Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).



 Литература:

1. Календарь именин. — Санкт-Петербург: АСТ, Астрель, 2009.- 16 с.

2. Крестный путь царской семьи. // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1991. № 2.

3. Новые святые: Николай II и его семья – символ русского православия. // Трибуна. 2000, 15 августа.

4. Ономастика в кругу гуманитарных наук. Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, 2005. С. 203–205.

5. Священник Николай Святченко. Православный месяцеслов. Русские святцы. – СПб.: Ленинградское издательство, 2010. 288 с.

6. Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.

    ru.wikipedia.org

7. Интерактивный ресурс. Справочник по именам и именинам.www.com.ru  

 

                                                                                    Алгазин Даниил,

                                                                                    ученик 41 класса БОУ города Омска «Гимназия № 150».

Царская семья – образец христианской семьи

Лепбук –в переводе с английского значит «наколенная книга», это сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лепбуки начали американцы. Лепбук – это книжка раскладушка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, в которую помещены материалы тем. Это отличный способ закрепить и передать всю имеющуюся информацию по определенной теме. Тема лепбука может быть совершенно любой, как и ее сложность. Мне очень нравится заниматься созданием таких работ. В процессе создания лепбука, нет границ для фантазии, я становлюсь не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихов. Это намного интересней чем просто читать и запомнить информацию из заданного параграфа. Я в любое время могу открыть лепбук и повторить пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку.

Данной технологией пользуются ребята моего класса. Мне очень нравятся такие предметы как история, окружающий мир и модуль Основы православной культуры курса ОРКСЭ, поэтому я решил показать данную технологию и поделиться опытом по данному направлению. В моем портфолио имеются лепбуки по нескольким направлениям.

Цель моей работы: помочь ребятам освоить технологию лепбука для изучения интересующего их материала.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Выяснить: что такое технология лепбук

2.Научиться располагать и подбирать материалы в соответствии с темой

3.Применить знания по теме «Царская семья – образец христианской семьи»

Объект исследования: создание лепбука на тему: «Царская семья – образец христианской семьи» в рамках  курса Основы религиозных культур и светской этики модуль Основы православной культуры

Предмет исследования: царская семья Николая II

Методы исследования:

- изучение литературы;

- беседа с родителями;

- поиск информации в интернете

I. Основная часть

На примере лепбука я попытаюсь раскрыть вам тему: “Царская семья-образец Христианской семьи”

1.1 Гонения на православных христиан в начале XX века

В начале прошлого, двадцатого века все православные в России были поставлены перед очень серьезным выбором. В это время пришедшие к власти в нашей стране люди объявили, что бога нет, и вынуждали христиан отрекаться от веры. Разрушали храмы и монастыри. Отречься - значит предать то, что для тебя свято, не отречься – в те времена значило пойти на страдания и, может быть, даже на смерть.

Двадцатый век для России стал временем мучеников и исповедников. Мученикиэто святые, отдавшие жизнь за Христа, христианскую веру и Церковь.  Исповедникиэто святые, исповедовавшие Бога, Иисуса Христа в гонениях, не отрекшиеся от Христа.

Одним из таких страдальцев за веру стала семья императора России Николая II,православного царя: сам царь Николай II, царица Александра, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и самый младший в семье – царевич Алексей.

1.2 Христианская семья

Что такое семья? Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде и горе. На семье все держится! – это как могучее дерево с сильными корнями и множеством ветвей.

Давайте сравним семейную жизнь царской семьи с жизнью современных семей. Сейчас, очень много семейных пар разводится, все дело в том, что у нас потеряна культура семейных отношений, а семья Николая II жила по Божьему замыслу. Пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку- как святыне. Целомудрие в браке – его основа.

Хотелось бы привести высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни».

Царская семья – это реальная семья, реальные люди. Которые смогли достичь счастья и супружеского и родительского и счастья детей, которые живут в дружной семье и видят счастливых и любящих родителей. Простота, трудолюбие, скромность были отличительными чертами взрослых и детей этой семьи.

1.3 Личностные качества членов семьи Николая II.

 Николай II был очень добрый, чрезвычайно воспитанный, никогда не повышал голоса на собеседника, никто из окружающих не слышал от него слово «Приказываю».

Александра Федоровна в первую мировую войну работала со старшими дочерями в военном госпитале, как простая медицинская сестра. С 1 января 1909 года, под ее покровительством состояло 33 благотворительного общества.

Великая княжна Ольга  первенец семьи, душой была ближе к отцу, любила уединиться с хорошей книгой, была непрактичной и далекой от реальной жизни. От матери переняла твердость характера.

