Особенности культуры средневековья



Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которого объединяли образ жизни, этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская культура производится в феодальной среде. Само сословие феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса образовывали крупнейшие землевладельцы - носители громких титулов. Рыцари рангом ниже служили в дружинах со своими отрядами, которые появлялись по первому зову господина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все достояние которых состояло в военной выучке и оружии. Многие из них путешествовали, примыкая к отрядам тех или иных предводителей, становясь наемниками, а нередко и просто промышляли разбоем. Военное дело было прерогативой феодалов и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались участвовать в сражениях вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно распространенным в рыцарской среде представлениями, настоящий рыцарь должен был происходить из хорошего рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз. Принадлежность к состоянию передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги. В разных странах существовали системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде мечом и копьем, а также борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Лишь после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари. Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме прочего, и приемам охоты. Она считалась второй после войны занятием, достойным рыцаря.

В рыцарях вырабатывался особый тип психологии. Идеальный рыцарь обязан обладать множеством достоинств. Он должен был быть внешне красивый и привлекательный. Поэтому специальное внимание уделялось фигуре, одежде, украшениям. Латы и конская упряжь, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили до 60-80 кг. Латы начинают терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия. От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть надо было все время подтверждать, и многие рыцари находились в постоянном поиске возможностей для этого. «Когда здесь война, я здесь останусь», - говорит рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы помериться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В XI-XIII вв. выработались правила рыцарских поединков. Да, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались друг на друга с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за меч, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались лишь выбить соперника из седла. При проведении турнира после многочисленных индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное соревнование - имитацию сражения двух отрядов. Рыцарские поединки стали составной частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок проходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам».

Среди рыцарства была развита сословная солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения. Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвался на поединок с рыцарем сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли обменять на него Ожье. Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайфа-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард поднял сына своего соперника в рыцарское достоинство. Высшим проявлением рыцарской воинственности, агрессивного стремления феодалов к захвату новых земель, поддержанного католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман. В 1096 г. состоялся первый из них, а в 1270 г. - последний. В их ходе возникают особые военно-религиозные организации - рыцарские ордена. В 1113 г. был учрежден орден иоаннитов или госпитальеров (их первые резиденцией был дом-госпиталь Св. Иоанна). В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, который подчинялся лично Папе римскому. Вступая в орден, рыцарь давал обет целомудрия и послушания. Они носили монашеские плащи (у госпитальеров - красный с белым крестом, у храмовников - белый с красным). В агрессии против славянских народов главную роль играл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отражение в рыцарской литературе. Ее вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшая на юге Франции (Лангедок). Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой рыцарь должен следовать правилам «куртуазии». «Куртуазия», кроме воинской доблести, требовала умение вести себя в обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особый ритуал ухаживания за дамой. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная сословная терминология: присяга, служения, дарения, сеньор, вассал. По всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательны идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отражали быт и нравы своего времени. В то же время в них уже виден интерес к отдельной человеческой личности. Популярные сюжеты - о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артура, о рыцаре Ланселоте, о Тристане и Изольде. Во многом благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Так же, большинство населения средневековой Европы составляли крестьяне. Как соотносились между собой церковная, рыцарская культура и культура народной массы? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Так, культуру феодалов буквально пронизывает презрение к «мужикам», в то же время руками последних создаются и украшаются феодальные замки, храмы и монастыри. Еще из варварских времен сохраняются и развиваются народные устные эпические произведения - «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде» - но записывают и обрабатывают их уже образованные люди. Среди крестьян, особенно с установлением крепостного права, постоянно живет ненависть к угнетателям - землевладельцам, и в то же время уважается фигура рыцаря - защитника христианства. В народной среде происходит формирование национальных языков.

Крестьянское мировосприятие, безусловно, формировалось на основе христианского мировоззрения, но при этом религиозные чувства простых людей значительно отличались от канонов официального богословия. Особое сожаление вызывали страдания Христа, в них видели отголоски собственной судьбы. Любим, уважаем становится образ Богоматери, ее считали защитницей и заступницей. Возникали так называемые «народные ереси» (ересь - религиозное учение, отклоняющееся от официального, церковного). Против таких движений церковь боролась очень жестоко. Одним из орудий борьбы становится инквизиция. Возникшая в XII в. как форма церковного суда, она превратилась в крупную организацию и была подчинена лично Папе Римскому.

