Капители колон (СЛАЙД 129-140)



Изображение фантастических существ.

В Германии появляется так называемая статуарная скульптура - *Браушенвейгский лев.

 

Живопись

Нет единой школы или стилистики, разнородность. Преобладание итальянских памятников.

Особенности росписей:

1.назидательность сюжетов

2.выразительность

3.плоскостность

4.иерархичность фигур

Традиционное стилистическое разделение живописных памятников позднего 11 - 12 вв. на бело- и синефонные связано с двумя мощными стилистическими и иконографическими влияниями на Западную Европу. Синие фоны традиционно связываются с Византией (и, следовательно, Италией как проводницей ее влияний), белые - с Британскими островами.

В Италии расписываются нефы, апсиды, своды крипт, во Франции и Испании - апсиды, реже участки стен, очень редко - своды центрального нефа, в Германии иногда по оттоновской традиции фрески занимают всю поверхность стены нефа и всю высоту апсиды.

Росписи были Библией для неграмотных. Сцены и сюжеты имели поучительный характер – наставлять верующих и напоминать им о боге.

Любовь к чудесному – фантастические существа и экзотические животные (грифоны, единороги, сирены, слоны, верблюды, страусы).

Сохранилось очень мало.

В центральной абсиде – изображение Христа или Богоматери, ниже – образы ангелов, апостолов, святых. На западной стороне – сцены Страшного Суда.

Книжная миниатюра наследует принципы каролингской и оттоновской миниатюра - локальные цвета, статичность, иерархизированность образов, фронтальность, плоскостность.

Пути развития миниатюры связаны в значительной степени с новыми видами соотношения изображения и текста, с новыми типами миниатюр и их положения на листе, наконец, с появлением новых типов рукописей.

Свитки Экзултет (СЛАЙД)- специфически итальянская форма рукописи - свиток, содержащий молитву на освящение пасхальной свечи в Великую субботу. Он назван по первому слову этого текста "Воскликнул ныне ангельский хор на небесах". Свиток читается епископом, стоящим на кафедре, и по мере прочтения разворачивается, свешиваясь с пюпитра к предстоящим. Поэтому миниатюры пасхального свитка помещены в тексте вверх ногами (текст рассчитан на стоящего на кафедре, иллюстрации - на стоящего внизу).

Листы перед Псалтирью (СЛАЙД) - специфически английская форма иллюстрации, лишь к 13 в. заимствованная континентом. Самые значительные циклы "листов" появляются в первой половине 12 в. Это Сент-Олбанская, Винчестерская, Йоркская псалтири и др.

Гигантские Библии (СЛАЙДЫ) - общеевропейское, но, прежде всего, итало-германское явление, связанное с грегорианской реформой середины 11 в., новым пересмотром текста Писания и введением единого порядка богослужебных чтений по всему западнохристианскому миру при папе Григории VII. Первое поколение таких библий украшено лишь орнаментальными инициалами, второе (итальянские библии из Пантеона, Тоди, английские Адмонтская и Бери, немецкие Эрлангенская, Мерзебургская и многие другие) на протяжении всего 12 в. иллюстрируются повествовательными (в несколько регистров) и репрезентативными фронтисписами.

Эволюция от фронтисписа к инициалу. По мере расширения производства рукописей (что связано и с расширением строительства, новыми потребностями монастырей, городских соборов, и с появлением университетов) тип их иллюстрирования меняется. Громоздкий полнолистовой фронтиспис постепенно сокращается до заставки в часть страницы, и, наконец, до историзованного инициала. (СЛАЙД)

Живопись приобретает декоративный характер.


ГОТИКА

Зародилась во Франции.

Первоначально термин готика использовался для обозначения варварского искусства готов. Его придумали итальянские теоретики в 15 в. как выразительного ругательство, обозначение всего, что надо порицать - готы разрушили великую античную культуру и навязали свою, примитивную.

Эпоха готики - это время развития городской цивилизации, это культура городов, поскольку в это время происходит быстрое развитие городов.

В Германии в 12 веке - 50 городов, в 13 - 500, в 14 - 3500.

С 13 века в Германии начинает формироваться сословие бюргерства - горожан, наблюдается рост самосознания горожан.

Эпоха готики - эпоха стабильности и укрепления централизованной власти. Максимальное могущество церкви. Расцвет теологии, огромную роль играла схоластика (Пьер Абеляр, Фома Аквинский). Томизм становится официальной доктриной церкви. Схоластика и томизм стремились к созданию всеобъемлющей картины мира, её упорядочиванию.

В 13-14 веках наблюдается большой интерес к реальному миру.

Борьба номиналистов и реалистов. Развитие опытного знания. Ф. Бэкон. С 13 века получают развитие светские школы, с 14 - преподавание в школах ведётся на разных языках. В 13 веке - первые университеты, к концу 14 века их 60. 3 факультета - богословский, медицинский, юридический. В 14-15 веках - светские колледжи (Сорбонна).

В 12 веке появляются городские скриптории, где переписывают книги. В 1453 - книгопечатание Иогана Гутенберга. Появляются светские книги, библиотеки, в том числе и частные.

 

Искусство готики

Искусство готики отражает все представления о мире и месте человека в нём, которые существовали в эту эпоху. Понимание готики как стиля сложилось только в 19 веке.

Периодизация:

1.Ранняя - 2 пол.12 - 1 треть 13 вв.

2. Зрелая - 13 в.

3. Поздняя - 14-16 вв.

Готика зародилась в Иль-де-Франс - королевский домен.

Основные идеи готики:

1. Стремление к созданию всеохватной картины мира

2. Стремление к конструированию ясных и понятных форм

3. Идея восхождения человеческой души к Богу

4. Эстетика света

 

Архитектура

Структура храма (СЛАЙД)

1. Норвюрный свод. Нервюра - ребро свода, которое принимает на себя основную нагрузку (СЛАЙД)

2. Стрельчатые арки, стрельчатые своды, порталы, окна (СЛАЙД)

3. Пучки колонн

4. Система контрфорсов (прямоугольный в плане столб, примыкающий к стене и принимающий на себя давление свода) и аркбутанов (СЛАЙД)

5. Каждая конструктивная деталь декорировалась, например, контрфорсы увенчивались фиалами, которые украшались крестоцветами

Ранняя готика

*** Собор Парижской богоматери - 1163-1345 гг. - высота центрального нефа - 35 метров. (СЛАЙД)

*** Собор в Шартре - 12-1 пол.13 вв. Высота центрального нефа 37 м. (СЛАЙД)

Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Строительство собора было закончено в 1170 г. и собор счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (справа) (1134—50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее. Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145—65) ближе к основным идеям готики. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе. Собор, в котором хранились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу.

Высокая готика

Собор в Реймсе 13-15 вв. (СЛАЙД)

Собор в Амьене. 13 в. (СЛАЙД)

Собор в Кёльне (СЛАЙД)

Здание парламента в Вене, кафедральный собор в Вене (СЛАЙД)

Готические соборы строились на месте романских соборов. В Готическую эпоху стали известны имена архитекторов - Робер де Суасон, Гаше де Реймс, Тома и Робер де Кармон и др.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!