Татьяна была организованной, энергичной и целеустремленной, имела собственные суждения. Больше всего любила порядок, помогала матери, очень в ней было развито чувство долга.

Мария это истинная внучка Александра III, своего деда. Она обладала большой физической силы, проста в общении, ласкова и приветлива. Любила рисовать, но была несколько ленивой, чтобы заняться чем либо серьезным. Очень любила детей.

Анастасия – она была маленького роста и настолько полной, что стыдилась своей комплекции, обладала прекрасным слухом и способностью к языкам. Среди своих сестер, она выделялась, какой то, особой аристократичностью.

Алексей – вся жизнь маленького наследника была сплошным страданием. Он унаследовал по линии матери ужасную болезнь крови - гемофилию. Не смотря на болезнь , он был жизнерадостным, любил природу, ухаживал за животными, которые заменили ему общение с мальчиками его возраста.

Царские дети не гордились своим царским положением, не любили высокопарное обращение, не принимали лесть. Отношения всех членов этой семьи всегда были пронизаны искренней любовью, заботой друг о друге, вниманием. Дети с почтением относились к родителям.

1.4 Любовь сильнее смерти

Когда Царскую семью арестовали, среди лишений, издевательств охранников они сохраняли веру в Бога и как настоящие христиане не испытывали ненависти к своим врагам, не желали им зла.

Царскую семью подвергли жестокой казни, в том числе всех пятерых детей, расстрел был осуществлен в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. На этом месте в 2000-2003 годах был возведен Х рам – на Крови.

Можно сказать, что эта семья была идеалом православной семьи. В Храмах служат Акафист – это торжественное чтение и пение стоя, таким святым.

II. Практическая часть

Создание лепбука по теме: «Царская семья – образец христианской семьи»

Лепбук состоит из 7 разделов:

В данную тематическую папку разместил 7 развивающих элементов:

1.Мученики, исповедники как лики святых в Церкви. Икона собора святых новомучеников и исповедников российских.

2. Словарь по теме

3.Историческая справка о семье императора России Николая II

4. Время испытаний

5. Открывающийся клапан «Личностные качества членов царской семьи»

6. Ромашка символ благотворительности и чистоты

7. Храмы в честь царских страстотерпцев

Заключение

В результате изучения данной темы у меня получилась мини-энциклопедия по теме. Из этой тематической папки вы узнаете: кто такие мученики, царская семья, какова история православной семьи, их быт, устои, вера.

Литература:

1. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных мучеников. М., 2002.

2. Литвяк Е. Праздник белого цветка: детям о Царской семье. Минск, 2010__

3. http://expo.pravoslavie.ru/other/455.html. Описание иконы собора святых новомучеников и исповедников российских

4.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / О.Л. Янушкявичене,

Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик. —

М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 280 с. —

(ФГОС. Начальная инновационная школа).

5.Янушкявичене О.Л.

Методическое пособие к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / О.Л. Янушкявичене,

Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, И.В. Метлик. —

М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 280 с. —

(ФГОС. Начальная инновационная школа).

6. Рабочие материалы (создание тематических папок: лепбук). Татьяны Пироженко на сайте http://www.tavika.ru

                                                                                    Манукян Арам,
                                                                                    ученик 41 класса БОУ города Омска «Гимназия № 150».

Семейные святыни и традиции

Семья - одна из основных ценностей человеческой жизни. С точки зрения религии, семья - это малая церковь. А раз мы сравниваем семью с церковью, значит, как и в церкви, в семье должны быть свои святыни и традиции.

Святыня - это предмет или место почитания, другими словами, это нечто особенное, дорогое, чтимое.

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Основными семейными традициями считаются:

• Традиция празднования дней рождений, национальных и религиозных праздников.

• Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период.

• Традиции гостеприимства, семейный обед.

• Совместный досуг (прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр).

• Передача семейных реликвий подрастающему поколению.

В моей работе мне бы хотелось уделить особое внимание следующим традициям: празднование религиозных праздников, передача семейных реликвий из поколения в поколение.

Бог везде. Церковь же - это место, специально посвященное Богу, построенное для молитвы. Мы ходим в церковь не только по праздникам, но и почти каждое воскресенье или в любой другой день, когда возникает такое желание. Обычно, мы ставим свечи в церкви тем святым, кому хочется, мама набирает святой воды, которую нам очень нравиться пить. На большие праздники, такие как Вербное Воскресенье, Пасха, Рождество Христово, мы посещаем церковь всей семьей с большим удовольствием. На Вербное воскресенье мы обязательно берем с собой веточки вербы, чтобы их посвятить и поставить на целый год дома, а старые веточки втыкаем в землю.

