Организация творческого конкурса



Конкурс – то соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т. е. коллективы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы.

Поэтому то отрядное дело, в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом.

Нет такой деятельности, которую нельзя было бы организовать как конкурс. Если включить механизм сравнения-конкуренции и заготовить в обилии похвалы и подарки, то конкурсом можно сделать абсолютно все: от утренней чистки зубов до вечерней помывки ног, от принятия пищи в столовой до посещения туалета. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обоснованно.

Творческий конкурс –это состязание в творческом выполнении какой-то работы.

В жизни загородного лагеря творческий конкурс – дна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как:

Конкурс актерского мастерства» «Конкурс градостроителей из песка», «Конкурс поделок из природного материала», «Конкурс шумовых оркестров», «Конкурс врунов имени барона Мюнхаузена». Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. В силу этого творческий конкурс – не только приятное для детей времяпрепровождение, но и «замечательное педагогическое средство, способствующее формированию творческих способностей личности». Но таким средством творческий конкурс станет лишь в том случае, если он грамотно организован. Как правильно организовать творческий конкурс, можно рассмотреть на одном примере. А этим примером пусть будет «Ромашка» – самое-самое часто проводимое отрядное дело. «Ромашкой» его назвали потому, что для организации требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых лепестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Дети отрывали лепесток, знакомились с заданием, готовились и демонстрировали результат.

При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:

1. Интересные задания.

2. Красивое оформление.

3. Материальное обеспечение.

4. Музыкальное сопровождение.

5. Находчивый ведущий.

6. Компетентное жюри.

7. Эмоциональные зрители.

8. Исполнительные помощники.

9. Подготовленные команды.

10. Призы для победителей.

Призом может стать традиционная награда медалью, грамотой, игрушкой и т.д. Но существует и такой вид вознаграждения, как предоставление победителю особых прав и привилегий. Например:

- на дополнительные пять минут купания;

- на ношение в течение дня почетной переходящей кепки;

- на бесплатное посещение видеофильма;

- на поднятие отрядного штандарта на утреннем сборе отряда;

- на занесение имени победителя в «книгу героев».

   И есть такие шуточные привилегии:

- каждое утро вставать с правой пятки левой ноги;

- ходить в рубашке наизнанку;

- есть суп ножом и вилкой;

- не стричь ногти, пока те сами не обломятся;

- дышать через нос в любое время дня и ночи.

Проведение отрядных мероприятий

В первый раз эта задача обычно вызывает у некоторых ужас. На самом деле ничего страшного в этом нет. Отрядное выступление – это классное общее дело, которое отнимает кучу сил и нервов во время подготовки и приносит бурю положительных эмоций после удачного выступления.

Ориентируйтесь на возможности детей. С детьми младшего возраста сложно поставить грандиозное театральное действо, поэтому сразу ставьте реальные цели. Привыкайте, что Вам многое надо делать самим: и репетировать и играть с ними и шить костюмы. Танцы на сцене с ними лучше ставить в произвольной форме, очень сложно заставлять их разучивать движения и сотни раз репетировать. Когда работаешь на ассоциациях – три-пять раз прогнал сюжет и готово!

Возможности детей среднего возраста не очень богатые. Некоторые, особенно девочки, могут придумать и поставить сценку, но это может быть не шик. Мальчики любят красоваться на сцене, но чтоб придумать и поставить что-то, у них, как правило, не хватает организованности. Так что пускать на самотек подготовку выступления нельзя (в отличие от старшего возраста, где иногда можно).

Во время подготовки выступления на открытие Вы сможете определить планку отряда: увидеть, на что способны Ваши дети. Если они участвуют в сценке охотно, играют непринуждённо, сами придумывают какие-то шутки или репризы, то считайте, что Вам повезло: можете устраивать отрядный КВН, и прочие творческие игры.

Старшие отряды – благодатная среда в плане постановок, при Вашем чутком руководстве они могут создать театральный шедевр, и сами сошьют к нему костюмы.

Желательно, чтоб все идеи исходили от детей. Даже если всё придумает вожатый, у детей должно остаться ощущение, что это они всё придумали.

Общая схема такова:

1) Кидаем идеи. Хвалить нужно все предложения, но по-разному, направляя детей в нужное русло. Если от детей не исходит никакого конструктива, у Вас должен быть свой вариант, который можно ненавязчиво предложить детям. Не всегда надо проводить мозговой штурм всем отрядом. Чем более подробные вещи придумываются, тем меньше нужно народу.

Бывает, что есть какая-то активная группка детей, которые очень хотят сделать что-то своё. Можно дать им отдельное поручение: пусть они придумают стих, или песню, или рекламную паузу. Что бы они ни сделали, их, конечно, надо похвалить, и ввернуть куда-нибудь их творение.