В XI в. в Европе происходит быстрый рост городов. Новые виды занятий - торговля, ремесло - требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись в коммуны, имевшие органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастыря, на землях которых стоял город. Эта борьба потребовала героических усилий и заняла немалый исторический срок, но увенчалась в результате успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где возобладали города-государства).

Важным элементом подъема культуры в XI-XIII вв. было расширение образованности, выход ее за пределы исключительно духовенства. Организация городской жизни диктовала потребность в грамотных людях. Увеличивается количество школ, появляются городские, епископальные, а также частные школы. Постепенно возникает их специализация. Например, в Болонье были юридические школы, в Солерно - медицинские, признанным центром философии считался Париж.

Качественно новый этап в развитии системы образования - возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII вв. возникают университеты (от латинского «универсум» - общность, совокупность). К XV в. в Европе было уже 60 университетов.

Оживление интеллектуальной жизни в XI-XIII вв. сказалось в развертывании философских споров. Хотя господствующим был тезис «философия - служанка богословия», но надо учитывать, что для людей той эпохи она несла иное значение, чем для нас. Ведь только в Боге видели выше значения всего земного. Средневековая философия получила обобщенное обозначение - схоластика (от латинского «школа»).

Выдающимся представителем официальной церковной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Труды: «Сумма теологии», «Сумма философии». Он существенно развил католическое богословие, выработал общие принципы его отношения к природе и обществу, что фактически сохранились до сегодняшнего дня. Он, в частности, активно использовал наследие Аристотеля (материализм). Верил в силу разума, сформулировал 5 доказательств существования Бога. Учение Фомы Аквинского охватило буквально все стороны жизни. Высказывал он и экономические идеи, например о «разумной цене», которая должна соответствовать количеству затраченного труда.. Тезис Августина, который царил веками, «верую, чтобы понимать», Пьер Абеляр (1079-1142) противопоставил тезис «понимаю, чтобы верить», утверждая приоритет разума. Его учение было объявлено ересью.

Из литературных жанров с городской культурой связан расцвет латиноязычный литературы. Ее яркое явление - лирика вагантов (так называли бедных студентов), она отличалась свободомыслием, презрением ко всяким, в том числе церковных, авторитетам. Популярные были произведения сатирических жанров народными языках.

Помимо всего вышеперечисленного, особенностью культуры средневековья является и искусство раннего средневековья. Оно несет отпечаток переходности, в нем смешаны языческие и христианские мотивы. С потерей античных достижений основным стало декоративно-прикладное искусство.

О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с X в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства - ведущая роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отражает основные эстетические идеи.

Стиль западноевропейского искусства Х - XII вв. получил название «романский». Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время все каменные сооружения назывались римскими (Roma - Рим), в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени (значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, непрерывные войны).

Наиболее характерные для романского искусства типы сооружений - замок (укрепленное жилище феодала) и храм, также очень прочный извне. Основой планирования романского храма стала римская базилика (в переводе - «царский дом») - обширное прямоугольное помещение, разделенное поперечными перегородками на несколько зал - нефов. Стены были массивными, тяжелыми, узкие окна располагались высоко над землей. Крыши сначала сооружали из дерева, но частые пожары заставили перейти к строительству каменных сводов. Помещение украшали скульптурой и фресками. Для романской живописи характерны очень яркие, контрастные цвета.

Живым отголоском средневековья остаются рыцарские замки, от одних сохранились только живописные руины, но немало выстояло и осталось почти нетронутыми. Сначала замок был деревянной башней (донжон), разделенной на несколько этажей-ярусов, окруженной земляным валом, забором и рвом. Когда перешли к каменному строительству, замки постепенно превратились в сложные оборонительные комплексы. Главный принцип их устройства - в создании ряда препятствий для нападающих. Через ров, часто заполнен водой, в замок можно было попасть только через разводной мост. Главным укреплением были несколько рядов зубчатых стен с башнями. Обязательно внутри замка был колодец или создавался большой запас воды на случай осады. На отдельном дворе строили дом для владельца, церковь, хозяйственные помещения.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!