На Пасху мы вместе с мамой и сестрой печем Куличи, мне очень нравится их украшать. А также мы красим яйца множеством способов: шелухой лука в традиционный красный цвет (на некоторые яйца кладем листочек зелени, а потом аккуратно кладем яйцо в чулок и опускаем в шелуху вариться, затем все очищаем, и яйца получаются украшенные листочком), пищевыми красками, можно также украсить яйца наклейками по теме и очень красиво получаются яйца в терм обёртке.

Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху - древний обычай. Происхождение обычая дарить пасхальные яйца теряется в глубине веков. Яйцо толкуется как символ воскресения, а красный цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа.

Стол мы украшаем проросшим зерном пшеницы - "роща", как ее называли в старину. Проросшее зерно как символ праздника. Зерно, обретающее новую жизнь в молодых ростках, символизирует возрождение, обретение новой жизни. В зелень укладывали крашеные яйца, так мы делаем и сейчас.

Особенно волнующий для меня момент, когда мы всей семьей ждем, пока Батюшка освятит нашу корзинку с Куличами и яйцами. А когда капельки святой воды попадают мне на лицо, я себя чувствую легко и защищенно в этот момент.

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним, но он дошел и до наших дней. Этот обычай пришел на Русь из Византии, но возник он гораздо раньше. Свеча, зажигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога. Внешнее действие сопровождается внутренним - молитвой.

В нашей семье меня с братом и сестрой ставить свечи учила бабушка. Мы приходили к ней по воскресеньям, она первым делом отправляла нас мыть руки и потом ставить свечи.

В нашей семье ставили свечи всегда, даже когда это было запрещено в Советские времена, тогда дедушка делал свечи сам дома. Это было, когда меня еще не было, мне об этом рассказывала бабушка. Весь обряд был тогда тайным, но вера в Бога всегда была сильной в нашей семье. Эта черта вообще присуща армянским семьям, так как из-за веры в Бога армянский народ переживал гонения веками. Так, когда в регион пришли тюркские народы мусульманской веры и стали притеснять Христиан, армяне, несмотря ни на что, не отказались от своей веры. В 1915 году и мои предки пережили страшные испытания, но спаслись, поэтому я живу в России уже в третьем поколении. Также интересный факт: Армения в 301 году н.э. признала Христианство как государственную религию, поэтому Армения - первое государство в мире, где христианство было объявлено официальной религией.

Свечи мы ставим и дома каждую неделю, и пока они не догорят, мы не разговариваем громко, не шумим. Я всегда прошу здоровья родным и близким, а также помочь мне в учебе.

Обычно для икон отводится лучшее место в комнате - прежде это был «красный угол», обращенный на восток. Сейчас не всегда иконы ставят в красный угол, но в любом случае им отводится почетное место.

Существует старинная традиция написания семейных икон. Как можно догадаться по названию, на семейных иконах, прежде всего, изображаются небесные покровители всех членов семьи, среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни основателей рода. На семейной иконе собираются небесные заступники всей семьи, которые молятся за всю семью, за весь род. Поэтому иногда их называют родовыми иконами.

Также на семейной иконе допустимо изображение особо почитаемых в семье святых, даже если никто не носит их имени, святых - покровителей профессии членов семьи и др.

Также семейными иконами иногда называют особо почитаемую икону, передающуюся из поколения в поколение в семье. Это может быть любая икона - Спасителя, Богородицы, какого-то святого. Как правило, с этой иконой связано какое-то событие в жизни семьи, либо она много поколений передавалась по наследству.

Сама по себе семейная икона, как и любая другая, конечно, не является неким талисманом или оберегом, но, прежде всего, - святыней духовно связывающей всех членов семьи.

Семейная икона как святыня, передаваемая из рода в род и тем самым связывающая между собой поколения, особо почиталась на Руси. Младенцев после крещения подносили к семейной иконе, перед такой иконой молились и испрашивали благословления на дела, детей благословляли на учёбу, взрослых на службу, на брак. Вообще наши предки не начинали ни одного дела, не помолившись перед иконой, либо не получив родительского благословения.

У нас дома выделен столик для икон, где составлены все иконы, а их у нас много, мама постоянно покупает новые, даже сестра когда бывает за границей привозит иконы и свечи. А так же у нас есть иконы, которые передаются из поколения в поколение. Сейчас эти иконы хранятся в доме моей бабушки. Эти иконы достались нашей семье необычным способом, а именно: когда мой прадед был молод, он увидел, что люди развели костер и побросали в него ненужные вещи, таким образом они решили от них избавиться, но можно представить удивление моего прадеда Никола, когда он увидел а этом огне и иконы. Конечно, он ринулся их спасать, достал около пятнадцати икон, среди них есть иконы и 19 века и начала 20 веков, одним словом, старинные иконы, а одна из икон в серебряном окладе. Много лет мой прадед хранил эти иконы, но когда началась Великая Отечественная война, он передал на хранения иконы соседу. Как оказалось, этот человек не был очень честным, он забрал часть икон, так и не вернул их, но мне известно, что прадед не был на него в обиде за этот нечестный поступок. Так мы продолжаем хранить эти иконы.