2) Расписываем. В процессе 1-го этапа получается набор идей, которые нужно превратить в сценарий. Если Вы попытаетесь делать это вместе со всем отрядом, ничего кроме бардака не получится. Это можно делать с небольшой группкой детей. Что касается среднего возраста, то чаще всего, расписывают вожатые, сидя в вожатской, в тихий час или после отбоя. На старшем лучше, чтоб сценарий расписывали дети, ибо это им по силам.

В процессе написания сценария не забудьте выписать, какой реквизит надо сделать, какие костюмы и какие потребуются фонограммы.

В лагере может быть костюмерная. Постарайтесь прийти туда раньше других отрядов, а то Вам останутся только кокошники. Так что придётся всё делать из подручных материалов. У каждого героя должен быть хоть какой-нибудь элемент костюма.

Каждый сценический номер, независимо от того, в каком жанре он сделан: танец, миниатюра, имитация – имеет свою определенную схему: исходное событие, завязка – основное, центральное событие – кульминация, конфликт – главное финальное событие, развязка, разрешение конфликта.

Даже если дети сами придумали сценку, они вряд ли сумеют её хорошо поставить, поэтому вожатый должен обязательно руководить постановкой.

Объясните детям простые правила поведения на сцене:

- не толпиться на сцене. Каждый должен знать своё место;

- не поворачиваться спиной к залу (кроме тех случаев, когда специально надо показать спину;

- не загораживать друг друга;

- говорить чётко и громко, в зал.

Должна быть предельная чёткость во всём. Дети, как правило, не способны на импровизацию, и, забыв слова, теряются. Бывают, впрочем, и способные дети – давайте им главные роли.

Долго и старательно учить слова дети не будут. Поэтому слов должно быть немного: по две-три фразы. Но вариант, когда все слова говорит вожатый в микрофон, а дети, как немые, только ходят по сцене, для среднего возраста не приемлем. Давайте оставим это малышам.

Важно правильно распределить время репетиций, чтоб дети не уставали. Трудно выдержать репетицию больше 40 минут, или даже получаса. Лучше сделать несколько небольших репетиций. Имейте в виду, что много репетировать тоже плохо: сценка надоест, и, в результате, будет сыграна хуже. Если Вам удалось два раза прогнать сценку целиком без существенных огрехов, считайте, что все в порядке.

Стремитесь задействовать в представлении как можно больше детей. Будет труднее репетировать, но ведь в конечном счёте всё делается ради того, чтоб подарить детям радость выступления на сцене. Даже если роль небольшая, всё равно есть причастность к действу. Можно, например, вывести весь отряд на сцену для финальной песни или кричалки.

Выступление может быть любым. Но есть некоторые проверенные рекомендации:

- взрывное начало. В начале должно быть что-то яркое. Хорошо смотрится какой-то необычный выход на сцену. Или хотя бы обозначьте начало музыкой;

- яркая концовка не менее важна, потому что она запомнится. Опять же, надо чтоб все поняли, что сценка закончилась, и пора аплодировать;

- выступление должно быть ярким и незатянутым. Ведь судьи тоже дети, а они не любят нудятины;

- перед выступлением создать хорошее настроение, подбодрить;

- во время выступления кто-то из вожатых должен быть за кулисами, чтоб вовремя выпихнуть на сцену зазевавшегося актёра, подсказать слова или движения;

- после выступления всех обязательно похвалить.

Вечерняя свеча

Ее цель: проанализировать прошедший день – что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день. Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2 – 3 дня.

Для вечерней свечи существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.

2) Все: и дети, и взрослые – располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и вожатые должны выполнять законы:

- Когда говорит один – все молчат».

- Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

- Закон свободного микрофона.

- Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.

- Свеча - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.

- Через центр круга переходить нельзя.

Свеча – это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении – содержание.

Педагогический смысл свечи – научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения – научить искусству разговора.

Свеча – это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем.

Свеча – это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца – одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Вечерняя свеча идет 15 – 20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Как правило, «свеча» проходит по следующему сценарию: вожатый зажигает свечу и рассказывает свои впечатления о прожитом дне – что ему понравилось и что не понравилось. После этого свеча переходит из рук в руки.

В конце произносится речевка: 

День отшумел, и ночью объятый, лагерь спешит ко сну.

Доброй вам ночи, наши девчата (говорят мальчики),

Доброй вам ночи, наши ребята (говорят девочки),

Доброй вам ночи, вожатые наши (говорят все ...)

Завтра нам снова в путь, начинается операция «ТСС» (все прикладывают указательный палец ко рту).

После этого свечу гасят до следующего вечера и все расходятся по своим комнатам.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 884; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!