Военный мундир во второй половине XIX века



После смерти Николая I, к власти пришел его сын, более либеральный по своим взглядам – Александр Николаевич Романов. Каких бы взглядов не был очередной император, но одно было схожим в их политике – одним из первых изменений становится изменение военного костюма.

Так произошло и при воцарении на престол Александра II. Бывший в то время военным министром Долгоруков В.А. начал военную реформу, которую продолжил затем Милютин Д.А. Во-первых, были уменьшены пехотные и кавалерийские каски, а потом и вовсе отменены, оставшись лишь у гвардии в парадном мундире. Во-вторых, была проведена весьма неоднозначная реформа генеральского мундира – были введены красные шаровары. О них в то время сложили множество разнообразных шуток, например – «и обновленная Россия надела красные штаны». Однако данный шаг был предпринят Александром лишь для исполнения последней воли -отца, так как красные штаны для генералов были задумкой императора Николая I[45].

В правление Александра II было совершено весьма большое количество изменений военной формы – 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании[46]. Такое количество изменений мундира, конечно же, не могло остаться незамеченным в обществе. Особенно интересно мнение людей далеких от непосредственного ношения военной формы. Так, например, Елена Андреевна Штакеншнейдер, дочь русского архитектора Штакеншнейдера А.И., вспоминала о нелепых случаях, связанных с мундиром. «В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного и того же полка, одинаково одетых: один уже в новой форме, другой не успел ее сшить, третий – в самой новейшей»[47]. Немало важно мнение и людей военных – «Ни при ком она [форма] так часто не менялась, как при Александре II. За переменами бывало трудно уследить»[48] - вспоминал генерал российского Генерального штаба Геруа Б.В. Так же, он вспоминал о том, что был сложен анекдот в связи со сложившейся ситуацией – «сложили анекдот про двух офицеров, шедших по улице и встретивших монарха. Хотя его не узнали, но один из офицеров отдал ему честь. «Ты с ним знаком?» – спросил другой. «Нет, но отдал честь на всякий случай: как знать, может это генерал»».

Анекдот показателен для тех времен, так как в те времена офицер был обязан отдавать воинское приветствие лишь своему непосредственному начальству, однако, на шинелях, которые носили генералы и офицеры, знаков различия еще не было. Да и к тому же еще в Крымскую войну офицерам и генералам было разрешено использовать солдатские шинели, которые в полевых условиях были куда более практичны, нежели офицерские. Может появиться вопрос – «а как же эполеты, использовавшиеся в качестве отличительных символов?». Вопрос же на него можно найти всего лишь взглянув на солдатскую шинель и представить, как неказисто на ней будут выглядеть офицерские яркие эполеты. В Крымскую войну, получив опыт встречи с массовым использованием нарезного дальнобойного оружия, быстро смекнули, что лучше всего убрать все яркие детали мундира, которые выдавали офицеров в среде обычных солдат[49].

В ходе споров родился символ российского офицерства – погоны. Погоны при Александре II стали тем символом офицерской чести и достоинства, коим был до этого офицерский мундир[50]. Этот переход сакрального смысла чести офицера «с мундира на погоны» произошел по нескольким причинам: во-первых, изменилась сама форма, как солдатская, так и офицерская – яркие детали костюма были уже не к чему. Во-вторых, во внешней простоте мундира были скрыты большие экономические выгоды, так как более простая форма была намного дешевле тех «выпушек, погончиков и петличек», что навязывались в армии до Александра II, тем более, что новый император принял страну в достаточно плачевном экономическом состоянии.

Однако, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, при Александре II была введена красивая и современная форма. Был введен головной убор французского образца – кепи, что подчеркивало основное направление внешней политика Александра. Несмотря на все это, сохранялись русские традиции в обмундировании – награды полков и цвет сукна, которое использовалось в пошиве мундиров.

Вторым направлением во внешней политике Александра II была Средняя Азия. В 1860-е гг., в ходе туркестанских экспедиций, в походную форму были внедрены гимнастические рубашки – гимнастерки. Эти рубашки шились из белого фламандского полотна и предназначались для занятий гимнастикой. Но в связи с жарким климатом суконные изделия было решено заменить именно гимнастерками. Вместо черных кепи, которые использовались в обычных полках, в экспедиционных корпусах в Средней Азии были введены белые кепи с полотняной накидкой от жары. Завершали картину шаровары из верблюжьей шерсти – чембары[51]. Возможно, именно белые мундиры экспедиционных полков стали прообразом военной формы офицеров в царствование Николая II, а позже офицеров-белогвардейцев.

Полукафтаны стали более приталенными, но вполне удобными. Брюки так же были весьма удобными, так как их можно было носить навыпуск и заправленными в сапоги. В гусарских полках были отменены ментики. Как бы Александр II не любил мундиры и все, что с ними связано, но в эпоху либерализации не могло быть и речи о муштре или о жестких регламентациях по поводу мундира. О свободе в «ремешковой науке» свидетельствует приказ военного министра – «…3 – способ пригонки ныне существующих ремней без изменений; 4 – так как пригонка поперечного ремня и расстояние оного от края воротника находится в зависимости от роста и телосложения солдат, то в пригонке означенного ремня не придерживаться слишком строго утвержденных для этого правил, а передвигать его, по мере удобства, выше или ниже, как в гвардии, так и в армии, между первой и второй пуговицами мундира»[52].

