Глава 1. Военный мундир в Российской Империи в XIX веке



Институт (факультет) Гуманитарный Кафедра Истории и философии    

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине История России до XX века

 

на тему Военный и гражданский мундир в России в XIX веке

 

 

 

Выполнил студент группы 2ПДОпб-14-21оп
                                                      группа
направления подготовки (специальности)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки:История, Обществознание)
шифр, наименование
Суханов Александр Викторович
фамилия, имя, отчество

 

Руководитель
Солодянкина Ольга Юрьевна
фамилия, имя, отчество
профессор
 должность

 

Дата представления работы
«______»__________________20 ___ г.
 
Заключение о допуске к защите
 
 
 
 
Оценка _______________, _______________
количество баллов
Подпись преподавателя_________________

 

 

Череповец, _2018_


 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Военный мундир в Российской Империи в XIX веке. 8

1.1.Военный мундир при Павле I и Александре I 10

1.2.Военный мундир при Николае I 19

1.3.Военный мундир во второй половине XIX века. 23

Глава 2. Гражданский мундир в XIX веке. 30

1.1.Гражданский мундир при Александре I 31

1.2.Гражданский мундир при Николае I 35

1.3.Гражданский мундир во второй половине XIX века. 40

Заключение. 46

Список источников и литература. 47

 


Введение

Актуальность.В России в XIX в. происходили различные по масштабу изменения. Были крупные, что нашли отражение в школьных учебниках и учебных пособиях высших учебных заведений. А были и те изменения, что на первый взгляд кажутся совершенно незначительными. К таким изменениям относятся реформы военной и гражданской формы – мундира.

Однако не стоит относиться к изменениям в форме как к императорской прихоти. Так же не стоит сводить значение мундира в армии и гражданской службе к внешним атрибутам, фактически ничего незначимым. За созданием проектов новой формы всегда лежали какие-либо реальные причины, а изменения в мундире иногда могли иметь решающее значение в жизни тех, кто их носил. Так же, стоит отметить, что мундир, каким бы он неудобным и непрактичным нам не казался, всегда отвечал требованиям времени и для людей той эпохи он был не только удобнейшим одеянием, но и «живой вещью», отражающей сакральный смысл такого понятия, как «офицерская честь» или «честь мундира». Мундир был символом, отличительным знаком, по которому можно было узнать о человеке больше, чем из разговора с ним.

Именно поэтому изучение изменений в форменной одежде, как военных, так и гражданских служащих, представляет большой интерес, а тема достаточно актуальна, так как мундир, хотя и изменил форму, до сих пор остается частью службы различных ведомств.

Объектом исследования является мундиротворческая деятельность императоров Российской империи в XIX в., как в военной сфере, так и в статской.

Предмет исследования – развитие русского военного и гражданского мундира на протяжении XIX в. (однако под XIXв. в работе стоит понимать временной промежуток от 1796 до 1894 г.), причины его изменения, а так же отношение к мундиру.

Цель исследования – изучение изменений в мундира гражданской и военной службе в XIXв.

Задачи исследования:

1) Изучить развитие военного мундира в России на протяжении XIXв. и сделать вывод о важности военного костюма.

2) Изучить развитие гражданского мундира в России на протяжении XIXв. и сделать вывод о важности костюма гражданской службы.

Обзор источников

Комплекс источников, связанных прямо или косвенно с темой данной работы представляет собой достаточно большое количество различного материала. Но для более удобного обращения с материалом можно составить небольшую классификацию:

1) Законодательные акты Российской империи, охватывающие время от 1796 г. до 1894 г.;

2) Воспоминания и мемуары русских офицеров, генералов, чиновников и других современников описанных событий;

3) Изобразительные источники – рисунки, картины, эскизы и т.д.

Законодательные акты как исторический источник имеют наибольшее значение в изучении любой темы, в том числе и темы, связанной с мундиром, так как эти материалы носят официальный характер.