Таким образом, хотелось бы отменить, что семейные реликвии помогают сплотить семью и сохранить ее историю для потомков.

Нужно чтить и хранить традиции, так как именно они являются неотъемлемой частью нашей Христианской культуры, храня которые мы остаемся самими собой и не теряемся среди других культур и народов.

 Литература:

1. Иеромонах Иов (Гумеров), священник Павел Гумеров. Дом христианина: Традиции и святыни. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

2. О.Я. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей виктор Дорофеев, О.Н. Яшина Основы Православной культуры 4 класс. –М.: Русское Слово, 2014

3. http://www.pravoslavie.ru/75873.html

4. https://infourok.ru/semeynye_cennosti_i_tradicii-580177.htm

5. http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/family_church.htm

 

 

Макотер Мария Игоревна,
                                              ученица 4 «Г» класса БОУ г. Омска Лицей №66

Святые места Омской области

Мои представления и знания о православной вере были очень отрывочны. Хотя меня крестили в младенчестве, и я бывала в храмах. Но с появлением в расписании нового школьного предмета и его преподавателя все начало меняться. Учительница рассказала кто такой Бог, что чувствуешь во время молитвы, как отличить часовню от собора, как себя вести в храме и многое другое. А главное у нас были уроки экскурсии в Успенский собор, и мы подготовили праздник «Рождество семейное торжество». В областной Юношеской библиотеке я не раз брала и читала детский православный журнал «Божий лучик», в котором наряду с поучениями есть место и детскому творчеству (стихам, рисункам). Я тоже попробовала написать к семейному празднику стихотворение «Рождество»

Вот его фрагменты:

В январе числа седьмого

Отмечаем торжество

К нам приходит Рождество!

Кто родился? Вот вопрос?

Ну, конечно же, Христос!

Где же мог он появиться

Всему миру объявиться?

Жаль, что не в земле славян,

В стране славной Ханаан.

Долго ждал его народ,

Изнывая от невзгод.

Миру, где лилась кровь

Предложил Христос Любовь.

И сияет нам всегда

Вифлеемская звезда.

Мой интерес в изучение вопросов веры поддержала моя семья. Мы посетили некоторые святыни нашего края, прочитали информацию о них в различных источниках. Найденным материалом мне захотелось поделиться со сверстниками. И такая возможность представилась в связи с проведением в нашем городе фестиваля «Моя православная вера».

Тема моей работы «Святые места Омской области»

 Цель: показать как интересно и полезно изучать святые места.

 Задачи, которые я поставила в работе таковы:

1) Собрать как можно больше информации

2) Поделиться ею с ребятами.

3) Провести опрос в классе (результаты приведены в таблице)

Вопросы, заданные одноклассникам:

1)Какие Святые места вы знаете?

2)С кем они связаны?

3)Есть ли у них легенды?

4) Знаете ли вы Святые места Омска и Омской области?

Утвердительно ответили на все вопросы Имеют частичное представление Не знакомы с этой темой
8 уч-ся 32% 11 уч-ся 44% 6 уч-ся 24%

Вывод: ≈1/4 учеников класса не знакомы со святыми местами вообще, но >3/4 учащихся класса имеют частичные или достаточно полные для своего возраста знания и проявляют интерес к религиозным святыням.

Омский регион очень богат на святые места. Это не только множество уникальных мест природы, но и большое количество духовных центров. Мною были посещены два святых места- это Ачаирский Крестовый женский монастырь и Свято-Никольский мужской монастырь в селе Большекулачье. Еще я нашла информацию о храме святых Петра и Павла в селе Серебряное.

Ачаирский монастырь, расположенный в 40 км по Черлакскому тракту к югу от Омска, начал свою историю с женской общины в 19 веке по соседству с казачьим поселком Ачаир. Первой настоятельницей общины была вдова надворного советника Марина Махалова. Землю под строительство монастыря подарил казак Михаил Бубеннов, а средства на строительство поступали из императорского фонда.

В монастырь мы попадаем через Северные врата. Вот его главная аллея. На территории воздвигнуты 7 храмов и 5 часовен. Вот главный из них Собор Успения Пресвятой Богородицы. Есть памятник Николаю Чудотворцу. Колокольня с приделами Кирилла и Мефодия. Храм Святого Дмитрия Солунского. На территории выстроены кельи, трапезная, гостиница для паломников. Достопримечательностью монастыря является источник минеральной воды.

