Інтертекстуальність у літературознавчому дискурсі ІІ пол. ХХ ст.: проблема визначення, класифікація, різновиди. Поняття ризомної структури та гіпертексту. 



Интертекстуальность

В широком смысле – связь текста с другими текстами, межтекстовый диалог

В узком смысле – одна из разновидностей межтекстового взаимодействия:

- Архитекстуальность– взаимосвязь текстов на уровне жанра;

- Паратекстуальность – взаимосвязь текстов на уровне заглавий, подзаголовков, эпиграфов;

- Интертекстуальность – взаимосвязь текстов на уровне аллюзий, цитаций, реминисценций;

- Метатекстуальность – комментирующая и критическая отсылка текста к претексту

Ризома

• Разновидность поверхностной мочковатой корневой системы без четко выраженного главного корня;

• В постмодернизме – непрерывная структура без центра, периферии и глубины, каждый элемент которой связан с другими;

• Интертекстуальные связи текста с другими текстами создают ризомные структуры; один из подвидов ризомы – гипертекст

• Интертекстуальность являет собой одну из наиболее ярких отличительных черт постмодернизма как направления или, вернее, «ситуации» в литературе. Термин "Интертекстуальность" был введен Кристевой (в 1967). В целом, концепция интертекстуальности восходит к фундаментальной идее неклассической философии об активной роли социокультурной среды в смыслопонимании и смыслопорождении. [18] В постмодернистской системе отсчета взаимодействие текста со знаковым фоном выступает в качестве фундаментального условия смыслообразования: всякое слово (текст) есть пересечение других слов (текстов).

• По мнению Р.Барта, интертекстуальность «не может быть сведена к проблеме источников и влияний; она представляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитаций, даваемых без кавычек». Иными словами, автору только кажется, что творит он сам, на самом же деле это сама Культура творит посредством него, используя как свое орудие. [19]

• Смысл же возникает именно и только как результат связывания между собой семантических векторов предшествующей и окружающей культуры, выводящих в широкий культурный контекст, выступающий по отношению к любому тексту как внешняя семиотическая среда.

• Базовым понятием постмодернистской концепции И. выступает понятие палимпсеста, переосмысленное Ж.Женеттом в расширительном плане: текст, понятый как палимпсест, интерпретируется как пишущийся поверх иных текстов, неизбежно проступающих сквозь его семантику.

• Несмотря на расхожую фразу о том, что символом культуры постмодерна становятся кавычки, постмодернизм основан на презумпции отказа от жестко фиксированных границ между имманентным (внутренним) и заимствованным (внешним). В отличие от предшествующей традиции, постмодерн ориентирован на подразумевающиеся (графически не заданные) кавычки: текст... образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных цитат - из цитат без кавычек.

• В постмодернизме под цитатой понимается не только вкрапление текстов друг в друга, но и жанровые связи, ассоциативные отсылки, едва уловимые аллюзии и мн.др. Согласно предложенной Ж.Женеттом классификации типов взаимодействия текстов, могут быть выделены:

• 1) собственно интертекстуальность как соприсутствие в одном тексте двух и более различных текстов (цитата, плагиат, аллюзия и др.);

• 2) паратекстуальность как отношение текста к своей части (эпиграфу, заглавию, вставной новелле);

• 3) метатекстуальность как соотношение текста со своими предтекстами;

• 4) гипертекстуальность как пародийное соотношение текста с профанируемыми им иными текстами;

• 5) архитекстуальность как жанровые связи текстов. [20]

• [20] – Статья «Интертекстуальность» - Философский словарь на портале www.mirslovarei.com/

• Интертекстуальность предполагает определённый уровень общей эрудиции читателя, его способность собрать воедино «кусочки мозаики». Собственно «интертекстуальная энциклопедия» читателя и является, в конечном счете, тем аттрактором, к которому тяготеет интерпретация текста как процедура смыслообразования. Именно в ориентации на читателя (т.е. в "предназначении" текста), а не в его отнесенности к определенному автору ("происхождении") и реализуется возникновение смысла: по Р.Барту, интертекстуальная "множественность фокусируется в определенной точке, которой является не автор, как утверждали до сих пор, а читатель. Читатель - это то пространство, где запечатляются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении, а в предназначении... Читатель - ...некто, сводящий воедино все те штрихи, что образуют... текст". Однако ни одному, даже самому "образцовому", читателю уловить все смыслы текста "было бы невозможно, поскольку текст бесконечно открыт в бесконечность" [21]

 

• ГИПЕРТЕКСТHyper – «сверх»;

• Принцип организации информационных массивов, при котором отдельные информационные элементы связаны между собой ссылками, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных данных;

• Термин введен в 1965 году Тедом Нельсоном

Свойства гипертекста

• Дискретность

• Нелинейность

• Реверсивность

• Гранулярность

• Ризоморфность

• Вариативность

Поняття гіперреальності у літературознавчому дискурсі ІІ пол. ХХ ст. Симулякр як структурна одиниця гіперреальності у теоретичному доробку Ж.-Ф. Бодрійяра. Гіперреальність у літературі постмодернізму (Мішель Уельбек «Світ як супермаркет», Джуліан Барнс «Англія, Англія», Віктор Пєлєвін «Покоління П»)

Гиперреальность (от др.-греч. ὑπέρ — над, сверху и лат. realisвещественный, действительный) — термин в семиотике и философии постмодернизма, описывающий феномен симуляции действительности, атакже неспособности сознания отличить реальность от фантазии, особенно в технологически развитыхстранах постмодернистской культуры. Введён Жаном Бодрийяром.

ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ- понятие философии постмодернизма, выражающее принципиальный отказ от идеи линейности в пользу идеи скачкообразного чередования эпистем (Фуко). Феномены истины, адекватности, реальности перестают восприниматься в качестве онтологически фундированных и воспринимаются в качестве феноменов символического порядка (см. Постмодернистская чувствительность).В рамках концепции "постистории" (см. Постистория)оформляется интенция отказа от традиционного исторического сознания и ориентация на трактовку субъекта в контексте "вненаходимости" применительно к историческому процессу. В подобном семантическом пространстве феномен реальности обретает характеристики Г., в рамках которой оригинал и копия (подделка) сосуществуют в одном культурном контексте (см. Симуляция).Таким путем постмодернизм выводит человека из-под диктатаодной определенной культуры: транскультурный мир располагается не в зоне директории по отношению к наличным культурам, но одновременно внутри их всех. - Транскультура отнюдь не определяется как аддитивная сумма содержаний наличных культур, предлагая процессуальность их игровых модификаций. Современное общество конституируется как общество тотальной зрелищности - так называемая витро-культура (ср. ницшеанскую констатацию "исторической болезни" европейской цивилизации, собирающей в своих музеях осколки прошлых культур - см. Руины).Согласно Бодрийяру, закончилась не только история, но и сама реальность, уступив место симулятивной Г. симулякров. Аналогично, согласно позиции Эко, мир культуры предстает в современном своем виде как совокупность знаковых систем, принципиально не соотнесенных с внесемиотической сферой. Одна из основных идей Эко относительно культурного пространства - это идея "отсутствующей структуры": знаки культуры, в которой мы живем, перманентно открыты для интерпретации - любая человеческая деятельность связана с интерпретацией знаков и практически исчерпывается ею (см. Интерпретация, Экспериментация).Таким образом, в культуре постмодерна статус знака и статус объекта оказываются неразличимы (Бодрийяр фиксирует эту ситуацию посредством метафоры "злой демон образов").

Эпоху постмодернизма Жан Бодрийяр называет эпохой гиперреальности, так как ее характеризует чувствоутраты реальности. Составляющими частицами феномена гиперреальности являются симулякры, репрезентации не существующего в объективной реальности, они же являются и ее продуктами. Гиперреальность — искусственная, виртуальная реальность, обладающая «избытком» реальности (которая, по Жану Бодрийяру, действует на настоящую реальность разрушающе). Гиперреальность — это реальность, которая выступает в виде картинки самой себя, замыкаясь в себе, порочно симулируя неограниченныйсемиозис, не отсылая ни гипертекстуально, ни семантически к реально существующим явлениям, основнойцелью которой является подмена реальности. Соотнесенность вещей и знаков утрачена. Этот эффектполучил название эмансипации знака или симуляции, которая характеризует современную эпоху. Реальностьпроизводит, гиперреальность симулирует. Жан Бодрийяр заявляет, что сегодняшний поток информациисоздает «белый шум» уничтожающий реальность, обволакивая и создавая огромное количество копий исимулякров, которые и формируют замещающую реальность гиперреальность, некий аналог марксистскойнадстройки (Понятие гиперреальность появилось как развитие понятия надстройки у Жана Бодрийяра). То, что индивидуум и социум уже давно существуют в гиперреальности — своего рода дань глобализации иэпохе постмодерна. Процесс подмены или наложения гиперреальности на реальность — этап преломленияэпох (модерн/постмодерн) в сознании людей, подмены понятий «реальности».

Симуля́кр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотически, знак, не имеющий означаемого объекта в реальности. В наше время под симулякром понимают обычно то, в каком смысле это слово использовал Бодрийяр:симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, чтоона изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может бытьсоздана с помощью специального программного обеспечения. Основанием для такой интерпретации понятия«симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, — а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно[1].

Жан Бодрийяр определяет следующий порядок симулякров:

· 1 порядок — имитации, чучела, копии, подделки. «Подделка работает пока лишь с субстанцией и формой, а нес отношениями и структурой». Характеристика эпохи Ренессанса.

· 2 порядок — функциональные аналоги, серии. Характеристика эпохи промышленной революции.

· 3 порядок — гиперреальность (деньги, мода, ДНК, модель, общественное мнение). Характеристика эпохипостмодернизма.

Иллюстрацией того, как производят симулякры, может служить фильм «Плутовство» (англ. Wag the Dog — «Хвост виляет собакой»).

Существует мнение, что неограниченный семиозис симулякров в гиперреальности эпохи постмодернизмаобречён на приобретение статуса единственной и самодостаточной реальности.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 636; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!