает Ж.Деррида. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст. Понимание текстов возможно лишь в "дискурсивном поле культуры". Иначе говоря, их можно понять только в связи с другими текстами, но не в связи с каким-либо "буквальным" значением или нормативной истиной. Неизбежное присутствие предыдущих текстов – интертекстуальность – не позволяет любому тексту считать себя автономным. Деконструкция как общий метод постмодернистского анализа, применимый к анализу любого феномена культуры, любого текста, неизбежно превращается в многосмысленный и бесконечный интерпретативный процесс, который релятивизирует любой текст, любое понятие, - и потому лишает смысла проблему истины. Таким образом, язык оказывается непостоянной средой, он не может непосредственно нести смысл или истину. Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма о несамотождественности текста и о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и как следствие – о проблематичности той картины действительности – эпистемы, по М.Фуко, которая существует в ту или иную историческую эпоху. Согласно М.Фуко, в каждую историческую эпоху существует специфическая, более или менее единая система знания, которая образуется из дискурсивных практик различных научных дисциплин, - эпистема. Она реализуется как языковой код, языковая норма, бессознательно предопределяющая языковое поведение, а следовательно, и мышление индивидов. По мнению Фуко, эпистема всегда внутренне подчинена структуре властных отношений, выступает как "тотализирующий дискурс", легитимирующий власть, поэтому она не может быть нейтральной или объективной. Эта исходная и главная идея постмодернизма и весь связанный с ней критический пафос, рождающий установку на сопротивление власти языковых структур, невозможно понять вне тех кардинальных изменений социокультурной ситуации, которые произошли в мире, прежде всего в западном обществе, под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии. Эти изменения ведут к фундаментальной, онтологической трансформации культуры.Наиболее репрезентативной в интерпретации этих изменений является теория гиперреальности Жана Бодрийара. ( Baudrillard J. 1981). Гиперреальность, по Бодрийару, возникает тогда, когда культурные представления и знания утрачивают связь с социальной и человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами. Это, ставшее модным, слово означает псевдовещь, замещающую "агонизирующую" реальность, стирающую различия между реальным и воображаемым, кажимость, не обладающую никакими референтами. Связь образности и реальности, согласно Бодрийару, проходит несколько этапов, отмеченных нарастающей эмансипацией кодов от референтов: отражение объективной реальности сменяется ее извращением, затем - маскировкой ее отсутствия и наконец – утратой какой-либо связи с реальностью, заменой видимости – симулякром. Весь современный мир состоит из симулякров, которые не имеют основания ни в какой реальности, кроме собственной, это мир самосоотносимых знаков, абсолютно искусственный мир. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. Уже никто не апеллирует к "реальному" объекту, поскольку в мире, где доминируют искусственные модели, не делается различий между "словами" и "вещами". Субъект, лишенный объекта, не может сравнивать свои представления с объектом и оказывается в полной зависимости от гиперреальности. Человеческая жизнь становится призрачной, неаутентичной, вызывает ощущение пустоты и бессмысленности, хаоса и отсутствия гармонии, нестабильности и всеобщей дезорганизованности мира.Таким образом, постмодернизм вскрывает внутренний механизм процесса мистификации общественного сознания, происходящего под воздействием СМИ, доказывает ненадежность, недостоверность – "неистинность" "знания" о мире, формируемого таким образом. И эта демистификация "знания" принимает форму "отрицания онтологических границ" (Деррида), ведет к тому, что "разделительная линия" между миром и знанием больше не ясна.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!