Культура и цивилизация. Их различия. Две тенденции в развитии мировой культуры.



Ответ:

В чём же различия между культурой и цивилизацией? Очень хорошо различия между ними сформулировал Н. Бердяев, основную мысль из работы которого вывел профессор И.Я. Левяш: “Он был солидарен с О. Шпенглером, который “признал цивилизацию роком всякой культуры. Культура не развивается бесконечно. Она несёт в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут её к цивилизации. Цивилизация же есть смерть духа культуры динамичное движение внутри культуры с её кристаллизованными формами неотвратимо влечёт к выходу за пределы культуры. На этих путях свершается переход культуры к цивилизации”. Чем объяснить такую глубокую метаморфозу? “Культура, - отмечал мыслитель, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию”. Цивилизация же “есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой жизни”. И, наконец: “Культура - религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура - национальна. Цивилизация - интернациональна. Культура - органична. Цивилизация - механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура - аристократична. Цивилизация - демократична”. Различия между культурой и цивилизацией вызваны “... во многом потребностью расширить перспективы исторического видения, включить в объект теоретического исследования сферы материальной жизни, которая не укладывалась, в традиционные рамки анализа философии культуры и игнорирование которой в связи с научно-техническим развитием означало бы дискредитацию социально-философских построений”.

Предпосылки другого явления современности, фундаментализма, кроются в том, что многие люди утратили свою национальную самобытность и ничего не приобрели взамен. Реакцией на такую ситуацию является стремление людей приобрести группу, в которую они могли бы войти и чувствовать себя комфортно. Таким образом, возникает тенденция к фудаментализму.

Фундаментализм, как известно, может распространятся очень широко, яркими примерами тому служат христианский фундаментализм в США и исламский фундаментализм на Ближнем Востоке. Но не надо думать, что фундаментализм связан только с религиозными течениями, он может наблюдаться также и в молодежных организациях

Глобализация

Устойчивое развитие

Локализация

Под глобализацией в данном случае подразумевается ситуация, когда одна из мировых культур поглощает остальные, навязывая им свою систему ценностей. Тенденции глобализации явственно проявляются уже сегодня, так стилилизованный образ американской жизни перекочевывает через океан в Европу и даже в Азию. В попытке сохранить свою самобытность некоторые страны склонны кидаться в другую крайность - локализацию, замыкаясь в самих себе и ограничивая культурные связи. В то же время устойчивое развитие предлагает такой путь развития культуры, при котором все мировые культуры сохраняют свою самобытность, но несмотря на это, активно сотрудничают друг с другом

 

 

Современная научно-техническая революция. Ее особенности, социальные последствия.

Ответ:

Современная научно-техническая революция является сложным, многоплановым явлением. С известной долей условности можно выделить три ее важнейших составляющих, неразрывно связанных между собой. Во-первых, научно-техническая революция характеризуется глубоким процессом интеграции науки и производства, притом такой интеграции, что производство постепенно превращается как бы в технологический цех науки. Формируется единый поток - от научной идеи через научно-технические разработки и опытные образцы к новым технологиям и массовому производству. Повсеместно идет процесс инновации, возникновение нового и его быстрое продвижение в практику. Резко усиливается процесс обновления и производственного аппарата. и выпускаемой продукции. Новые технологии и новые изделия становятся воплощением все более современных достижений науки и техники. Все это приводит к кардинальным изменениям в факторах и источниках экономического роста, в структуре экономики и ее динамизме. Во-вторых, понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в подготовке кадров по всей системе образования. Новая техника и технология требуют нового работника — более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим нововведениям, высоко дисциплинированного, имеющего к тому же навыки коллективного труда, что является характерной чертой новых технических систем.  В-третьих, важнейшей составляющей НТР является подлинная революция в организации производства и труда, в системе управления. Новой технике и технологии соответствует и новая организация производства и труда. Ведь современные технологические системы обычно базируются на взаимосвязанной цепочке оборудования, на котором работает и которое обслуживает довольно разносторонний коллектив. В связи с этим выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Поскольку процессы исследования, конструирования, проектирования и производства неразрывно связаны между собой, переплетаются и взаимно проникают друг в друга, перед управлением стоит сложнейшая задача - связать воедино все эти этапы. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает, и чтобы соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.

 

· Постнеклассическая наука

· Объекты ее изучения: исторически развивающиеся системы (земля, вселенная и т.д.)

· Синергетика – ведущая методологическая концепция в понимании и объяснении исторически развивающихся систем (системы развиваясь переходят из одного относительно устойчивого состояния в другое, в процессе формирования нового уровня система проходит через точки бифуркации - состояния неустойчивого равновесия), в точках – веерный набор возможностей развития, нельзя просчитать выбор системы, на выбор может повлиять самое слабое воздействие.

· Наблюдатель невольно изменяет своим воздействием поле возможных состояний системы

· Изучение исторически развивающихся систем, компонентом которых является человек (экология, биотехнологические объекты)

· Идеал ценностно-нейтрального исследования становится неприемлем – включение общественно-социальных, этических оценок

· Рациональное познание – не приоритет (приоритет - дорациональное и внерациональное)

· Теория эволюции вселенной. Предмет изучения – вселенная в целом

· Теория эволюции вселенной способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности (тк теория о том, что не наблюдаемо, зрение умом)

· Теория становится чистой, не опосредованной экспериментом

· Научное знание становится метафизическим (только с помощью ума, однако ума человека, а не Логоса)

· Инфляционная космология Линде – бессмысленность экспериментов и наблюдений в отношении предсказываемых ею фактов. Критерии истинности: целесообразность, соразмерность, гармония

· Космос – дом бытия человека, а не нечто враждебное. Человек – органический элемент космоса. Отказ от прагматического отношения к миру

· Антиномичность (взаимоисключаемость) мира: мир имеет начало но мир бесконечен, электрон как частица но и как волна

· Все связано со всем, все во всем (как и в античные времена)

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!