Искусство Оттоновской империи
ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ
Периодизация культуры
Общие особенности культуры
Культура варварских королевств
Романское искусство
Готическое искусство
ВОПРОС. Периодизация культуры Средних веков.
1. Раннее Средневековье – 5-10 вв. (эпоха варварских королевств или дороманский период).
2. Развитое Средневековье – сер.11-15 вв.:
- романский стиль – 11-12 вв.
- готика – к.12-14 вв.
3. Позднее Средневековье – 15-16 вв.
ВОПРОС. Общие особенности культуры Средних веков
Почему назвали «Средние века» - эпоха Возрождения, средние между античностью и возрождением, «тёмные века».
1. Спиритуалистический тип культуры – преобладание духовного начала перед материальным. Мир строится на отношении двоемирия: небесный и земной. Главный – божественный, земной – бледное отражение.
2. Символизм. «Зрение есть нечто большее, чем то, что оно видит» (Эриугена, теолог 9 в.). За всеми проявлениями материального мира стоят отголоски мира духовного – символика.
3. Теоцентризм:
- идея креационизма (творения): Бог – высшее сущее, единственное творческое начало, создатель мира из ничего, находится в центре мира и везде.
- идея откровения – Бог не доступен логическому или рациональному познания. Единственный путь постижения Бога – священное писание, вера, молитва.
4. Консервативность, традиционность. Мир создан Богом, поэтому он изначально совершенен, нет необходимости менять что-то. Если и есть движение, то только духовное.
|
|
5. Авторитарность. Культура ориентирована на авторитет, его мнение, мнение авторитета важнее, чем личное – церковь, Священное писание.
6. Коллективизм культуры. Общественное преобладает над личным. Страх быть изгнанным из коллектива, отлучённым от церкви.
7. Определяющая роль церкви как организации в духовной и светской жизни.
8. Внутренняя неоднородность культуры. 4 субкультуры:
- культура церкви и монастыря
- городская
-рыцарская (аристократическая)
- крестьянская (фольклор).
ВОПРОС. Культура варварских королевств.
В 5-8 вв. на территории бывшей Западной римской империи возникают государства варварских германских племён (СЛАЙД 1):
- остготы – Италия
- вестготы – Испания
- франки – Германия и Франция
- англо-саксы – Британия.
Происходит закладывание будущей единой европейской цивилизации.
1. формируются государства
2. начало процесса формирования наций
3. христианизация, оформление вероучения, культа, церковной организации.
Исторические условия:
1.Разрушение Западной Римской империи.
2.4-7 вв. великое переселение народов (процессы миграции).
В целом – эпоха культурного упадка, разрушения, регресса.
|
|
Истоки культуры раннего средневековья.
1.античное наследие.
2.варварские культуры – культура германских племён, в основе – язычество, культура устная, экспрессивная, нравственно грубая. Своеобразие варварского искусства – не архитектура (кочевники). Исключение – в целом подражание античности:
1. Мавзолей Теодориха в Равенне (6 в.) – остготский предводитель, властитель Равенны – по типу римского сооружения, но не умели создавать купол, поэтому купол из цельного камня (толщина 1 м., окружность 33 м., вес 300 т.). (СЛАЙД 2)
2. Баптистерий (крещальня) в Пуатье (Франция). Подражание архитектуре античности = карниз по типу греческого антаблемента. (СЛАЙД 3,4,5)
3.Храм Клитумна, 4 в. Италия – подражание Античной архитектуре (СЛАЙД 6)
В основном - ДПИ (СЛАЙД 7-11)– украшение, оружие, одежда. Формы упрощённые.
Характерен звериный стиль – основная тематика животные (связь с язычеством).
Вотивные (посвятительные) короны – дарились храму.
