Глава 1: Омский Успенский кафедральный собор - одно из самых загадочных зданий города.



Омский Успенский кафедральный собор был одним из самых загадочных зданий города. Омичи передавали предания о захоронении в соборе и подземном ходе. Про него писали, что он входит в десятку красивейших храмов мира. Вошел в десятку крупнейших храмов России. Его называли одним из лучших произведений православного зодчества, Сибирским храмом Василия Блаженного – за сходство с древнерусским собором на Красной площади.

Успенский кафедральный собор является уникальным историческим памятником, поскольку во время Гражданской войны он являлся главным собором Белой России, поэтому большевики считали своим долгом уничтожить эту православную святыню русского народа, что и произошло в 1935-м году.

Закладку приурочили к прибытию в Омск наследника престола цесаревича Николая Александровича 16 июля 1891 года. Дата «16 июля» встретится еще не единожды. Это был третий день пребывания цесаревича в Омске. Специально сооруженный для высокого гостя помост был застелен красным сукном. Здесь Николай Александрович, собственноручно положил в крестообразное углубление на камне четыре золотые монеты и заложил первый камень в фундамент собора. Место было освящено.

Собор является памятником истории и потому что в нём служили замечательные иерархи русской православной церкви.

Немного остановимся лишь на судьбе последнего архиепископа Омского и Павлодарского Преосвященного Сильвестра.

8 августа 1915 года Преосвященный Сильвестр прибыл в Омск. Архиепископ Сильвестр был неординарной личностью. Двадцать лет он посвятил миссионерским трудам и преподаванию в духовных школах на Украине. Написал несколько книг.

Н. Н. Лебедева по архивным источникам и публикациям 1918г восстановила картину февральских дней 1918 года.

2 февраля в связи с декретом об отделении церкви от государства, большевики потребовали от епископа передать в их распоряжение здание, дела и имущество Духовной консистории, а также Архиерейский дом, для размещения в нём своих учреждений. Прошел слух, что в кафедральном соборе устроят лазарет. Верующие омичи обратились с заявлением: «1918 год. Февраля 2 дня… усматриваем посягательство на нашу свободу веры и религии через запрещение преподавать Закон Божий в школах, через лишение церковных обществ прав юридического лица иметь собственность. Протестуем против вмешательства Правительства в религиозную жизнь».

Во время службы в соборе о. Александр Соловьёв произнёс проникновенную речь о гонениях на Церковь, прихожане плакали. На Соборной площади начался митинг, который разогнали солдаты. На следующий день около храма собрались прихожане, их разогнали красногвардейцы. В ночь с 5 на 6 февраля ворвавшиеся в дом архиерея красногвардейцы убили эконома и келейника владыки Сильвестра Николая Цикуру. Владыка был арестован. Над ним издевались, посадили в общую комнату, где уже находились о. Александр Соловьев и ключарь собора о. Ф. Чемагин. Звонарь собора продолжал созывать прихожан колокольным звоном, пока не был ранен. На всех церквах зазвонили в колокола. Народ стал заполнять улицы и площади, требуя освобождения епископа. Во вторник по всему городу слышалась пальба, с обеих сторон были жертвы. Преосвященный Сильвестр был освобожден, дав подписку о невыезде. На одном из мартовских заседаний Собора была зачитана телеграмма от епископа Сильвестра патр. Тихону: «Освобождён. Ожидаю революционного суда. Народ привязан к церкви».

Летом власть перешла к белым и гонения на церковь прекратились. В 1918 году Владыка Сильвестр был возведён патриархом Тихоном в сан архиепископа и при Колчаке на соборном совещании в Томске избран главой Высшего церковного управления Сибири и Урала. Со второго дня празднования Рождества Христова в Омске открыли богословские чтения с участием архиерейских и городских церковных хоров.

Когда белая армия уходила из Омска, вместе с ней ушли архиереи, спасавшиеся в Омске от большевиков. А Владыка Сильвестр остался и стал жертвой красного террора. Он был заключен в тюрьму, где чекисты в течение двух месяцев пытали архиепископа, требуя отречения от веры. В акафисте священномученику говорится, что его распяли на полу, прибив гвоздями руки и ноги. А убили – пронзив сердце раскалённым шомполом.

В помяннике монахинь омского монастыря во имя Казанской иконы Божьей Матери указана дата его смерти – 6 февраля 1920 года.

В определении о канонизации священномученика в 1998 году сказано: «Честные останки свщ. мч. Сильвестра, находящиеся в безвестной могиле, отныне именовать святыми мощами…».

После постановления 1929 года о запрещении колокольного звона в 1933 году с колокольни сняли колокола, сорвали главы и шатер колокольни.

Судьба храма была решена 17 февраля 1935 года на заседании президиума Омского областного исполнительного комитета Советов рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов. По предложению начальника управления народного комиссариата внутренних дел по Омской области Э. П. Салыня было принято решение о сносе здания. Предполагалось использовать кирпич для строительства здания НКВД. Взрывали храм ночью, в тайне от горожан. В первый раз строение сильно тряхнуло, вылетели стекла, однако кирпичная кладка устояла. Через несколько дней в стены храма были повторно заложены снаряды. Храм после взрыва распался на крупные блоки. На уникальной фотографии, хранящейся в фондах ГАОО, видно, что алтарная стена с росписями устояла и после взрывов. В разборке взорванного собора принимали участие заключенные внутренней тюрьмы НКВД.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!