ТРАНСФОРМАЦИИ ЭНЕРГЕТИКО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ



Назовем факторы, которые обеспечивают таинст­венное проявление «мудрости тела» процессы восстановления и накопления сверх израсходован­ной действиями энергии. Это:

• Смысловойобраз психомоторного дейст­вия, заданный границами пространственных координат, но не реализованный, а так и ос­тавшийся в форме следа памяти — мысли о движении: палку ученик растягивал, со­здавал усилия, преодолевал сопротивление, однако движений рук как таковых не было. • Механическая работа,которая требовала расходовать индивидуально возможные уси­лия и энергию в течение стандартного вре­мени, условия для восстановления и на­копления израсходованного: вы замечали, что руки после завершения работы без дви­жения почти мгновенно начинали свое не­произвольное движение в направлении, за­данном смысловым образом действия. • «След памяти»      энергетический, остав­шийся после механической работы, и психическое состояние, вызванное выполнением теста.

•Энергопотенциал,который, в зависимости от его начальной величины, способен боль­ше или меньше времени материализовывать мысли либо словесную модель движения в самом живом движении.

•Интервал отдыха — условие, от которого зависят восстановление и количество на­копленной энергии сверх израсходованной.

Теперь сравним учеников — с оптимальным и со сниженным энергопотенциалом. Первые способны запоминать сложные сочетания многих единиц ин­формации, с которыми они работают (третий фак­тор). Их память длительное время удерживает без потерь все, что осознал ученик в выученном мате­риале. Этому помогали: чувства - энергией позна­ния, мышление — точностью классификации свойств предметов или предметов, воображение создани­ем целостности из сначала непонятных сенсорных форм отображенного или его частей.

Кроме памяти, положительные изменения после­действия происходят и в самом рабочем органе психомоторике. В ней ярко проявляется: способ­ность сенсорной системы к последовательным обра­зам их силе и точности; сенсибилизация мотор­ных органов движения, то есть способность более длительно сохранять то, что уже перестало на них воздействовать.

Значит, сенсибилизация - проявление мудрости

действию извне большей силы, чем раньше, упреж­дая его, повышает чувствительность сенсорики.

Для чего это делается? Для: самосохранениясвоей целостности; обеспеченияэнергетико-информационной возможности точнее и быстрее отобра­зить воздействие или выполнить собственное действие с максимальным эффектом; глубокого проникнове­нияв содержание отображенного, чтобы полное воспроизвести его в сознании и точнее потом во­плотить в новое действие.

Величина сенсибилизации зависит от уровня оперативного энергопотенциала: утомление ее значи­тельно снижает, а в оптимальном состоянии па фоне положительных чувств  чувствительность человека повышается в десятки раз. Что дает че­ловеку это повышение чувствительности сенсорики? Разумеется, экономизирует расходы энергии, повы­шает работоспособность и -самое главное уменьшает аварийность человека: он долго и без ошибок работает с высокой эффективностью умст­венных и психомоторных действий.

Итак, природные приспособления для трансфор­мации энергетико-информационного последействия и оснастка рабочих органов - - сенсорные системы: работают над материалом последовательных обра­зов, обеспечивают сенсибилизацию, повышают чув­ствительность к восприятию смыслового значения воздействий или действий в общении. А мощная трансформация этих последействий дает человеку возможность, кроме всего прочего, еще и осущест­влятьс большой скоростью умственные операции: перестраивать элементы целостности в новые соче­тания, определять новые качества предметов или явлений, новые ракурсы видения известных процес­сов и т.п., что является признаком творческого мышления.

А сущность творчества в том и заключается, что человек, находящийся в оптимальном состоянии, может из множества «отображений», каковыми яв­ляются идеи, понятия, символы, опыт человечества -ноосфера, создавать оригинальные мысли, а из при­родного сырья - самодостаточные предметы то, чего доселе не существовало.

Люди со сниженным энергопотенциалом (четвер­тый фактор) пользуются ограниченным количест­вом быстро «угасающих» образов памяти и вслед­ствие этого вынуждены каждый раз начинать учить все сначала: их память имеет небольшой объем и небольшую продолжительность сохранения.

Значит, проблема утомления ученика пробле­ма социальная. Ее осознали давным-давно и, чтобы ее разрешить, изобрели не способ борьбы с утомле­нием, а то, как в этом состоянии добиваться жела­емых результатов обучения детей и взрослых.

Была открыта формула: «повторение — мать учения».

Не отрицая 'определенного значения этой форму­лы, заметим, что чрезмерное преклонение перед нею обусловлено несовершенством методики обучения и неумением предотвращать хроническое утомление учеников. Однако опыт человечества свидетельству­ет, что сверхоптимальным количеством повторений одного и того же формула «компенсирует» то, что может ученик в состоянии «свежести». Причем такое учение уже совсем неоправданно применяют и к тем, кто давно усвоил необходимое.