В год 2000 летия христианства был освящен новый храм Иоанна Крестителя на водах. Но особое впечатление на меня произвёл маленький деревянный храм. Великомученицам Вере, Надежде, Любови и их матери Софии.

Я советую съездить в Ачаирский монастырь, там вы исцелите и тело, и душу, и сможете помолиться за близких.

Менее масштабен, но с более древней историей, мужской Свято-Никольский монастырь, но с более древней историей. Его начало деятельности относится к 18 веку. Статус монастыря приход получил в середине 90 годов 20 века, а до этого в Большекулачье стояли по очереди, сменяя друг друга, две деревянные и одна каменная церкви. В годы репрессий на месте каменной церкви так же как в Ачаире была создана колония. А так выглядит храм в честь Святителя и Чудотворца Николая сейчас. В монастыре хранятся частицы мощей Николая Чудотворца, Матроны Московской, отцов Киево-Печерских и частица Креста Господня. Кроме того в монастыре есть богадельня и два скита. Но больше всего Большекулачье известно как место паломничества в день Крещения, когда там вырастает настоящий временный городок.

Село Серебряное Горьковского района, так же как и два предыдущих святых места имеет целебные источники. Только здесь их более ста. Три из них освещены. Первая Петропавловская церковь была основана в 1780 году, но сгорела во время грозы, затем ее отстроили уже в середине 19 века, в годы Советской  власти ее взорвали и лишь в 90 годах восстановили, но уже в светском здании, которое было освящено нашим митрополитом. Вот вид храма святых апостолов Петра и Павла. А вот природные красоты этого села.

Я думаю, что эти немногочисленные изображения православия нашего региона не оставят никого равнодушным. Тем, кто еще не был, но заинтересовался этими святыми местами, я советую посетить их со своими родными. Я же в свою очередь решила дальше углублять свои знания о вере, чаще обращаться к детской библии, узнавать об Омских храмах и посещать их, а во время летних каникул при выезде в другие государства познакомиться с их святынями, как я и сделала прошлым летом, посещая Черногорию

Омский регион очень богат на святые места. Это не только множество уникальных мест природы, но и большое количество духовных центров, таких как храмы. Некоторым из них и посвящена эта презентация.

Мною были посещены 2 святых места это - Ачаирский Крестовый женский монастырь и Свято-Покровский мужской монастырь в селе Большекулачье. А также я нашла информацию о храме святого Петра и Павла в селе Серебряном.

Сначала я поведаю об Ачаирском монастыре - это необычайное место в Сибири. Тут вы можете узнать много интересного. Давайте начнем наше путешествие.

Монастырь молодой был построен в 90-х годах 20 века. Идея создания монастыря принадлежит вдове Марине Александровне Махаловой. Каменная церковь в честь Михаила Архангела была освещена и построена 23 мая 1903 года. В конце 20 годов прошлого века в Омске все монастыри и большая часть храмов были закрыты и разграблены большевиками. Разрушен один из самых больших храмов в России – Успенский собор в Омске. Священников подвергли гонениям и истязаниям. Ужасна была судьба и Ачаирского монастыря, закрытого в начале 30 годов. В его стенах был устроен один из самых страшных лагерей в СССР. За 16 лет существования в нем погибло 200000 человек. Здесь люди погибали от невыносимых условий жизни. Кормили заключенных бурдой из овсюга, вызывавшей желудочно-кишечные кровотечения. На территории монастыря сохранились рвы, в которые сбрасывались тела умерших. Владыка Феодосий был потрясен услышанным и принял решение возродить Ачаирский монастырь. Он обратился к руководству зверосовхоза «Речной» с просьбой выделить землю для установки в ней креста в память об умерших без покаяния и молитвы. 

На территории есть 7 храмов, 5 часовен, а также кельи для монахинь и трапезная. Для собственных нужд монахини выращивают зерно, картофель и овощи, а также разводят животных и птиц. Уже после основания монастыря на его территории был построен источник с минеральной водой. В нём можно искупаться, поскольку здесь всегда температура 36,6 и набрать с собой воды. [1]. 7 июля, в юбилейный год 2000-летия Христианства, был освящен новый храм Иоанна Крестителя на водах. Храм построен для крещения и содержит две купели для полного погружения – мужскую и женскую. Внутри храма установлен крест, по которому стекает теплая 37-градусная вода, забираем из глубины 1168 метров. Северные Святые врата со звонницей и надвратным храмом Анастасии Узорешительницы.

