Поздняя готика (пламенеющая) – сбор святого Вита в Вене (16 век) (СЛАЙД)



Скульптура

Как и сама архитектура, скульптурные образы вытянутые (подстраивались под архитектуру). Скульптура, главным образом, сосредоточена на фасаде.

1. Ярус порталов: центральный - Страшный суд, правый - Богоматерь, левый - местному святому. Вимперг - треугольное завершение портала (СЛАЙД). Галерея королей. Сначала появилась в Шартрском соборе, а потом стали делать во всех. (СЛАЙД)

2. Оформление деталей собора – пинакли (декоративные башенки и крестоцветы) (СЛАЙД)

3. Устрашающие существа – гаргулии (и для устрашения, и как водосточные требы).

Главное ощущение от фасада - пластичность. Скульптура - основа декорирования.

 

Готическая живопись

станковая живопись, а не фрески, так как негде было делать фрески внутри готического храма

1.преобладание религиозных сюжетов (СЛАЙД), в основном - алтари, но есть и светские портреты, сначала только правителей, а потом и простых людей, а также светские мотивы

*** Венский мастер "портрет герцога австрийского Рудольфа 4",(СЛАЙД) ок. 1360

2. доминирование прихотливых линий, особое внимание к складкам (СЛАЙД)

3. изысканный орнамент

4. элементы каллиграфии - точность деталей и контуров (СЛАЙД)

5. фигуры с сильно завышенными талиями, с-образным, изогнутым силуэтом, изящный овал лица, вытянутые, тонкие (СЛАЙД)

6. основной материал - дерево

7. иногда готический архитектурный пейзаж *** Бартоломи Д"Эйк Благовещение, ок. 1444 (СЛАЙД)

8. витражи***

Существовало две техники витражной росписи. Роспись «гризайль» производилась черной и серой краской по бесцветному стеклу дымчатого или зеленоватого тона. Второй способ — сюжетная роспись по наборному цветному стеклу. Процесс создания витражного окна был трудоемким. Варили цветное стекло в особых печах. Готовые стекла нарезали в соответствии с подготовительным рисунком и набирали на специальном шаблоне, затем покрывали по цветному фону росписью. В XII в. изображение наносилось на стекло в два приема: первоначально подмалевок, затем прорабатывались тени. После каждой операции витраж обжигался. В XIII в. ограничивались однократным обжигом расписанного стекла. Изготовленные таким образом элементы будущего витража скреплялись между собой в соответствии с подготовительным рисунком свинцовыми перемычками, а затем заключались в железную раму с внутренней арматурой. Рама имела форму и размеры оконного проема. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность. Нематериальный свет, падавший из окон храма, в сочетании с цветной окраской тяг, сводов и капителей рождал особое чувство среды, в которой волшебным образом преображался каждый предмет, привносил особый оттенок ликующей лучезарности в торжественное и стремительно-напряженное внутреннее пространство собора.

Шартр — один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII—XIII вв. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна. Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми — в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери.

Французский мастер "Добрый самаритянин и сотворение мира" (СЛАЙД)ок. 1205-1215. Витраж собора Нотер-Дам в Шартре. В нижней части - заказчики-дарители. Согласно библейской притчи самаритянин помог ограбленному путнику, путник - символ обременённого грехами человечества, а самаритянин - христос - сцена ухода за путником - в центре. слева - сотворение 1 человека, справа - сотворение Евы из ребра Адама.

Сцена из цикла «Апостолы». Моление о чаше. После пасхального ужина Иисус с учениками пришли в Гефсиманский сад. Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Иисус пошел помолиться. Отойдя немного, он упал на землю и воззвал: «Отче! Пронеси эту чашу мимо Меня, но пусть будет не как Я хочу, но как Ты хочешь!» С небес к Иисусу спустился ангел и ободрял Его. Окончив молитву, Иисус вернулся к ученикам и нашел их спящими. Еще дважды уходил молиться Иисус и дважды по возвращении находил своих учеников спящими. Возвратившись в третий раз, Иисус сказал: «Вы все спите и отдыхаете? Хватит! Время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, пойдем. Вот уже приближается мой предатель».

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!