Результатом милютинских реформ при Александре II стала победа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Можно предположить, что успехи русского оружия в коей-то мере обусловлены смягчением правил и регламентации в армии вообще и в мундире в частности.

Однако в 1881 г. Александр II был убит в результате террористического акта. К власти пришел новый император, Александр III. Как и смена правителя, сменилась и внутренняя политика, основой которой стали «три столпа» русского государства – православие, самодержавие и народность. Данные изменения, вкупе с большими финансовыми проблемами государства, не могли не сказаться на мундире.

 «Согласно Высочайшему повелению, в видах упрощения различных форм одежды и сокращения расходов по обмундированию и снаряжению войск, в 1882 г. продолжались начатые еще в 1881 г. изменения существующих образцов означенных предметов». Так ставились задачи реформирования обмундирования. Были отменены традиционные осенние и весенние военные смотры-парады. Уланские и гусарские полки были переформированы в драгунские полки, что означало приведение всей армейской кавалерии к единообразию. Так же было решено «мундирную одежду новой формы вводить постепенно, по мере того, как будут расходоваться в срочную потребность вещи прежней формы, хранящиеся в неприкосновенных запасах…»[53].

Идеи славянофилов проникли и закрепились и в армейской среде. Возник проект обмундирования в русском стиле – «alaRusse». В основу мундира лег крой русского армяка. Головной убор был похож на крестьянскую шапку. В гвардии же оставались и уланы, и гусары, и кирасиры, а гвардейская пехота, получив новую форму, сохранила свои полковые цвета и офицерское шитье.

Все эти изменения в мундире были приняты в армии без восторга. Особенно тяжело было представителям упраздненной легкой кавалерии. Бывшим гусарам и уланам было досадно, что их роскошные доломаны, лядунки, кивера и т.п. приходилось в прямом смысле слова «хоронить». Отношение в армии к «мужицкой форме» было крайне негативным. В 1898 г. в одном из военных журналов вышла работа, в которой анонимный автор высказал свое недовольство по поводу новой формы. По его глубокому убеждению, форма 1881 г. «сравняла воина с трамвайным кондуктором». Все, что имело моральный, «житейский» смысл было ликвидировано[54].

Сама форма выглядела мешковатой, что подчеркивалось введением «мешочного снаряжения». Армейская пехота получила «вещмешок через правое плечо, сухарный – через левое плечо».

Военное ведомство не могло не заметить негативного отношения к новой форме, поэтому оно попыталось разъяснить достоинства обмундирования: «1 – Мундир не стесняет движений и дает возможность поддевать под него теплую одежду; 2 – Барашковая шапка защищает голову от холода; 3 – Вещмешок удобен и может служить изголовьем; 4 – Сухарный мешок уравновешивает груз левого плеча; 5 – Фляга деревянная сохраняет воду от нагревания, не ржавеет, как жестяная и не бьется, как стеклянная»[55].

Однако, несмотря на эти достоинства, моральные издержки были куда более многочисленны, нежели надуманные достоинства новой формы. Солдаты не любили новое обмундирование. Офицеры, в знак протеста против «мужицкой формы», уходили в отставку. Ситуация с оттоком офицерства ухудшилась из-за введенного указа «о кухаркиных детях», по которому лицам недворянского происхождения запрещалось поступать в военные учебные заведения. Все это привело к тому, что к началу Русско-японской войны высший командный состав «состарился»[56].

Конечно, планы Александра III, далекого от армии человека, на мундир были продиктованы практическими и экономическими соображениями. Однако офицеры уже в то время отмечали моральные и психологические функции мундира, лишь называя это по-другому. Не практичность и тем-более не удешевление мундира нужно было офицерству, а то, что могло сразу показать «честь и достоинство» русского офицера, полковые традиции; что могло быть воспитательной силой в войсках, а именно – тот, старый мундир, что был хотя и непригоден уже ни по моде, ни по военным соображениям; что был сложен и неудобен в обращении, но вызывал у офицеров и солдат противника трепет, страх и уважение. Однако в угоду императорским планам мундир был упрощен, удешевлен и, ожидаемо, с ненавистью принят в армии[57].

Таким образом, сакральный смысл о «чести, доблести и достоинстве» русского офицера во второй половине XIX в. окончательно вышел из мундира, который во времена правления Александра IIIпо сути стал военной униформой, и окончательно закрепился за офицерскими погонами. Стоит напомнить, что срывание погон с плеч офицера означало потерю им чести и собственного достоинства. Реформы Александра II были направлены, лишь от части, на упрощение мундира, но без потери его морального значения. Реформы же его сына Александра III, ввиду сложившейся внутриполитической и экономической ситуации, во-первых понизили моральный дух, как офицерства, так и солдат; во-вторых, сократили количество офицерских кадров в армии.


 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 375; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!