Философское учение о человеке.



Ответ:

В эпоху античности, с которой, собственно, и начинается отсчет культуры человечества, сам человек еще понимался как одно из явлений природы, как вещь среди вещей. Его сущностью признавалось его физическое тело, являющееся частью физического мира – Космоса, и, соответственно, целью жизни человека считалось сохранение и воспроизведение этого тела. Значит, образ человека в эту эпоху был космоцентрическим.

Современные ученые, изучающие античность, полагают, что одним из подтверждений космоцентрического образа человека, возникшего в эпоху античности, служит то обстоятельство, что философы греческой “милетской” школы Фалес, Анаксимен первоосновой мира признавали воду, воздух, Гераклит Эфесский – огонь, Демокрит из Стагира – атомы и пустоту. И человек, образованный из этих и других стихий природы, естественно, мог быть только природным существом, бытийствующим в природе и только для природы. Космической гармонии должна была соответствовать и гармония жизни человека, людей.

Несколько иной образ человека мы видим в эпоху средневековья. Если античный образ человека космоцентричен, ибо человек как бы является частицей реального материального мира – “микрокосмом”, то средневековый образ человека – теоцентричен, то есть здесь человек является результатом творения, не имеющим собственной сущности. Реальный мир, в котором человек живет, как и сам человек живущий в этом мире, представляют собой моменты движения к самому Творцу, Богу. Они не самодовлеющи, не являются причиной самих себя, не активны и не имеют никаких целей.

Итак, вся жизнедеятельность человека в средневековье сводится к познанию и приближению его души после смерти тела к сущности Бога.

Образ человека в Новое время антропоцентричен. Это значит, что в центр природных и социальных процессов как их первопричина, оттесняя Бога, становится сам человек. Он теперь не столько смотрит на небо, сколько вглядывается в себя, в свой внутренний мир, и как “мыслящая вещь” (Р.Декарт) руководствуется формулой “мыслю, следовательно, существую”. В это время человеческая субъективность становится вполне достоверной реальностью и даже критерием объективной реальности всего существующего вне и независимо от человеческого сознания.

 

Глобальные проблемы современной цивилизации.

Ответ:

Ситуация в конце XX века осложняется тем, что для дальнейшего развития производства — основной цели общества — требуются еще более глубокая специализация, более широкая, чем сегодня, информатизация, проникновение технических средств в самые интимные стороны человеческой деятельности вообще и производства, и потребления в особенности.

Такая тенденция опасна прежде всего тем, что специализация плохо совместима с необходимостью целостного восприятия мира культуры. В подобной атмосфере человека формируют не действительность во всей ее полноте и разнообразии, не общение с природой, а во многом средства массовой информации (СМИ) и массовая культура. Человек становится все более легко управляемым и даже манипулируемым.

Западная цивилизация смотрит на мир вообще и на конкретные объекты в частности с точки зрения их полезности, практической значимости, тогда как для более целостного восприятия мира и «бесполезные» вещи не менее важны и ценны. Чтобы человек мог выйти из кризиса, он должен изменить доминирующую установку: «предмет дорог, самоценен, потому что полезен».

Кризис, который переживает современное общество, несомненно, связан с проблемами экономики, экологии, энергетики и т. д. Однако поскольку в основании современной экономики и политики, энергетики и экологии лежат научные программы, все эти вопросы связаны с типом рациональности современного человека, форм его самосознания и познания. Кризис свидетельствует о том. что господствующая в мире форма рациональности неуниверсальна, т. е. не отвечает всем культурным и ценностным ориентациям, необходимым для выживания, а тем более гармоничного развития человеческого сообщества.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!