И даже те, кто молится кумиру,



Чтят одного,— вы чтите сто зараз.

Нападки Данте на алчность церковников впоследствии станут одним из основных мотивов антиклерикальной литературы нового времени.

Космос Данте

По представлениям Данте Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли, есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это Ад. Ад - средоточие мирового зла. Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света - «свет немотствует всегда». Поэтому в Аду грешники, которые наказаны страшнее всех - у них нет никакой надежды на спасение.

На южной, лучшей части Земли возвышается гора Чистилища. Это сфера очищающего преображения. В Чистилище рождается свет. Здесь тоже грешники, но им дарована надежда на спасение. На вершине Чистилища - Земной Рай, а дальше простираются сферы небесного Рая. Небесный Рай образован планетными сферами. По средневековым представлениям, сфера материальна, планета как бы впаяна в нее. Именно сфера вращается вокруг Земли, а вместе с ней вращается и планета. При вращении сфера звучит, у каждой сферы своя музыка, а все вместе они образуют «музыку сфер». Название «музыка сфер» давно живет самостоятельно, независимо от родившей его пифагорейской теории. Оно приобрело очень широкий поэтический и философский смысл: это и некий принцип организации единого в своем гармоническом совершенстве мира, и образ высшей силы, осуществляющей это единство, и сама эта высшая небесная гармония. Это понятие вполне современно. К нему особенно часто обращаются философы, поэты, художники и музыканты. Пространство Рая - пространство музыки совершенной гармонии. Поэтому оно - пространство высшего света. Этот свет, исходящий из Райской Розы, пронизывает космос, охватывая его траекториями сфер. Небесный Рай - место, где, естественно, обитают души праведников. Дантовскому герою, или самому поэту, предстоит пройти и Ад, и Чистилище, и Рай. Его взору предстанет все мироздание, он увидит, как организовано мироздание, какая сила держит его и приводит в движение, другими словами говоря, он поймет, что составляет основу жизни.

Символы и аллегории

Символ - небольшой предмет материального мира, которому приписано абстрактное значение. Аллегория состоит из нескольких символов. Она воплощает идею. А символ - необязательно. Зеленое - не плоть надежды, не воплощение. А рог - это плоть (воплощение) изобилия.

Аллегория и символ - у них направления разные. Аллегория идет от идеи - к воплощению. Символ - от воплощения к идее.

Как и у средневековых поэтов, поэма держится на аллегорическом стержне. Вся первая песнь поэмы — сплошная аллегория

Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, - символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица - три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь - Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев - символ грубой физической силы - Франция; волчица, алчная и похотливая - папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий - земная мудрость, направляющая человека к добру, посланная к поэту Беатриче - божественная мудрость, которая ведет к нравственному очищению и постижению истины.

Всё это фантастическое, религиозно-богословское построение с его символикой в то же время своеобразно отражает реальную жизнь. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство. Главным же образом Вергилий олицетворяет собой у Данте разум, высшую способность разумения, которой человек может достигнуть без божественного откровения. А так как автор «Энеиды» не только национальный поэт Рима, национальный историк древней Италии, но и певец римской истории, певец, наиболее прославивший римское государство, то он изображает собою в «Божественной комедии» символ идеи гибеллинов — идеи римской универсальной монархии, и пророчит Италии политического мессию, который прогонит обратно в Ад волчицу, т. е. причину всякой несправедливости на земле.

Все грехи, наказываемые в аду, влекут за собой форму наказания, аллегорически изображающую душевное состояние людей, охваченных данным пороком. Например, сладострастные осуждены вечно кружиться в адском вихре, символически изображающем вихрь их страсти. Столь же символичны наказания гневных (они погружены в смрадное болото, в котором ожесточенно борются друг с другом), тиранов (они барахтаются в кипящей крови), ростовщиков (у них на шее висят тяжелые кошельки, пригибающие их к земле), колдунов и прорицателей (их головы вывернуты назад, так как при жизни они кичились мнимой способностью знать будущее), лицемеров (на них надеты свинцовые мантии, позолоченные сверху), изменников и предателей (они подвергнуты различным пыткам холодом, символизирующим их холодное сердце).

Господство в композиционной структуре поэмы числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим значением (символизация христианской идеи о троице). Уже в «Новой жизни» число 9 таинственным образом сопутствовало всем значительным событиям в личной жизни поэта. В «Божественной комедии» на числах 3 и 9 основана вся архитектоника загробного мира. Она продумана Данте до малейших подробностей, вплоть до точного обозначения всех пространственных и временных моментов.