Больше всего мне понравилось в храме Святых Великомучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Когда-то давно Софию должны были наказать, убивая на ее глазах ее дочерей. Теперь в этом храме венчаются. Икона была вышита разным бисером. Сам храм деревянный с потрясающим внутренним убранством.

Еще я хотела рассказать о Свято-Никольском мужском монастыре. Мужской Свято-Никольский монастырь ведет свою историю с начала 18 века, когда была построена первая Омская крепость. Неподалеку от нее был открыт источник, целебные свойства которого с каждым годом привлекали все больше паломников. Первое упоминание о строительстве церкви в деревне Большекулачье, которая появилась возле источника, связывается с 1751 годом, когда местный житель Иван Миронович Круглов с односельчанами поставил деревянную церковь во имя Святителя Чудотворца Николая.

К 1793 году жители села за лето возвели новую деревянную церковь на каменном фундаменте, но теперь уже с пределом в честь Святых Мучеников Кирика и Иулитты.

В 1905 году на месте деревянной церкви был построен каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая без приделов. В 1936 году его закрыли и разрушили, вместе с этим было ликвидировано и церковное кладбище. На месте храма была создана колония для содержания репрессированных. Неоднократно здание пытались разобрать по причине высокого качества кирпича, использованного для его строительства.

Возрождение святыни началось в 1989 году. Новая жизнь обители началась с подвижнической деятельности игумена Виталия (Кляритского), объединявшего вокруг себя послушников, прихожан, благотворителей, паломников, начавших восстановление храма. К 1990 году было возведено временное покрытие над храмом, восстановлена колокольня и шатёр над ней. Колокола впервые зазвонили на Пасху 1994 года.

В 1995 году приход получил новый статус. Был утверждён Свято-Никольский мужской монастырь. [2]

В 1997 году было разработано архитектурно-конструктивное решение однокупольного покрытия центральной части храма, не нарушавшее архитектурный стиль здания и позволившее расширить центральную часть за счёт пристройки с южной и северной стороны двух пределов. В 2002 году строительство пределов было закончено. Северный предел освятили в честь Святых Царственных Страстотерпцев, а южный в честь святых мучеников Кирика и Иулитты.

Престольные праздники.

· День памяти Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца (22 мая, 19 декабря по новому стилю)

· День памяти святых царственных страстотерпцев императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексея, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии (17 июля по новому стилю)

· День памяти мучеников Кирика и Иулитты (28 июля по новому стилю)

· День памяти о преставлении преподобного Александра Свирского (12 сентября по новому стилю), день первого обретения святых мощей (30 апреля по новому стилю).

На территории Свято-Никольского монастыря находятся: Храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца; келейные корпуса братии; трапезная и богадельня; святой источник и часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный источник (юго-восточная окраина в Большекулачье). Также к обители относятся скиты: в честь иконы Пресвятой Богородицы Неупиваемая чаша (2 км к северу от монастыря), в честь святого Преподобного Александра Свирского (на берегу Иртыша в 6 км от монастыря). 

Теперь я расскажу о Храме святого Петра и Павла. Село Серебряное знаменито на всю область своими целебными источниками. Их здесь более ста. ТРИ из них освящены: это источники в честь Свято Троицы, в честь иконы Божьей Матери «Почаевской» и в честь целителя Пантелеймона. Воды этих источников помогают исцелить от разных болезней.

Первая церковь в селе Серебряном была построена еще в дореволюционной России. С приходом большевиков ее решили взорвать. Старики рассказывают, что в ночь перед тем, как храм должны были уничтожить, он ушел в землю на метр: благодаря этому уцелели подвальные помещения. Храм Петра и Павла обрел вторую жизнь в начале 90 годов 20 века.  

Есть здесь старинные иконы, например, икона Святого Целителя Пантелеймона, икона Господа, спасающего младенцев, убиенных во чреве. С 1995 года икона Божьей Матери « благодатное небо» источает драгоценное миро. Несмотря на то, храм довольно новый, все паломники говорят: когда заходишь в храм Петра и Павла, появляется чувство причастности к старине. Будто этот храм стоит здесь веками. 

  Петропавловская церковь была основана в 1780 году. В этом же году она была освящена. Однако во время грозы церковь сгорела после удара молнии. Всего церковь восстанавливалась 3 раза:

· 1780 год (уничтожена полностью пожаром);

· 1843 -1846 годы (сохранился руинированный фундамент с подвальным помещением);

· 1997 год (восстановлена в здании бывшего комбината бытового обслуживания, где и располагается по сей день).

В 1843 году на средства местных жителей началось строительство новой церкви. Первым священником был Николай Мухин.