3. Христианство. Христианизация варваров началась в 5 в. (сначала франки, потом вестготы, лангобарды, саксы). Христианство стало единственной силой, которая объединяла пёструю по составу Европу. Общая вера, латинский язык.
|
|
Искусство империи Каролингов
В 800 г. папа Лев III возложил на короля Франков Карла Великого (768-814) корону римских королей. Так возродилась империя (почти вся территория бывшей Западной Римской империи). Со времён Карла всех европейских государей стали называть королями (Карл – каролус от лат.). Династия, которую основал дед Карла Великого Карл Мартелл – Каролинги.
Это время расцвета культуры.
Архитектура
Центр архитектуры – г. Ахен (Германия). В целом – копирование античной архитектуры.
***Ахенская капелла (часовня) (8 в.) (СЛАЙД 12, 13)– посвящена Христу и Богоматери. Высота 32 м. Архитектор - Одон из Метца.
*** Церковь в Корби (9 в.) (СЛАЙД 14, 15) –3-хнефная базилика с трансептом. Вестверк - поперечная постройка, завершающая храм на западной стороне; снаружи обычно увенчан двумя боковыми башнями; нижний ярус содержит портал или проход от портала до нефов, а верхний - галереи на хорах, открывающиеся в неф.
*** Ворота монастыря в Лорше, ок.800 г. (СЛАЙД 16)– соединение варварских и античных элементов. Похоже на римскую триумфальную арку. Над аркой – Надвратный зал, его назначение неизвестно.
Главный тип построек – монастыри – духовные центры. Первые появляются в Европе в 6 в., строились по византийскому образцу. 1-й монастырь, 529 г. – основан Бенедиктом Нурсийским (Бенедектинский монастырь), создал первый устав монастыря, два главных принципа – аскетизм и молитва.
|
|
Монастыри появляются на месте захоронения святых, изначально были хранителями реликвий, каждый монастырь имел свои реликвии и были местом паломничества к ним.
Монастыри – хранители и передатчики культурных ценностей, были центрами образования. Основная масса – безграмотные, а монахи – грамотные, собирали рукописи (скриптории – место для хранения переписки и хранения книг).
Создаётся план идеального монастыря (СЛАЙД 17). Все остальные приблизительно также.
Самый древний архитектурный план Средневековья составлен в аббатстве на острове Рейхенау на Боденском озере. Распределение построек согласуется с монастырским образом жизни, регламентированной уставом святого Бенедикта. 1 - дом для свиты знатных гостей; 2 - помещение отца эконома; 3 - дом для знатных гостей; 4 - внешняя школа (школа для мирян); 5 - дом аббата; 6 - зал капитула; 7 - помещение для кровопусканий; 8 - жилище врача, лазарет и аптека; 9 - помещение для хранения трав; 10 - колокольня; 11 - привратник; 12 - школьный глава; 13 - библиотека; 14 - бани и кухня; 15 - больница; 16 – клуатр (двор); 17 - вход; 18 - приемный зал; 19 - хор; 20 - монастырская церковь (базилика); 21 - дом прислуги; 22 - овчарня; 23 - свинарник; 24 - загон для коз; 25 - конюшня; 26 - коровник; 27 - пивоварни и пекарни; 28 - гостиница для паломников; 29 - кладовые и винные погреба; 30 - клуатр; 31 - дормиторий и калефакторий (зал с камином); 32 - ризница (сокристия – место для хранения реликвий); 33 - пекарня для выпечки гостий; 34 - клуатр; 35 - бани и кухня; 36 - внутренняя школа (для послушников, новицат); 37 - дом конюхов; 38 - дом коровников; 39 - дом бочаров; 40 - дом столяров; 41 - амбар; 42 - солодосушильня; 43 - кухня; 44 - рефекторий и гардеробная; 45 - баня; 46 - кладбище; 47 - пивоварня; 48 - пекарня; 49 - помещение для ступ; 50 - жернова; 51 - ремесленники; 52 - рига; 53 - амбар; 54 - дом садовника; 55 - огород; 56 - птичий двор.
