Сиддхартха Гаутама, его жизнь и учение



 

Исторические факты и легендарные сведения из биографии Будды. Эпоха Будды. Жизнь и личность Сиддхартхи Гаутамы. Этические и метафизические аспекты учения раннего буддизма. «Молчание» Будды как знак высшего просветления. Психология раннего буддизма; соотношение психологического и этического учения. Взаимосвязи буддийской практики с йогой и тантризмом.

 

Четыре благородные истины

Просветление в Бодх-Гайе. Бенаресская проповедь в Оленьем парке». Истина о страдании. Истина о причине страдания. Истина о прекращении страдания. Истина о пути прекращения страдания. Учение о четырех благородных истинах как философско-методологическая основа буддийского учения о причинности и теории системности, а также буддийской практики религиозного спасения от «мирских смертей – и – рождений» (т.е. освобождения от заблуждений и страданий, препятствующих конечному просветлению Будды).

 

Восьмеричный путь

Восемь ступеней пути самосовершенствования учении раннего буддизма: 1) правильный взгляд; 2) правильные намерения; 3) правильная речь; 4) правильные поступки; 5) правильная жизнь; 6) правильные усилия; 7) правильная память; 8) правильное сосредоточение (размышление). Теория Восьмеричного пути как основа буддийской практики самосовершенствования и психофизических упражнений аутогенной тренировки и саморегуляции морального поведения и культуры психической деятельности человека.

 

Личность в буддизме

 

Учение об «атмане» в брахманизме и критика этого учения в буддийской концепции «анатма». Основное положение буддийской теории «не – существования» индивидуального «Я». Буддийское учение об отсутствии индивидуального «Я» как основа ментальной дисциплины и практики психической саморегуляции и психотренинга в традициях буддийской йоги, дзен-буддизма, тантристской йоги в тибетском буддизме Ваджраяны и т.д.

 

Теория дхармы

 Представление о «дхарме» – как об атомарном психическом проявлении. Классификация дхарм. Скандхи. Атомистика и «великие элемент» «махабхута»). Объекты и органы восприятия («вишая» и «индрия»). Сознание («читта», «манас», «виджняна»). Силыили процессы («санскара»). Карма. Теория перерождения и «причиной зависимости» («пратиттья самутпада»).

 

Ступени совершенствования

 Теория «живых существ». Степени созерцания. Обычное состояние («прихакджана»). Состояние «вошедшего в поток» («сротаапанна»). Состояние «возвращающего один раз» («сакрид-агамин»). Состояние «невозвращающегося» («анагамин»). Состояние «архата».

 

Нирвана

Представление о «нирване» в древнеиндийской философии и в буддизме. Виды «нирваны»: 1) «упадхишеша», 2) «анупадхишеша». Паринирвана. Концепция «нирваны» как прекращение всякой деятельности («читтавриттаниродха»). Концепция «нирваны» - как прекращение становления («бхаваниродха»). Концепция «нирваны» как полноты бытия, абсолютного блаженства.

 

«Трипитака» - священные книги буддизма

 Общее представление о буддийском каноне. Ранний канон. Структура палийского канона. «Винаяпитака». «Сутта-питака», «Абхидхамма-питака». Характеристика некоторых произведении, входящих в канон. Общее представление о китайском буддийском каноне, тибетском и монгольском Ганчжуре и Данчжуре. Место и роль «Трипитаки» в буддийской культуре.

 

Часть 2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА

Будда и община (сангха)

 Общие сведения об образе жизни индийских религиозных аскетов Религиозные общины в Индии: обычаи и традиции. Буддийская сангха после паринирваны Будды Шакьямуни. 1 собор в Раджагрихс. Создание канона. 2 собор в Вайшали. Раскол буддийской общины на «стхавиравадинов» и «махасангхиков». 3 собор в Паталипутре. Редакция канона. 4 собор в Кашмире. Создание «Махавибхаши». Роль великих соборов в истории буддизма.

 

«Малая колесница»

 

 Основные идеи «махаяны». Идеал «Бодхисаттвы» и его отличие от идеала «архата». Концепция трех тел Будды: «дхармакая», «нирманакая», «самбхогокая». Концепция «шуньяты». Махаянисткая критика «малой колесницы». Философские школы махаяны: «мадхьямика» и «виджнянавада».

 

«Великая колесница»

 Основные идеи «махаяны». Идеал «ботхисаттвы» и его отличие от идеала «архата». Концепция трех тел Будды: «дхармакая», «нирманакая», «самбхогакая». Концепция нирваны в «махаяне». Концепция «шуньяты». Махаянистская критика «малой колесницы». Философские школы махаяны: «мадхьямика» и «виджнянавада».

 

Буддизм в Индии

 

 Ранний буддизм и его распространение в Магадхе. Греко-индийские контакты в эпоху Александра Македонского. Империя Ашоки и его роль в распространении буддизма. Греко-бактрийские царства. Кушаны и Канишка. Расцвет буддизма при Канишке. Мусульманские вторжения и упадок буддизма в Индии в 13 в.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!