На заметку: самая идея загробного возмездия получает у Данте политическую окраску. Не случайно в аду пребывают многие политические враги Данте, а в раю — его друзья. Так, римские папы во главе с Николаем III мучатся в аду, тогда как для императора Генриха VII приготовлено место в эмпирее, в непосредственной близости с богом. Конкретная политическая направленность поэмы придает ей ярко выраженный реалистический характер.

Вопрос №8

«Божественная комедия» Данте. Литература и культура в поэме. Канонические представления и индивидуальное мировоззрение, фигура автора. Образ лирического героя.

Основное произведение Данте, на котором в первую очередь основана его мировая слава, — это «Божественная комедия». Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но дает грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, одновременно перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время «последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени».

При всей оригинальности художественного метода Данте, его поэма имеет многочисленные средневековые источники. Фабула поэмы воспроизводит схему популярного в средневековой клерикальной литературе жанра «видений» или «хождений по мукам», т. е. поэтических рассказов о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Средневековые «видения» подготовили много деталей, вошедших в поэму Данте.

«Божественная комедия» имеет также и античные источники. Обращение к ним со стороны Данте объясняется его огромным интересом к античным писателям, который является одним из главных симптомов подготовки Ренессанса в его творчестве. Из античных источников поэмы Данте наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, в которой описывается нисхождение Энея в Тартар с целью повидать своего покойного отца. Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видения обычно исполнял ангел. Этот смелый прием находит объяснение в том, что Вергилия считали в средние века провозвестником христианства (на основании вольного толкования одного места из его IV эклоги). Существует глубокая принципиальная разница между поэмой Данте и клерикальной литературой раннего средневековья. Задачей средневековых «видений» являлось отвлечь человека от мирской суеты, показать ему греховность земной жизни и побудь его обратиться мыслями к загробной жизни. Данте же использует форму «видений» с целью наиболее полного отражения реальной земной жизни; он творит суд над человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как таковой, а с целью ее исправления, чтобы заставить людей жить как следует. Данте не уводит человека от действительности, а, наоборот, погружает человека в нее.

Изображая ад, Данте показывает в нем целую галерею живых людей, наделенных различными страстями. Он едва ли не первый в западноевропейской литературе делает предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения полнокровных человеческих образов спускается в загробный мир. В отличие от средневековых «видений», дававших самое общее, схематическое изображение грешников, Данте конкретизирует и индивидуализирует их образы. Все персонажи «Божественной комедии», в особенности ее первой кантики, наиболее сильной в художественном отношении, глубоко отличны друг от друга, хотя и обрисованы лишь двумя-тремя штрихами. Умение нарисовать образ на самом узком пространстве — одна из основных черт изумительного поэтического мастерства Данте, не имеющего в этом отношении равных себе во всей мировой поэзии. Это мастерство носит у него чисто реалистический характер.

Как реалист, Данте все время оперирует материалом, взятым из живой итальянской действительности, материалом современным и даже злободневным для первых читателей его поэмы. Загробный мир не противопоставляется реальной жизни, а продолжает ее, отражая существующие в ней отношения. В дантовском аду бушуют, как и на земле, политические страсти. Грешники ведут с Данте беседы и споры на современные политические темы. Фантастическая по своему общему замыслу, поэма Данте построена целиком из кусков реальной жизни.

У Данте необычайно развито чувство природы и умение передать ее красоту и своеобразие. Это делает его уже человеком нового времени, ибо средневековому человеку был чужд такой напряженный интерес к внешнему, материальному миру.

Этот интерес к материальному миру отражается и в живописном мастерстве Данте. Поэт владеет палитрой, исключительно богатой красками.

Рядом с живописным мастерством Данте следует отметить присущий ему пластический дар. Каждый образ «Божественной комедии» отливается в подлинно скульптурные формы.

Данте пишет мужественным, сжатым, энергичным языком, который является исключительно гибким орудием выражения его мысли и удивительно приспособлен к показу изображаемых им объектов.

Все отмеченные особенности «Божественной комедии» как художественного произведения связывают ее с искусством Ренессанса, одной из важнейших особенностей которого являлся напряженный интерес к земному миру и человеку. Однако Данте не может быть еще признан поэтом Ренессанса в полном смысле этого слова, потому что реалистические тенденции в его творческом методе противоречиво уживаются с чисто средневековыми устремлениями. Среди последних особенно важное значение имеют аллегоризм, пронизывающий всю поэму Данте от первой до последней ее песни, а также чисто католическая символика. Каждый сюжетный момент в поэме, каждый ее образ и ситуация могут и должны быть истолкованы не только буквально, но и иносказательно, притом в нескольких планах: морально-религиозном, политическом, биографическом и т. д.

