Основные принципы и последовательность выполнения построений.



 

Процесс построения следует начинать с выполнения каркаса помещения, составленного из точек (Vertex) и линий (Edge). При этом важно предварительно определить самую нижнюю точку помещения и самую крайнюю с той стороны, с которой начинается построение, т.к. рекомендуется, чтобы все координаты помещения были положительными для удобства отсчета размеров. Перед началом построения в окне информации о помещении (Edit -> Room Data) следует выбрать тип помещения – симметричное или несимметричное. Активация опции Room Symmetric позволяет выполнить построение одной половины зала, а вторая построится симметрично относительно выбранной оси. Также помещения бывают открытыми (например, стадион) и закрытыми (за это отвечает опция Room Open в окне Room Data). В закрытой комнате все поверхности соединены между собой (они не пересекаются и не залезают друг на друга) и составляют единое полностью закрытое пространство. Это необходимо программе EASE, так как только в закрытой комнате, она может посчитать объем помещения, суммарный фонд поглощения и проводить дальнейшие исследования. В открытых помещениях объем следует вводить вручную.

Существенно ускорить процесс моделирования поможет функция Duplicate (дублировать). Она находится в контекстном меню любого объекта и позволяет копировать объекты на заданное расстояние. Также существует аналогичная функция Displace, перемещающая объект.

 

После создания каркаса помещения необходимо наложить на него поверхности (Face), основанные на 3х или более точках, и задать им материалы. Поверхности бывают односторонние (по умолчанию) и двусторонние (опция Two Fold в настройках поверхности). Однослойные поверхности используются в том случае, если только одна сторона поверхности участвует в процессе реверберации, а двухслойные – если обеими сторонами поверхность находится в звуковом поле. Важно помнить, что все однослойные поверхности должны быть обращены активной стороной внутрь помещения, иначе не удастся произвести расчет. Активная сторона поверхности выделяется желтым цветом (в цветовой схеме по умолчанию), неактивная - белым. После того, как все поверхности расположены, можно проверить правильность построения с помощью команды Check Data (клавиша F5). В том случае, если после её нажатия появляется сообщение с текстом “Face mismatch or hole in room”, необходимо проверить наличие всех поверхностей и правильность их расположения. В этом поможет команда Tools -> Check Holes. В появившемся окне указаны точки, которые ассоциированы с неправильно ориентированными поверхностями или не ассоциированы с ними вообще. В этих точках в помещении «дырка», которая не позволяет произвести расчет, и которую необходимо закрывать. Частично в этом помогает команда Close Holes в том же окне, а остальные «дырки» необходимо закрывать вручную. В определении мест, в которых есть ошибки помогает кнопка Redraw All – она выделяет красным цветом эти места. В случае, если после проверки Check Data появляется сообщение «Face not plane», то одна или несколько поверхностей изгибаются, т.е. принадлежащие ей находятся не в одной плоскости, чего допускать нельзя. После закрытия этого сообщения автоматически выделится это поверхность. Ещё одна распространенная ошибка – сообщение «Same vertices inserted» означает, что какая-то точка была отмечена одной поверхностью дважды. Для исправления этой ошибки следует удалить повторяющиеся точки из списка в настройках поверхности «Properties».

 

Подробно возможные ошибки описаны в примечании.

 

       Если построение выполнено верно (помещение является полностью закрытым и все поверхности сориентированы верно), то проверкой может служить рассчитанный программой объем помещения (в окне Room Data поле Volume) и время стандартной реверберации (RT60). Эта цифра должна быть положительной и сходиться с объемом реального помещения.

       Следующим этапам работы будет установка источников звука (Loudspeaker) и выбор модели излучателя, а также зон прослушивания (Audience Area) для акустического расчета помещения. В случае, если в зале предусмотрено прослушивание речевых программ без системы звукоусиления (лекторий, драматический театр), необходимо произвести моделирование звучания речи и расчет акустических условий для неё. Для этого на сцене устанавливается громкоговоритель на высоте человеческого роста (1.5 м), направленный в сторону зала, и в настройках громкоговорителя выбирается тип Human. А если в зале будет использоваться система звукоусиления (концертные залы и т.п.) то необходимо установить громкоговорители в соответствии с планируемым их расположением. При этом нужно учитывать, что координаты точки расположения громкоговорителя - это координаты точки излучения звука, то есть центр диффузора громкоговорителя, поэтому при установке необходимо учитывать физические размеры корпуса акустической системы.

Далее в помещение добавляются зоны прослушивания – это субъективные поверхности, которые показывают, где сидят зрители. Они должны находиться на расстоянии 1,2 метра над полом зрительного зала – высота, на которой находится голова сидячего слушателя. Зоны прослушивания не имеют физических характеристик и коэффициента поглощения. Для того, чтобы обозначить присутствие слушателей в зале (их наличие существенно влияет на акустические условия), нужно создать зону, состоящую из поверхностей. Существует упрощенный способ создания зрительской зоны (Audience Area), применимый, если зона будет располагаться над поверхностью, состоящей из 4х точек, и будет повторять её форму. Для этого в контекстном меню этой поверхности нужно выбрать пункт Area Above Face, что создаст зрительскую зону над ней на расстоянии 1,2 метра. Расчет акустики принято проводить в зале, заполненном слушателями на 75%.

Теперь построение закончено, и можно приступать непосредственно к расчетам акустических условий помещения. Для этого нужно сохранить внесенные изменения нажатием клавиши F6 и закрыть окно редактирования.

 

Примечание:

Наиболее сложным процессом для начинающего пользователя является исправление ошибок для закрытия помещения. Ошибки возникают в следующих ситуациях.

Stacked Vertices – наличие нескольких точек с одинаковыми координатами. Обычно они появляются при использования функции Duplicate. Это приводит к тому, что прилегающие друг к другу поверхности не имеют общей точки, что недопустимо. Исправление таких ошибок производится нажатием комбинации Crtl + F12.

Inverted Faces – инвертированные поверхности. Ошибка, возникающая если одностороння поверхность расположена «нерабочей» (белой) стороной внутрь помещения. Необходимо в первую очередь проверять правильность ориентации поверхностей. Исправлять такие ошибки рекомендуется вручную.

Missing Faces – недостающие поверхности. Фрагменты помещения, которые по ошибке пользователя не были обработаны поверхностью.

Stacked Faces – дублирующиеся поверхности. Поверхности, накладывающиеся друг на друга полностью или частично. Также поверхности должны располагаться край к краю (не допускается, чтоб одна поверхность упиралась краем в плоскость другой) и иметь общие точки на линии соприкосновения.

Лучший способ определения недостающих и дублирующихся поверхностей – многократное нажатие на место, где есть ошибка, и просмотр выделяемых поверхностей на предмет отсутствия или дублирования.

Отсутствующие и дублирующиеся поверхности также могут приводить к ошибке «Non Zero Surface Integral». Исправление такой ошибки производится тем же методом.

Two-Fold Face Errors – ошибки, возникающие при неправильном использовании двусторонних поверхностей (Two-Fold). Если поверхность обоими сторонами находится в звуковом поле, она должна быть двусторонней. Если она ограничивает помещение и находится одной стороной в поле, то следует использовать обычную одностороннюю поверхность (создается по умолчанию).

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!