Это и так понятно: генезис «формулы повторе­ния» связан с культурой древних римлян, которые, при всех их достижениях, диалектику чтили гораз­до меньше, чем древние греки. «Невозможно войти дважды в одну реку» этот афоризм Гераклита должен знать каждый!

Зачем повторять усвоенное! А не лучше ли на его основе наращивать новые пласты знаний и мощ­ности мышления, чувств, воображения?

Надо помнить и то, что не все можно повторить. Что же касается движений живого человеческого тела, то ни одно из них невозможно повторить, повторяется только процесс решения задачи, кото­рый всегда более или менее творческий. Подчерк­нем: творческий, независимо от нашей воли и зна­ния того, что он именно таков. Значит, вполне понятно, что в донном случае и психомоторное творчество желательно развивать в школе...

Сниженная утомлением скорость восстановления энергопотенциала (пятый фактор) вынуждает орга­низм человека (или его вынуждают, например, ра­ботать для лучшей оценки или иных престижных целей) брать его «в долг». Откуда брать?

Есть два источника, которыми может пользовать­ся в таком состоянии человек. Первый — базовый энергопотенциал, брать в долг из которого — значит оплатить его качеством здоровья. Второй стиму­ляторы, химия, - - и платить ему тем же: здоровьем. «Долг», нарастая, как снежная лавина, приводит любого не только к хроническому переутомлению... Образуется замкнутый круг взаимного угнетения: чрезмерная нагрузка замедляет восстановление энергии, а сниженный энергопотенциал вызывает снижение производительности труда; кривая опера­тивного энергопотенциала стремительно падает вниз или сливается с нулевой линией.

Внимание при изучении утомления было обра­щено только к тем видам деятельности, которые связаны прежде всего с выносливостью в напря­женной мышечной работе и преимущественно с львиной долей работы психомоторики: труд шахте­ра, металлурга, кузнеца, спортсмена и др. Для этого вырабатывались нормы питания, объемы выполня­емых работ, гигиена жизни и отдыха. Почему? По­тому, что там работа явно происходит на пределе энергетически возможного. И именно в таких видах деятельности наиболее часты случаи переутомле­ния. А вот умственная работа, в частности утомле­ние в процессе обучения ученика, осталась в тени, поскольку существует представление, что только крайняя неграмотность взрослых может «загнать» воспитанника в состояние утомления.

Но это нелогично! Бежит марафонец два с чет­вертью часа, спринтер преодолевает стометровку за десять секунд, штангист поднимает штангу всего за 0,2 секунды везде расходуется энергия. Раз­ница лишь в удельном весе этих расходов. В умственной работе или в соревнованиях. Здесь и там человек, как говорится, может «сгореть», выйти за все допустимые пределы энергорасходования, что позволены природой его душе и телу.

Что же должно удерживать человека от пере­утомления?

Чувство меры? Да, чувство гармонии состояния души и тела, которое нужно развивать упражне­ниями. Но одного чувства гармонии недостаточно. Нужно труд организовать так, чтобы он вызывал положительные чувства, синтезированные со знани­ем об оптимальном состоянии, что и гарантирует точное чувство меры. Искусство саморегуляции требует не только чувства меры, но и, как вы хо­рошо понимаете, точных расчетов.

Почему мы настаиваем на точных расчетах?

Причина всем известна. В каждом из нас доволь­но глубоко укоренилась обывательская система мыслей о наших психических состояниях. Откуда она? С точки зрения традиционных представлений физиологии (она одной из первых включилась в ис­следование человека в деятельности), существуют два состояния, которые могут быть вызваны умст­венной или психомоторной работой, утомление и переутомление. Кстати, утомление считалось иг обходимым (!) условием развития, а переутомление -очевидным подтверждением того, что системы ор­ганизма вышли за пределы дозволенного им при­родой - в состояние дисгармонии. Отсюда: мастер­ство руководителя процесса работы или учи то л я проявлялось в том, чтобы не дать человеку пере- утомиться, задержать переход организма в негатив­ное состояние.

К тому же, физиология отмежевалась от изуче­ния внутренних переживаний человеком этих и многих других состояний, так как критерием оцен­ки были только два показателя: внешний про­изводительность умственной и психомоторной рабо­ты и внутренний изменения активности органов и систем тела.

А состояния души и тем паче механизма таланта не учитывались, то есть для определения действи­тельного состояния человека в практической работе и в научном исследовании нужно было, чтобы он выполнил максимально возможную работу, и тогда к концу этой работы определяли то или иное со­стояние «на глазок».


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!