В1844-1845 годы священником был Стефан Попов.

В 1846 году новая деревянная церковь на каменном фундаменте была, наконец построена, престол в ней один, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В общей сложности церковь возводилась около трех лет. Священником стал Алексей Иванович Вавилов.

В 1860 году священником был Василий Григорьевич Буров.

На 1897 год священником церкви был Вениамин Корнильев, дьякон Михаил Смоленский, псаломщики Петр Ифантьев, Александр Алексеев. Церковь относилась к благочинию священника Николая Дурыгина Омской епархии, город Тюкалинск.

В 1920 годах с установлением советской власти церковные службы были прекращены. В церкви сначала поместили сельский клуб, потом в 1941-1945 годах здесь был размещен Ленинградский детский дом, а затем склад.

В 1936 году церковь решили снести. Церковь очень трудно подвергалась разрушению, поэтому было принято решение ее взорвать. При взрыве была уничтожена верхняя купольная часть, а нижняя часть сохранилась, но продавилась в землю. По преданию в ночь перед взрывом церковь ушла под землю на метр, и в результате подвальные помещения при взрыве остались целыми, и появилось « подземная церковь». Оставшуюся часть церкви прихожане тайно использовали по прямому назначению.

До 1960 года священником «Подземной церкви» был Петр Васильев.

В1980 году церковь была окончательно разграблена.

Сейчас рядом с остатками церкви установлен памятный крест, на котором небольшая иконка с изображением святых Петра и Павла и даты существования церкви 1780-1936 годы. Руины церкви являются одной из достопримечательностей села.

В 1997 году церковь в селе была восстановлена. Сельская администрация выделила для церкви здание бывшего комбината бытового обслуживания. В день празднования Петра и Павла церковь была освящена митрополитом Омским и Тарским Феодосием.

Литература:

1. http://omsk.media/dostoprimechatelnosti/hramy-i-cerkvi/177-achairskiy-krestovyy-zhenskiy-monastyr-foto.html

2. http://azbyka.ru/palomnik/

 

Маликова Екатерина Александровна,
ученица 4 «Г» класса БОУ г.Омска «Лицей №66»

Мой Небесный Покровитель

Сегодня я вам расскажу про своего Небесного Покровителя. Я выбрала эту тему неслучайно. В наше время дети, и даже взрослые не знают, кто их оберегает и помогает им. Люди все меньше стали верить в Небесного Покровителя. Я в него верю. Мой Небесный Покровитель – Святая Великомученица Екатерина. Все началось с того, когда меня назвали. Моя мама зашла в церковь с моим братом, Михаилом. Я должна была уже скоро родиться. В церкви к маме подошла бабушка и спросила: «Вам ребенок уже сказал, как назвать младенца?» Мама меня хотела назвать по-другому. Но тут она спросила у брата Миши – как назовем сестренку? Катя – ответил Михаил. Вот такая история про мое имя. Мне стало интересно, чем знаменита Святая Екатерина, почему она стала Святой, где находятся храмы в ее честь, есть ли в Омске храм, и иконы Святой Екатерины.

В городе Александрии жила молодая девушка, имя ее Екатерина. Будучи 18-летней, она была не по годам мудра, красива и умна. Родители ее хотели, чтобы она поскорее вышла замуж. Тогда наследство ее отца не перейдет в плохие руки. Но Екатерина, сказала им, что выйдет замуж за того, кто обладает такими же качествами как и она. Умом, красотой, мудростью. Родители не смогли найти такого человека.

В те времена властвовало Язычество. На праздники богатые люди приносили в жертвы – коров и овец. А бедные приносили – птиц и им подобные. В то время у власти был князь Максимин. Екатерина пришла к Максимину во время жертвоприношения и заявила ему, что он поступает не правильно. Максимин сказал страже, чтобы они увели ее и сказал, чтобы она пришла после праздника.

Екатерина была тайной христианкой. На встрече со Страрцем она узнала что есть Человек, который как и она умен, мудр, красив, справедлив. Она захотела увидеть Его. Старец дал Екатерине икону пресвятой Богоматери с младенцем на руках. Это был Он в детстве со своей матерью. Старец сказал Екатерине, помолится на ночь этой иконе. Екатерина очень увлеклась молитвой, не заметила как уснула. Ей приснилось: Богоматерь и ее Сын. Богоматери она очень понравилась, а ее Сын не хотел даже увидеть ее. Он сказал, что она небрежная, и пока она не исполнит того, что ей скажет Старец она останется такой. На следующий день она пошла к Старцу и он провёл с ней одно из таинств (Крещение) и сказал молиться так же и в этот вечер. В эту ночь Иисус уже не презирал Екатерину, а наоборот она ему очень понравилась, и Он женился на ней. На память Он подарил ей прекрасный перстень. Когда Екатерина проснулась, перстень сиял на её руке.

