Лебедев М. А, Кузнецова Ж. В. Взаимоотношения живых и мёртвых в различных культурах



Хотим мы того или нет, но невозможно искусственно отделить смерть от культуры, ибо культура — это в первую очередь видение и понимание жизни, «мировоззрение», и потому, по необходимости, и понимание смерти. Можно сказать, что именно в отношении к смерти раскрывается и определяется понимание жизни в конкретной культуре — её понимание смысла и цели жизни… наша культура не видит в смерти вообще никакого смысла. Или скажем по-другому: смысл смерти в современной культуре в том, что она не имеет смысла.

«Литургия смерти и современная культура», А. Шмеман [п. 7*]

Аннотация: В данной работе рассмотрены традиции и представления различных народов и религий, связанные с вопросом смерти и посмертного существования, отношение к смерти, способы взаимодействия с миром мёртвых.

Ключевые слова: Смерть, умирание, ментальность, время, символизм, теология, мифология, эсхатология, психология.

Проблема смерти, так же как и проблема жизни, является одной из ключевых философских проблем человечества. Взгляды на эту проблему каждого отдельного человека во многом зависят не только от личного опыта, но и от особенностей ментальности и религиозных верований народа, представителем которого он является. Учёт таких ментальных различий, присущих каждому народу, необходим для работы как с умирающими, так и с их близкими[1].

Понимание особенностей отношения к смерти людей, принадлежащих к разным общностям, поможет нам быть терпимее, сострадательнее, легче находить общий язык с представителями различных религий и культур в различных мировоззренческих вопросах.

Особое внимание при рассмотрении проблемы смерти, умирания и посмертного существования должно уделяться ментальности каждого этноса и суперэтноса. Проблемам этнической ментальности и её особенностям у различных народов посвящено множество научных трудов[п.п. 1, 6].

В научный оборот термин «ментальности» был введён французским этнологом и социоантропологом Л. Леви-Брюлем (1857-1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так называемых «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л. Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчёркиваемую также «отцом социологии» Э. Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям [п. 1].

В настоящее время ментальность понимается как глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определённым образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики [п. 1].

Когда речь идёт о ментальности народа или нации, на первый план выходят мировоззренческие вопросы. Мировоззрение включает множество компонентов, в том числе отношение к смерти и умиранию, а также представления о посмертном существовании или его отсутствии. При этом необходимо различать ментальные представления в традиционной и современной культуре. Оба этих вида культуры имеют свои проявления и особенности. Некоторые общественные деятели, однако, призывают людей сейчас уделять вопросам смерти и умирания больше внимания[2].

На основе анализа нескольких источников [п.п. 2, 3] нами была выведена сравнительная таблица.

Табл. 1 Смерть в традиционной и современной культуре

Таблицу см. в оригинале публикации

Представления о смерти и посмертном существовании, а также погребальные и поминальные обычаи в различных традиционных системах верований могут быть условно разделены на несколько групп. Основой концепции посмертного существования в них являются представления о времени (в контексте существования души отдельно взятого человека или другого живого существа) — линейное (авраамические традиции, где смерть является окончательной, последующее состояние не ведёт к перевоплощениям), цикличное (анимизм, индуизм, буддизм, джайнизм, где душа может многократно перевоплощаться в различных формах).

Можно также отдельно выделить анимистические (этнические или «языческие») верования, в которых связь живых и мёртвых особенно сильная. Примечательно, что в подобных верованиях прослеживается связь Богов плодородия с Богами смерти, а также иногда смешение функций, ибо «табуированные» темы смерти и секса всегда были самыми любимыми в народных верованиях, что нашло отражение, например, в «нерафинированных» народных сказках[3].

Сравнительный анализ различных верований приведён в таблице 2.

Табл. 2 Сравнительный анализ различных верований


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!