Общественное бытие и общественное сознание. Их соотношение.



Ответ: Резюмируя, сформулируем онтологическое решение соотношения общественного бытия и сознания: общественное бытие определяет в познавательном процессе общественное сознание, а общественное сознание в своей целеполагающей деятельности определяет общественное бытие. В таком определении сознание получает новый смысл и значение как высшей, полагающей эволюцию материи субстанции, а не жалко созерцающей ее со стороны. Сознание – это функция высокоорганизованной части материи (мозга), обеспечивающая дальнейшую ее эволюцию. Одностороннее отношение материи к сознании имеет место лишь в части обеспечения физического существования сознания, как воздух полагает существование жизни, но вовсе не определяет ее конкретного развития во всем многообразии. Материя полагает существование сознания (и его возникновение), а сознание не полагает существования материи в том смысле, что исчезни сознание - материя останется. Однако сознание полагает развитие материи на высшем, известном нам уровне. Если исчезнет сознание, развитие материи на этом уровне прекратится. Данное онтологическое определение отношения сознания и материи раскрывает роль сознание как самоотрицания материи. Исходное состояние материи отрицает себя и переходит к конечное через познающую и преобразующую деятельность сознания, являющегося продуктом той же материи – что составляет в целом акт самоотрицания материи. При этом совершается отрицание отрицания: сознание отрицает исходное состояние материи в неудовлетворяющей его част, а конечное состояние материи отрицает идеальные цели сознания по части их истинности (соответствия практике). В то же время конечное состояние материи выступает синтезом «тезиса» начального состояние и «антитезиса» - сознания.

Социальная природа сознания. Функции общественного сознания.

Ответ:

Человечество давно уяснило, что в любых сражениях самая надежная армия — профессиональная. В битвах идейных — ситуация та же. Основные формы существования духа (идеи, теории, образы, нормы и т.д.) со времени возникновения первых классовых обществ производятся профессионалами. Термин «духовное производство» — не метафора, а вполне реальное явление.

Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом.

Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

- идеи, теории, образы, духовные ценности;

- духовные общественные связи и отношения индивидов;

- сам человек, поскольку он, кроме прочего, — существо духовное.

Для преодоления возникшего противоречия имеет смысл обратить внимание на то, что, помимо отражения, существуют и иные свойства сознания. «Часто утверждают, — отмечает в связи с этим А.А. Брудный, — что сознание — это «отражение» окружающего мира, но сознание к отражению никак не сводится,… скорее уж, сознание — это освещение внешнего мира» [10]. Иными словами, существующая в сознании картина мира формируется не только в результате отражения внешней реальности, но и за счет собственной активности сознания. Конкретными механизмами реализации данной особенности сознания могут выступать, например, такие выделяемые И.А. Крывелевым

когнитивные свойства, как возможность «конструировать понятия, не имеющие объективной основы», «стихийное движение ассоциаций», «стремление к олицетворению» и другие [11]. Все они создают почву для «отлета фантазии от действительности» как главной причины религиозных представлений. Наличие перечисленных выше познавательных свойств позволяет заключить, что общественное сознание, помимо отражательной функции, несет в себе также функцию проекции содержания сознания на окружающий мир.

Чем же обусловливается данная функция сознания, в чем состоит необходимость ее существования наряду с функцией отражения? Думается, для ответа на данный вопрос нужно принять к сведению такую важную черту общественного сознания, как его системный характер. Дело в том, что общественное сознание — это не просто отражение всего многообразия отдельных сторон и свойств общественного бытия, но особая духовная система, в которой различные представления об окружающем мире приобретают целостный, упорядоченный, систематизированный вид.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!