Днём Екатерина пошла к Максимину и утверждала, что Бог один. Максимин же ей в ответ сказал, что он устроит спор. Когда Екатерина ушла, Максимин приказал, отыскать самых умных мудрецов. Когда мудрецы пришли к Максимину, он очень волновался, один из мудрецов сказал, что Екатерина может быть умнее нас, но не мудрее, ведь женщина не может обладать такой мудростью что и мужчины.

До спора к Екатерине явился архангел Михаил и сказал, что Иисус ей поможет.

Наступил день спора. Перед спором Максимин сказал мудрецам, что если они выиграют, заживут как цари, а если проиграют, то у них будет самая мучительная казнь. Мудрецы и Екатерина вошли в зал, они увидели на сколько она красива. В споре выиграла Екатерина. Когда мудрецы шли на казнь они радовались, потому что они поверовали в Христа.

Максимин был очень зол. Он приказал замучить Екатерину. Ей не давали еды, воды, но она была сыта и напоена. Максимин делал Екатерине то угрозы, то предложения. Он не мог придумать ей новые мучения за её ум, мудрость и красоту.

Максимин отправился в другой город и задерживался на несколько дней . Жена Максимина воспользовавшись этим захотела навестить Екатерину. Даже когда Максимин приехал она была еще там . Максимин узнал про встречи его жены и Екатерины. Ему это не понравилось. Он приказал казнить жену. Его жена, также как и мудрецы не грустила идя на казнь. Максимин сам казнил её мечом.

Через некоторое время князь казнил Екатерину. Ей отрубили голову, но вместо крови потекло молоко. Все удивились этому чуду. [1]

День памяти Святой Великомученицы Екатерины 7 декабря (24 ноября по старому стилю).

Монастырь Святой Екатерины находится в Египте у подножия горы Синай. Первая церковь монастыря была построена в 330 году. Стены монастыря были построены в 557 году. Он построен там, потому что после смерти ангелы унесли тело Екатерины на гору Синай, для того чтобы язычники не мучили её. Мощи Екатерины находятся в монастыре. Монастырь действующий.

В Сибири, Омской области, Тарском районе, есть образ той горы, на которой как невеста расположилась Екатериновка. Красота тех мест неописуема. Там стоит Храм Святой Великомученицы Екатерины. В 2000 году Храм восстановлен и ныне действующий.

С тех пор, много церквей стали строиться и называться в честь Святой Екатерины. Почти в каждом городе они есть.  В Омске в 1790 году было построено здание, в котором располагалась Лютеранская кирха во имя Святой Екатерины. Здание сохранилось до наших дней. Сейчас в нем располагается музей УВД Омской области.

На иконах Екатерина одета в богатые одежды. Часто на иконе Екатерина держит крест, в честь того что она была женой Иисусу или перо в честь своей мудрости и ума.

Эта икона есть не во всех церквях. К ней приходят и обращаются мамы, у которых есть дочери. И которые желают своим дочерям удачно выйти замуж. Я провела опрос среди учеников моего класса. Мне было интересна их точка зрения на их Небесных Покровителей. Знают ли они их, знают ли житие и страдание.

Я опросила 25 человек.

Вопросы были такие

1. Верующий или нет

2. Крещенный или нет

3. Знаешь ли своего Небесного Покровителя

Ответы были такие

100% (25 чел) верующие

72% (19 чел) крещенные

64% (16чел) знают про своего Небесного Покровителя.

После опроса у ребят возникло желание узнать о своем Небесном Покровителе побольше.

В заключении я бы хотела сказать. Эта тема очень увлекла меня, так как раньше я сама не задумывалась о житие и страдании, моего Небесного Покровителя. Так же увлеклась вся моя семья. Мы узнали много нового и интересного и познавательного. Мы узнали, что Архангел Михаил участвовал в судьбе Екатерины, возможно не случайно у меня брат Михаил. И он назвал меня – Екатериной. Мы узнали, где находятся иконы, в нашем городе. Где располагалась церковь во имя Святой Екатерины. Теперь всем женщинам, у которых есть дочери, мы рассказываем про Святую Великомученицу Екатерину. Пусть их дочери будут счастливы замужем.  Я побудила своих одноклассников узнать о своих Небесных Покровителях.

Литература:

1. http://www.pravoslavie.ru/43178.html

 

Сараханова Ирина,
ученица 4 -1 класса                                                                                                      БОУ г. Омск «Гимназия №140»


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!