Итог (жанры городской литературы)



Эпические жанры

1.1. Фаблио – восьмисложный стих с парной рифмовкой. Что-то вроде обличительного рифмованного анекдота. «Роман о Семи Мудрецах», сборник «Римские деяния»

1.2. «Роман о Розе». Книга состоит из двух самостоятельных частей, написанных разными авторами в разное время и различных по духу. Из 22 817 стихов поэмы первые 4028 написаны около 1225—1230 годов Гийомом де Лоррисом. Остальные добавлены около 1275 года Жаном де Меном. Роза – аллегория возлюбленной. Герой ищет ее. «Роман о Розе» - что-то вроде кодекса куртуазной любви.

1.3. Жанр экземплы, который развился из проповеди (яркая дидактическая направленность)

1.4. Жанр экзегезы – что-то вроде примечаний к Библии и патристике.

2. Драматические жанры (истоком западноевропейского театра была церковная служба, а не античная драма)

2.1.  Мистерия

2.2. Миракль (предание о чудесах Божьей Матери). Если мистерия возышена, то в мираклях могли появляться бытовые зарисовки.

2.3. Соти – остросатирический драматургический жанр

2.4. Фарс

2.5. Фестнахтшпиль – масленичный фарс

2.6. Моралите - особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия.

Лирические жанры

3.1. Поэзия бродячих студентов (вагантов)

3.2. Творчество Франсуа Вийона (повторить по тетради, учебнику!!! Читать!!!)

 

Вопрос №5

Куртуазная литература: общая характеристика, куртуазный канон. Культура юга Франции и её влияние на европейскую традицию. Поэзия трубадуров и миннезингеров.

Куртуазная литература — совокупность литературных произведений западноевропейского христианского Средневековья, объединённых рядом тематических и стилистических признаков. В основном куртуазная литература отражает идеологию, сосредоточенную при дворах крупных сеньоров из прослойки служилого рыцарства (министериалов) в XII—XIV вв., в эпоху назревающей перестройки военного феодализма, выросшего на базе натурального хозяйства под влиянием начинающегося роста торгового капитала и разделения города и деревни. Вместе с тем куртуазная литература является орудием борьбы за эту новую идеологию с феодально-церковным мировоззрением предшествующей эпохи.

Общая характеристика, куртуазный канон

К XI – XII вв. господствующий класс западноевропейского феодального общества уже окончательно сложился и получил сословное оформление. Рыцарство превращается в своеобразную сословную организацию военно-феодальной знати со своим неписанным уставом, со своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести.

Рыцарь должен быть мужественным, справедливым, правдивым, щедрым; он должен защищать церковь, бороться с «неверными», хранить верность правителю, служить опорой слабых и беззащитных. Эти требования к идеальному рыцарю должны были идеологически обосновать сословно-иерархический принцип феодального общества и «освятить» право рыцаря на господствующее положение в этом обществе. Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII-XIII вв. Чаще всего, однако, идеальные рыцарские черты находились в самом резком противоречии с действительной социальной практикой средневекового феодала.

В наиболее зрелой и законченной форме рыцарская литература развилась во Франции, во многих случаях послужив затем образцом для литературы в других европейских странах.

В обстановке и под влиянием всех умственных приобретений рыцарство культурно растет и перестраивается. Оно сохраняет свою классовую природу со всеми ее типическими чертами; феодальные войны и грабежи по-прежнему остаются основным его занятием, его быт и нравы сохраняют свою первоначальную грубость и жестокость. Но наряду с этим в передовых кругах рыцарства формируется некий морально-эстетический идеал, и намечаются ростки светской культуры. Возникают пышные дворы, где приняты хорошие манеры, красивые наряды, занятия музыкой и поэзией. Наряду с любовью к роскоши и стремлением всячески приукрасить жизнь культивируется щедрость, которая считается обязательным признаком рыцарского «благородства» и выливается нередко в формы безудержного мотовства.

Появляется новое понятие – куртуазия. Рыцарь должен быть не только смелым, верным и щедрым, - он должен быть также учтивым, изящным, привлекательным в обществе, уметь тонко и нежно чувствовать.

В программу воспитания молодого рыцаря входит обучение не только военному делу и охоте, но и разным светским играм, искусству играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, слагать стихи, ухаживать за дамами. К героическому идеалу присоединяется другой идеал – эстетический.

В связи с этой новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства.

Резко изменяются общественная функция литературы, способ исполнения произведений, состав ее авторов и носителей. Рыцарская лирическая поэзия в силу ее происхождения из народной песни еще связана с музыкой, но повествовательные жанры уже не распеваются, а читаются. Назидательное значение литературы отнюдь не утрачиваются, но одновременно возникает и другая ее функция - светско-развлекательная. Автор – уже не бродячий жонглер, не искушенный в письменности, а поэт, обладающий некоторой школьной образованностью и состоящий на службе при феодальном дворе, иногда даже сам рыцарь. Этот автор стремится закрепить свое имя.

Язык рыцарской поэзии стремится быть чистым и изящным. Все грубое, обыденное из него изгоняется.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!