История возникновения Palo Mayombe



Эта духовная традиция имеет древнюю историю. Она родилась много тысячелетий назад в среде первобытных племён, которые современные исследователи объединили под общим именем — банту (от a-ba-ntu — люди). Эти племена на протяжении всей истории их развития имели общую культуру и схожие наречия. Они появились в низовьях реки Конго в V веке до нашей эры. А приблизительно в VI-IX веках нашей эры пришли на территорию современной Республики Конго. По сей день потомки племён банту составляют приблизительно 98% от всего населения страны.

Ведущим видом деятельности у племён банту на момент их расселения и вплоть до XV века было земледелие. Однако некоторые более развитые племена уже начали практиковать работорговлю. Первое появление европейцев, согласно историческим сведениям, датируется 1482 годом, когда в устье реки Конго прибыла первая европейская экспедиция — португальские моряки под командованием Диего Кана. С начала XVI века португальцы начали вывозить купленных у прибрежных племён рабов из Конго в Бразилию.

Эти краткие исторические сведения являются ключевыми в формировании понимания Palo Mayombe. Из них можно вывести следующие тезисы:

1. Поскольку культура, породившая Palo Mayombe, не являлась высокоразвитой (и оставалась такой вплоть до XV века), верования, формировавшиеся и получившие развитие в данной культуре, не ушли в своём развитии дальше шаманизма. Архаичность религиозных традиций не подарила миру сложного цифрового оракула, проработанной и развитой космогонии и мифологии. Отсутствие письменности не позволило сохранить всё обилие преданий. А традиция исключительно устной передачи магических знаний плотно закрыла двери Palo Mayombe перед иноплеменниками.

2. Мироздание познаётся человеком и получает истолкование, исходя из уровня культурного развития самого индивида. Племена банту дошли в своём развитии до практики работорговли, что неизбежно сформировало социальное расслоение. Это явление отразилось и на верованиях банту, породив Богов и создав, таким образом, определённую социальную иерархию в духовном мире. А это, в свою очередь, породило институт жречества — избранных, допускающихся к общению с Богами.

Произошла персонификация сил природы. Различные грани окружающего мира обрели в восприятии человека многослойность. Были разные духи и силы Природы, но над ними был и определённый Бог.

Трудно сказать, в какой именно период в среде племён банту возникла идея монотеизма. Вероятнее всего, представление о Боге как о некой непознаваемой силе, пронизывающей всю ткань мироздания, присутствовало у банту с давних времён. А после знакомства с христианством оно обрело новые черты.

1. Большинство рабов банту было вывезено португальцами в Бразилию (которая вплоть до 1822 года являлась португальской колонией). Как следствие, религиозно-магические традиции банту получили на этой земле различные варианты дальнейшего развития и обогащения. Одним из ярких примеров такого случая являются кимбанда и умбанда. В свою очередь, на Кубу, находившуюся до 1898 года в статусе испанской колонии, испанцы привозили преимущественно рабов из Нигерии. По причине чего по сей день на Кубе различные формы традиционной религии Нигерии(Ifa-Orisha) пребывают в привилегированном положении относительно религии потомков банту. Однако, несмотря на это, Palo Mayombe сформировалось именно на Кубе благодаря контактам и дружбе жрецов различных племён Конго друг с другом, а также благодаря их соприкосновению с духовным опытом представителей иных традиционных для Африке верований. По сути, Куба подарила миру замечательную магическую традицию, переплавив на своей земле всё многообразие африканского колдовства.

Прошло время. Palo Mayombe распространилось по всем странам Латинской Америки, впитывая влияния других культур и верований. Это неизбежно привело к рождению новых направлений. Так, при соприкосновении с духовным опытом и традиционными религиями Нигерии возникло Palo Brillumba. А при взаимодействии с католицизмом родилось Palo Kimbisa Santo Cristo del Buen Viaje (SCBV). Жрецы Palo стремились сохранить традиции и приспосабливались к любым внешним факторам. Разумеется, в ходе не всегда успешной адаптации многое было потеряно или видоизменено до неузнаваемости. Даже относительно чистых Линий Palo, вобравших в свою практику минимум чуждых элементов, осталось крайне мало на территории Латинской Америки. И всё же они существуют.

