Книжная миниатюра (СЛАЙДЫ 44-52)
Центры:
***Монастырь Оберцелле:
Евангелие Оттона III (к. 10 в.). миниатюра на страницу.
«Книги евангельских чтений Генриха II»
*** город Трир
***Школа Райхенау
Теряет все то, что составляло неотъемлемую часть раннекаролингской миниатюры –
- нет составных рамок, включений надписей во фронтиспис, "окошек" с пространственным изображением ангелов, объемного меандра.
- Фигура укрупняется,
- тип лица сменяется с римского портрета времени Августа на константиновский,
- исчезает перспектива,
- орнамент становится крупнее и проще,
- искусство интересует только человеческая фигура, экспрессия лица и жеста.
- двухъярусные композиции, а не композиция двух планов – ближнего и дальнего..
- Часто абстрактный пейзаж.
- посвятительные страницы с портретом заказчика-императора на троне.
РОМАНИКА
Эпоха романики – 11-12 вв. Термин, так как считалось, что архитектура этого времени была создана под влиянием римского зодчества (романус - римский).
11 – раннее романское искусство-12 -зрелая романика.
Но развитие романики в разных странах неравномерно: 12 век во Франции – уже готика, а в Германии и Италии романика была до начала 14 в.
Характеристика эпохи:
- развитие городов, появление городов нового типа – коммун, формируется новый слой – зажиточные горожане, которые играют значительную роль.
- католическая церковь стремиться к независимости от императорской власти. Этой задачей занимались ордена, в том числе и бенедиктинцы – хотели сделать веру более доступной.
|
|
- ожидали конец света в 1000 году – его не произошло – идеи благодарности богу, который пощадил людей – строительный бум:
*строительство церквей и монастырей
*расцвет паломничества к святым местам – Рим, Испания (мощи Иакова Компостельского, который был провозглашен покровителем священной войны испанцев против арабов), Франция.
Это способствовало культурному обмену и распространению культурных традиций.
Архитектура
Романский стиль проявился наиболее ярко в архитектуре.
Архитектура не городская, а церковная МОНАСТЫРИ – связь с активным строительством, паломничеством. Строились на века + большие пространство для паломников + идея незыблемости католической церкви – церкви приземистые, толстостенные, монументальные, похожи на крепости.
Архитектура геометрична, в основе – простые геометрические фигуры – куб, параллелепипед, цилиндр (башни).
Поверхности стен разделены лопатками и аркатурными поясами (внешняя сторона), галереями (внутри). Галереи с колоннами структурировали внутреннее пространство (СЛАЙДЫ 53-59).
Типы церкви:
1.базилика с 1 или 3 нефами, центральный самый высокий и широкий (СЛАЙД 61-68)
|
|
2.центрическое сооружение. (СЛАЙДЫ 66-74).
Распространение новых типов свода:(СЛАЙДЫ 75-80).
-крестовые – два полуцилиндра скрещиваются под прямым углом
-цилиндирические – имеют форму полуцилиндра
- сомкнутый
-зеркальный
-купольный
Новые типы свода были связаны с необходимостью разгрузить каменные стены, чтобы они не рухнули – новые своды позволяли более равномерно распределить нагрузку
Примеры романских храмов (СЛАЙД 81-116)
ФРАНЦИЯ
Церковь Св. Петра и Павла аббатства Клюни – самая большая в Европе, общая длина 172 м., высота – 30 м. 5 башен.
Церковь Сент Мадлен – реликвии Марии Магдалины – место паломничества
Скульптура
С XI в. начинается постепенное оформление входного портала как целостного ансамбля, включающего ряд обязательных элементов, которые перейдут и в готических портал. Тип романского портала - т.н. перспективный портал, т.е. как бы наложенный на стену ряд вставленных друг в друга постепенно уменьшающихся арок. В портале декорироваться может прежде всего тимпан, потом - притолока (linteau), реже - откосы и простенки (СЛАЙД 117-128)
Три возможных варианта тимпанной композиции в XII в.
- Страшный Суд в разных вариантах или его центральная часть
|
|
- Маэста (Христос во славе),
-Вознесение.
Все они связаны с обострением интереса к апокалиптическим сценам и Второму пришествию (на него указывают события послепасхального цикла) около 1000 г. В это время на Западе начинает оформляться идея Чистилища (хотя само слово Purgatorium окончательно входит в лексикон с начала XIII в., по словам Ж.Ле Гоффа). Расположение на западном фасаде, на входе в церковь догматической композиции, связанной с темой Страшного Суда, приобретает здесь характер уже не пророческого видения, как в оттоновской миниатюре, а персонального интереса к участи каждой отдельно взятой души.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!