К данному типу источников по изучаемой теме можно отнести законы, издаваемые в России на протяжении всего XIXв. Все законы до 1825 г. были собраны в единый сборник законов – «Полное собрание законов Российской империи в 45 томах»[1] (первое собрание). После 1825 г. законы издавались и публиковались практически ежегодно и постепенно оформили второе собрание ПСЗРИ (до 1881 г.). В данной работе использованы несколько томов из «Полного собрания законов…», в которых есть упоминания об изменениях, как в военном, так и гражданском костюме. Таких упоминаний большое количество, однако, нас интересуют те, что говорят о более или менее глобальных и кардинальных изменениях в мундире. Рассматривая законы, связанные с темой, можно сказать, что государство достаточно часто вносило изменения в костюм военных и гражданских служащих, но они были незначительными, а кардинально значимых изменений было немного.

Ко второму типу относятся источники нарративного характера – мемуары, дневники и воспоминания. Такой материал требует более критического отношения, ибо подобные источники пишутся людьми, которые могли по причине каких-либо факторов привирать или указывать на совершенно нереальные факты.

Одним из главных источников для изучения изменений в мундире можно назвать «Записки»[2] видного мемуариста Вигеля Ф.Ф., дающие богатейший материал для истории русского быта и нравов первой половины XIXв. «Записки» Вигеля характеризуются пристрастностью оценок, а так же многочисленными неточностями. Однако именно этот источник является первостепенным в изучении истории России первой половины XIX в. Данный материал интересен тем, что Вигель Ф.Ф. хорошо помнил правление Павла I, как изменялась политика Александра I и как «закручивал гайки» в армии и гражданской службе Николай I, то есть мемуары дают обширный круг информации.

Очень важны записи тех людей, которые имели непосредственное представление о мундире, так как носили его по долгу службы. К таким источникам относятся «Открытки из виденного, слышанного и испытанного в жизни»[3]Булгарина Ф.В. По названию записей можно понять, что мемуары являются лишь заметками из жизни, причем автор не обязательно участвовал в тех событиях, о которых писал. Но в отношении мундира у Булгарина Ф.В. есть достаточно яркие и правдоподобные сведения, поэтому здесь автору можно доверять.

Важным источником по эпохе Николая I являются «Воспоминания Григория Ивановича Филипсона»[4] генерала русской армии и участника Кавказской войны Филипсона Г.И. В них много метких характеристик кавказских деятелей и любопытных эпизодов из истории долголетней войны с горцами. Не обошел вниманием Филипсон Г.И. и мундир, описав, как был удивлен новшествам в костюме император Николай I.

О гражданском мундире сохранилось не так много воспоминаний, однако, они есть. Так, например, можно назвать «Дневник Государственного секретаря»[5]Половцева А.А., бывшего в правление Александра III Государственным секретарем, как видно из названия записей. Автор обстоятельно описал особенности общественной и государственной жизни того времени, в которое он был служащим. Половцев А.А. раскрыл в своих записях неудобность ношения того множества мундиров, что были в гардеробе у чиновника.

К последнему типу источников относятся изобразительные источники, которые были созданы в описываемый период. Это в первую очередь портреты различных государственных, статских и военных деятелей. Так же к данному типу материалов относятся рисунки Висковатова А.В. в многотомном труде «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времен до 1855 года». Не последнее значение имеют рисунки и эскизы, что стали основой для реформирования формы.

Таким образом, мы видим, что для изучения поставленной темы существует множество различных источников, в том числе неписьменных, что дает еще и наглядный опыт.

Обзор литературы

Число обстоятельной и качественной литературы по поводу развития и изменения мундира, к сожалению, не так много. Однако качество той литературы, что есть, все же дает возможность к хорошему изучению темы.

Начать историографический обзор хотелось бы с большого труда Введенского Г.Э. «Пять веков русского военного мундира»[6]. Как можно понять из названия, труд Введенского Г.Э. охватывает большой временной период, в том числе и XIX в. В работе «Пять веков…» проводится как обзор тех изменений, что происходили в XIX в., так и осмысление этих изменений с приведением мнений различных деятелей того времени. Поэтому работа Введенского Г.Э. является, наверное, важнейшей для рассматриваемой темы. Однако труд направлен лишь на военную тематику, что не позволяет увидеть изменения гражданского костюма.

Для рассмотрения гражданского мундира была использована работа доктора исторических наук Шепелева Л.Е. «Титулы, мундиры, ордена в Российской империи»[7]. В данном труде автором рассмотрены не только гражданские мундиры, но и военные, свитские и общедворянские костюмы, но упор сделан в основном на мундиры гражданских или статских ведомств.