Помимо морально-религиозного смысла, многие образы и ситуации «Божественной комедии» имеют политический смысл. Но если морально-религиозные аллегории сближают «Божественную комедию» с литературой раннего средневековья, то политические символы и намеки придают ей светский отпечаток, не типичный для средневековой литературы.

Но противоречием между морально-религиозным и политическим смыслом «Божественной комедии» не исчерпывается глубокая противоречивость поэмы Данте как произведения, стоящего на рубеже двух великих исторических эпох. В сознании Данте элементы старого и нового переплетаются самым причудливым образом. С одной стороны, Данте проводит сквозь всю свою поэму мысль о том, что здешняя, земная жизнь есть подготовка к будущей, вечной жизни. С другой стороны, он обнаруживает страстный интерес к земной жизни и пересматривает с этой точки зрения целый ряд церковных догматов и предрассудков.

Данте критически пересматривает аскетические идеалы церкви также и в других отношениях. Временами соглашаясь с церковным учением о суетности и греховности стремления к славе и почестям, он в то же время устами Вергилия восхваляет стремление к славе. Он превозносит и другое свойство человека, столь же сурово осуждаемое церковью, — пытливость ума, жажду знания, стремление выйти за пределы узкого круга обычных вещей и представлений.

Данте избрал для поэмы сюжет, воспламенявший, в первую очередь, его собственное воображение. Главный герой поэмы - он сам; это он падает, отчаивается, борется и воскресает. Именно он после смерти Беатриче очутился в лесу юношеских заблуждений, однако сумел выбраться оттуда благодаря изучению философии, а затем обрел успокоение и надежду вечного спасения в вере и богословии.

Автор «Комедии» повествует о личном, пережитом, выстраданном. Его образ всегда на переднем плане, образ гордого, страстного, мятежного человека, с его многообразным миром чувств: любовью, ненавистью, скорбью, гневом, состраданием.

В «Божественной комедии» поэт «Новой жизни» — первой лирической исповеди в европейской литературе — продолжает рассказ о себе. Но теперь исповедь пишет человек, познавший «позор и славу смертных дел», горькие утраты, унижения бездомного скитальчества. Испытания и годы высекли новые черты на его лице, и оно стало строгим, суровым.

Безусловно, главным героем «Комедии» выступает сам автор. Его путешествие по загробному миру, лица, им встреченные и показанные, определены в первую очередь его личной судьбой. Хотя фигура автора как связующего начала для всех частей «Божественной комедии» неоднородна. Автор выступает в трех ликах. Это конкретный человек со своей личной судьбой, на обстоятельства которой прямо указывает Беатриче. Но Данте и герой «Божественной Комедии» - участник событий.

Данте приобщается к смиренномудрию, преодолевает собственную гордыню как герой поэмы. «Однако никакое смиренномудрие не помешало Данте-автору поэмы взять на себя роль пророка и верховного судьи, - так характеризует противоречия между Данте-героем и Данте-автором М. Л. Андреев. – Он судит мертвых и живых, великих и малых мира сего, своей волей отменяет приговор церкви, спасая от ада умерших в отлучении, своей волей посылает в ад.

«Миссия Данте-героя поэмы заключается в том, чтобы без утайки, прямо и нелицеприятно поведать живущим о том, что ему открылось в загробном мире, и тем самым открыть людям глаза на них самих», - к такому выводу приходит М. Л. Андреев. Еще одна ипостась образа автора связанна с прямыми обращениями к читателю, с характеристиками самого своего творения, с поиском и выбором абсолютно убедительных и убеждающих в достоверности поэмы художественных средств и приемов.

Лирического героя мучают сомнения. Ведь он не герой и не святой, но он избран пройти этот путь. Оказывается, что посылает Данте туда Беатриче через Вергилия. В аду лирический герой сопереживает грешникам, он часто теряет сознание, он не может переносить эти страдания. Но он воспринимает эту дорогу, как дорогу познания человечества.

Христианская классификация грехов (7 смертных грехов) появилась позже: дантов ад выражает его индивидуальные представления.

У Данте начинает играть роль художественная литература («Энеида», роман о Ланселоте) – к теме о литературе в поэме.

Важно! Рифмовка «Комедии» - ABABCBCDC, она подразумевает собой взаимосвязь всего сущего. Год «путешествия» Данте – 1300 (35 лет – кризис среднего возраста). Действие начинается в Страстную Пятницу и заканчивается в пасхальное воскресенье. Рысь, лев и волчица. В образе волчицы – продажная католическая церковь. Самая яркая черта поэмы – синтез христианской теологии с античной. культурой. 79 персонифицированных обитателей ада, из них 32 флорентийца. Во времена Данте Землю считали плоской. Рай – 9 светил, вращающихся в Эмпирее.

 

Вопрос №9


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!