В этой статье мы намеренно не коснёмся особенностей литургии, отличающих Palo Mayombe от других синкретизированных линий, не затронем мы и вопросы видоизменения пантеона, произошедшего под влиянием традиций, чуждых для племён банту. Мы будем говорить лишь о купировании духовного опыта Palo, а именно об исчезновении одержимости духами в большинстве современных Линий.

Теоретическое обоснование наличия феномена одержимости
в среде племён банту — Dikenga congo

Традиция Palo Mayombe, как и все африканские мистические культы, поддерживает постулат о том, что духи мёртвых являются поддержкой и опорой в жизни живых людей. Это знание отражено в так называемой dikenga congo или Yowa — графической матрице, демонстрирующей соотношение сторон света с фазами суток, тремя состояниями потока времени и жизненным циклом человека:

Рассмотрим её более подробно.В целом dikenga представляет собой Maghungu. Это некое мифологическое существо. Тело его является тканью, из которой был соткан весь Мир. Maghungu имело природу андрогина, но вследствие неких процессов оно разделилось на две части, Lumbu и Muzita — мужскую и женскую часть соответственно. В этот момент и появилась планета Земля, и всё живое обрело бытие. Lumbu и Muzita решили сочетаться браком, чтобы хотя бы частично вернуть то единство, которое изначально было им присуще. Они стали первыми мужчиной и женщиной. С них и началось существование людей.Теперь рассмотрим более подробно саму схему.Вертикальная линия, пронизывающая собой горизонтальную линию, символизирует путь от земли к небу, или же из мира физического в мир духовный, либо из мира живых в мир мёртвых. Соответственно, горизонтальный отрезок символизирует границу, разделяющую миры.Интересно, что в некоторых источниках вертикальная черта представлена в виде змеи, поднимающейся кверху. Это отражает один из базовых элементов Palo Mayombe — особое почитание вообще змеи, и питона в частности, как существа, способного пересекать границу миров. Данное воззрение находит своё подтверждение в использовании некоторой символики в графической магии Palo.Горизонтальный отрезок носит название Kalunga, что значит «Море». Данный факт является отражением широко распространённого мифа, известного многим культурам, согласно которому именно вода отделяет духовный мир от мира физического.Пространство, расположенное над горизонтальной линией, символизирует собой Гору Живых и носит название ntoto — «земля». Её зеркальным отображением является Гора Мёртвых — пространство, расположенное под горизонтальной чертой и носящее название mpemba, что переводится как «серый» или «белая глина». По сей день во многих ритуалах Palo Mayombe использование этого материала имеет глубокое значение. Упоминание же серого цвета символизирует, по мнению некоторых исследователей, седые волосы, что связывает нижнюю часть космограммы с процессом увядания человеческой жизни.Каждая из четырёх кардинальных точек, расположенных на концах горизонтального и вертикального отрезков Yowa, символизирует одну из фаз существования человека и всего мироздания в целом. Движение осуществляется против часовой стрелки, в соответствии с направлением движения солнца, если принимать за точку наблюдения северный полюс эклиптики.На нижнем конце вертикального отрезка расположен элемент Musoni. Это полночь. Это точка зарождения потенции воплощения. Это непроявленная Идея. На одном из смысловых уровней понимания Musoni — это период жизни духа в невидимом мире, предшествующий новому рождению.Далее следует Kala — восход. Она изображена в виде точки, расположенной на правом конце горизонтального отрезка. В глобальном смысле это зарождение жизни в самой примитивной форме. И эта же точка символизирует воплощение нового духа в новом человеческом теле.Следующий период носит название Tukula — зрелость и полдень. Графически он представлен точкой, расположенной на верхнем конце вертикального отрезка.Завершает круг Жизни Luvemba —закат и смерть.Таким образом, рассмотрев космограмму племён Банту, мы можем с уверенностью констатировать факт наличия в системе их верований идеи реинкарнации, а также идеи о возможности сообщения между живыми людьми и духами мёртвых.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!