Монастырь обносился стенами, был центральный храм – базилика – ядро монастыря (СЛАЙД 18).
Скульптура
Почти ничего не сохранилось
Живопись
Монументальная живопись
Немного нам известно о монументальной живописи времени Карла и его преемников. Из сохранившихся монументальных живописных циклов можно назвать лишь фресковый ансамбль церкви Св. Иоанна в Мюстайре (ок. 800) (СЛАЙД 19), содержащий обширный ветхо- и новозаветный цикл и Страшный Суд на западной стене, т.е. соответствующий типу раннехристианского декора базилики.
Единственная сохранившаяся мозаика времени Карла - апсидная мозаика 806 г. в оратории Жерминьи-де-Пре (СЛАЙД 20).
Книжная миниатюра
Расцвет книжного дела и книжной миниатюры. Книги обрамлялись богатыми окладами из слоновой кости, кожи, драгоценных камней. Миниатюра – изображение небольшого размера. Книги в основном богослужебные. Текст украшался инициалами (заглавными буквами).
Особенности:
- фронтальность и статичность
- плоскостность
- яркость и насыщенность цветов
- обобщённость трактовки
- разномасшатбность фигур
Придворная школа в Ахене – Евангелие Годескалька, – придворный писец Карла Великого (780 г.), аббатисы Ады, Сен-Медарское, Харлейское Золотое Евангелие(СЛАЙД 21-34)
Искусство Оттоновской империи
В 936 г. Оттон I, герцог Саксонский короновался в Ахене и был провозглашён Римским императором – Оттоновская империя.
Архитектура
Архитектура второй половины 10 - первой половины 11 в. стала не просто продолжением, а выявлением и кристаллизацией того типа постройки, который едва наметился в каролингский период. Образцом в 99 % случаев являются каролингские постройки, но улучшается качество кладки, облагораживаются пропорции, становится обязательным определенный набор элементов.
Прямые цитаты из архитектуры Карла - копии Ахенской капеллы - как капелла в Оттмарсхайме (СЛАЙД 35, 36)
Базилики середины 10 - начала 11 вв. достигают известного единообразия - становятся обязательными многие разрозненные элементы архитектуры времени Карла: двусторонняя ориентация (трансепт и с востока, и с запада), башни, двухъярусный вестверк, плоское покрытие. Единая система пропорций диктует соотношение ширины боковых и центрального нефа как 1:2. В отличие от времени Карла все базилики довольно короткие (5-6 травей-поперечных ячеек). Такова построенная в 960-965 гг. маркграфом Героном, победителем славян, церковь Св. Кириака в Гернроде с эмпорами - галереями второго яруса над боковыми нефами, подобными некоторым раннехристианским базиликам (СЛАЙД 37)
Типовая постройка – церковь Санкт-Михаэль (СЛАЙД 38, 39)
1 - атриум/нартекс; 2 - паперть/галилея; 3 - западный фасад; 4 - западная центральная башня; 5 - западные башенки с винтовой лестницей; 6 - главный неф; 7 - боковые нефы; 8 - центральная башня; 9 - трансепт; 10 - башни трансепта; 11 - апсиды хора; 12 - хор; 13 – апсида.
Скульптура
В основном – литейное дело.
Бронзовые врата в Гильдесгейме (Германия) (СЛАЙД 40)
Живопись
Монументальная живопись
Школа живописи – монастырь Оберцелла, остров Рейхенау. В основном императорские заказы. (СЛАЙД 41, 42, 43)
1 - гергесинский бесноватый; 2 - исцеление больного водянкой; 3 - Христос усмиряет бурю; 4 - исцеление слепорожденного; 5 - исцеление прокаженного; 6 - воскрешение сына наинской вдовы; 7 - исцеление кровоточивой жены; 8 - воскрешение дочери Иаира и воскрешение Лазаря.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!