Абрамов Н. Исследование феномена одержимости духом мёртвого в культе Palo Mayombe



Заложные покойники.

ЗАЛОЖНЫЕ ПОКОЙНИКИ (мертвяки) — это те, кто умер неестественной смертью. К ним обычно относили утопленников, самоубийц, а также ведьм, колдунов и людей, умерших от пьянства.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «Заложный» — Таких покойников обычно укладывали в могилы лицом вниз и ямы ЗАКЛАДЫВАЛИ ветками и камнями — отсюда и заложный — заложенный.

Считалось, что все заложенные покойники в распоряжении у нечистой силы. Они по самому роду своей смерти делаются как бы работниками и подручными диавола и чертей, вследствие чего и неудивительно, что все действия заложных направлены ко вреду человека. Наконец, для заложных покойников издавна существовал на Руси особый способ погребения, без закапыванья трупа в землю, а после — особые места для обычного их погребения.

Равным образом, для заложных существуют и особые способы поминовения. Обычного христианского поминовения самоубийцы, а отчасти и другие заложные покойники — лишаются. Народ считает даже грехом упоминать самоубийц в заупокойной молитве, не записывает их имен в поминальницы, в уверенности, что душа самоубийцы уже погибла навеки и сколько бы ни молились о ней — молитва не только не умилостивит Бога, а напротив — прогневает его.

Могила заложного часто совпадает с местом его смерти, так как в народе стараются хоронить заложных, особенно самоубийц, на месте их кончины. Но и в тех случаях, когда заложный похоронен не на месте своей смерти, он сохраняет связь со своею могилою. Народ боится самоубийц и их могил. Могила, где похоронен самоубийца, есть опасное место, от присутствия в ней нечистой силы, могущей всегда, а особенно ночью, наделать человеку какой-нибудь вред.

Чем занимаются заложные покойники? Наши источники приписывают им немало дел, и очень различных.

Прежде всего, заложные бродят или странствуют по земле, не находя себе покоя. В Нижегородском у. «верует народ в посмертное существование и брожение по земле неестественною смертью умерших, как-то: удавленников, опившихся, отравившихся». В Елисаветградском у. верят, что «души самоубийц и лиц, умерших т. н. наглою смертью, могут странствовать по земле». По мнению крестьян Владимирской губ., проклятым при жизни людям суждено по смерти скитаться по земле, пока они не получат разрешения от этого проклятия.

Заложные разным образом тревожат близких им лиц, являясь им наяву и во сне. Герой известного стихотворения А.С. Пушкина «Утопленник» (1828) ежегодно стучит в доме того рыбака, на тоне коего лежало тело утонувшего, и который имел полную возможность похоронить несчастного, но не сделал этого. «Самоубийцы тревожат живущих, особенно тех, которые знали их, имели с ними дело, быть может, обидели их, не оказали им должной любви и поддержки» (Смоленская губ.).

Наконец, некоторые заложные покойники получают, так сказать, важные чины в рядах нечистой силы: они становятся лешими, домовыми, кикиморами и т.п., тем самым равняясь с настоящими представителями нечистой силы. По народной вере (во Владимирской губ.), разные лешие, водяные и русалки-шутовки есть не кто иные, как обыкновенные „бывалошные» (т.е. древние) люди, на которых якобы тяготеет родительское проклятие; это те же умершие люди, но лишь „прокляненные» своими родителями, и в частности своими „недобрыми матерями». Загробная жизнь этих „проклятых людей» обречена на пребывание здесь же на земле, в пределах вод: озер, болот и лесных чащ. Вся разница между ними и обыкновенными смертными заключается якобы в том, что они лишены свободного общения с обыкновенными людьми. Образ жизни этих обреченных на изгнание бывалошных людей вполне ясно в народе не обрисовался; известно лишь, что все они являются врагами обыкновенных смертных и всячески стараются завлечь неосторожных в свой полупреисподний мир.

Особое место среди заложных покойников занимают дети, родившиеся неживыми или умершие неокрещенными. Для таких детей у малорусов существует особое название: ПОТЕРЧАТКО, потерчук — «дитя, умершее без крещения». Из потерчат, с течением времени, вырастают, с одной стороны, кикиморы, с другой — мавки и русалки. Если дитя умерло и погребено без крещения, то часто можно слышать, как оно жалобно плачет, а если приложиться ухом к его могиле, то этот плач слышится еще явственнее. Чтобы успокоить, нужно тогда сказать, если мужеского пола: «будь Иван или Сцепан», а если женского, то: «будь Анна или Мария!»

 

 

Абрамов Н. Исследование феномена одержимости духом мёртвого в культе Palo Mayombe

Велико многообразие путей, проходящих по невидимым мирам. Огонь познания и истинной страсти к Жизни укрепляет Волю пилигримов, бредущих по дорогам духовного. И те, кто когда-то вступил на этот путь, оставив ветхую оболочку человеческого тела, со временем вновь возвращаются в мир живых, продолжая бесконечно вращать Великое Колесо перерождения. Последователи древних культов, отринутые западной цивилизацией как дикари и сумасшедшие, знали о невидимом мире несравнимо больше современных учёных мужей. Они говорили с духами, приходящими с противоположной живым стороны мироздания. Они взывали к их мудрости и могуществу. Они низводили в этот мир силу самой Природы. Одним из народов, чьи секреты не только не умерли, но и получили развитие в современном мире, стали племена банту, населявшие некогда территорию современного королевства Конго. Совокупность их шаманских знаний и духовного опыта ныне известны под названием Palo Mayombe.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!