Не стоит забывать о большом, даже гигантском труде Висковатова А.В. «Историческое описание одежды и вооружения…»[8], упомянутом ранее. Работа Висковатова А.В. охватила всю историю России с древнейших времен до 1855 г., где с опорой на законодательные акты описано большинство русских военных костюмов. Не обошел вниманием Висковатов А.В. и XIX в., так как сам был свидетелем тех событий, которые описал. Поэтому его грандиозная работа представляет собой любопытнейший материал для изучения, как с точки зрения историографии, так и с точки зрения источниковедения.

В данном историографическом обзоре рассмотрены не все работы, однако, другие труды не рассматривают развитие мундира целенаправленно, а лишь отчасти указывают на изменения военного и гражданского костюма, поэтому их рассмотрение необязательно.

Таким образом, комплекс литературы представляет собой небольшой список специализированных трудов, однако их качество компенсирует их малое количество.


Глава 1. Военный мундир в Российской Империи в XIX веке

Что приходит на ум, когда мы слышим слово «мундир»? Многие увидят перед собой мерцающие на поле боя костюмы, а кто-то представит униформу современных солдат. Однако будет неправильным сводить понятие «мундир» к более позднему и узкому понятию «униформа».Униформа – это нечто утилитарное, используемое лишь в практических целях без заложенного в эту вещь потаённого смысла. Мундир, тем более военный, это более живой предмет, владелец которого обязательно вкладывает какой-либо личный смысл, который предает мундиру определенные моральные свойства. Можно с уверенностью сказать: «мундир являлся не просто изделием портного, это был «вещественный знак невещественных отношений»[9], многозначный символ, напоминавший о боевой доблести, чести и высоком чувстве воинского товарищества».

Впервые одинаково обмундированы были шведские войска короля Густава-Адольфа (1611-1632), а к середине XVIIв. шведская армия была единообразной военной силой в привычном для нас понимании[10].

Однако Россия может поспорить с Европой в вопросе появления первых единообразных войск. Так можно привести в пример русских стрельцов, как первых единообразно обмундированных солдат[11]. Впрочем, стрельцы были не в полной мере единообразным формированием, так как воины, приписанные к стрелецкой службе, покупали форму за свой счет, у различных портных, а это значит, что в значительной степени стрелецкое войско было различно, - в одном подразделении могло быть несколько воинов лишь издали похожих друг на друга. Так же стоит сказать, что стрелецкое войско не было регулярным военным формирование.

Но это не значит, что Европа в началеXVIIв. стала первопроходцем в плане единообразного комплектования войск. Еще в XIVв., а точнее в 1328 г. в Османской империи была введена особая одежда для военных ленников (сипахов), «чтобы можно было видеть различия между ними и простолюдинами»[12]. Именно в это время при Орхане создается регулярная армия османов. Можно предположить, что «особая одежда» вводилась не только в регулярной коннице, но и в регулярной пехоте, что было обусловлено огромной численностью турецкой армии. Введение единообразия в армию диктовалось рождением на Востоке незнатного офицерства (ленные держатели в гражданской службе играли немаловажную роль), что в Европе простонапросто в это время невозможно себе представить. Второй причиной появления унифицированной формы в османском войске можно назвать многочисленность при абсолютном отсутствии защитного вооружения, что собственно и давало возможность набора большой армии. Конечно же, это далеко не единственные причины появления одинаковой формы.

В России первые мундиры появились при Петре I, когда была реформировано войско в регулярную армию. Новая регулярная армия требовала единообразия, которого первый русский император пытался добиться введением в армию европейского военного платья – камзола. Однако, термин «мундир», бывший в ходу уже тогда, имел немного другое значение. Мундиром называлось все, что относилось к военному делу: кафтан (камзол), личные вещи солдата, оружие, знамена и даже лошадиная упряжь. Но на протяжении XVIII в. значение мундира трансформировалось вместе с его внешним видом. Уже во второй половине века под словом «мундир» понималось уже более привычное для нас вооружение солдата – кафтан, панталоны, ботинки (сапоги) и головной убор.

За весьXVIII в. произошел практически единственный поворот в развитии мундира – введение платья по прусскому образцу в армию при Петре III.[13] Общество достаточно неоднозначно отреагировало на такое действие императора. Екатерина I, пришедшая к власти после дворцового переворота, к удивлению всех не отменила данное новшество, и до конца её правления мундир практически не менялся.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!