РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И УЧАСТИЮ



В СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

 

В центре внимания при изучении политико-правовых доктрин должны быть такие проблемы: 1) Когда и в какой стране возникла (развивалась) данная политико-правовая доктрина? Каковы ее главные представители? 2) Какова связь этой доктрины с конкретной исторической обстановкой, с интересами социальных групп, с противоречиями эпохи? 3) Каково теоретическое обоснование доктрины, ее связи с господствующим тогда или влиятельным мировоззрением? Какие идеи лежат в основе обоснования доктрины? 4) Как решаются вопросы о происхождении, сущности, задачах, формах государства, о содержании, основных принципах и источниках права? Каково теоретическое содержание доктрины и что нового по отношению к предшествующим теориям государства и права она содержит? 5) Какие программные положения (политико-правовой идеал) содержатся в дачной доктрине? Интересам, какой соци­альной группы соответствует этот идеал (программа)? 6) Содержится ли в данной доктрине обоснование (или критика) общечеловеческих ценностей и идеалов? Каких именно ценностей, и какова их современная оценка? 7) Какова историческая судьба политико-правовой теории, оказала ли она влияние на политико-правовую практику и даль­нейшее развитие политико-правовой мысли? 8) Какова оценка этой доктрины?

Для того, чтобы отделить главное от менее главного, следует учитывать, что любая политико-правовая доктрина состоит из трех компонентов: 1) логико-теорети­ческой основы (философское или религиозное обоснование, основная идея, лежащая в основе доктрины); 2) теоретического содержания (понятийно-категориальный строй доктрины, система понятий и категорий, составляющих данную теорию государства и права); 3) программы (оценка существующего государства и права, политико-правовой идеал). Усвоив эту структуру, нетрудно определить главные идеи политико-правовой доктрины. Каждая политико-правовая доктрина основана на достаточно строгой логической связи идей, составляющих ее содержание.

Особенно важно определить главную, новую идею (или идеи), которую тот или иной мыслитель внес в историю политико-правовой мысли, из-за чего, собственно, его учение и стало предметом изучения.

Изучив политико-правовую доктрину, студент должен дать ее оценку. В основе оценки любого учения лежит ряд объективных критериев: новизна (для своего времени) учения, выдвижение мыслителем новых идей, логичность их обоснования, влияние этого учения на исторические события, его восприятие (полностью или частично) последующей политической и правовой идеологией. К объективным критериям относится также обоснование или защита гуманистических начал, общечеловеческих ценностей. К субъектным критериям относится личное отношение автора учебника, публикации, преподавателя, студента к политико-правовому идеалу, содержащемуся в учении, а также к степени убедительности логического и теоретического обоснования самого учения. Разумеется, самостоятельность мышления состоит не в том, чтобы, наугад высказать ничем не обоснованное мнение. Трудно ожидать также, что студент станет отрицать и порицать гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, содержащиеся в ряде учений. Но в истории политических и правовых учений немало спорных проблем и оценок, по которым, совре­менная политическая теория и практика так и не выработали окончательного и общепризнанного их решения. Спорность ряда оценок некоторых идей и политических мыслителей вряд ли когда-нибудь будет преодолена, и задача студента - выработать собственное мнение.

Студент должен знать факты (к ним относятся содержание и связи политико-правовых доктрин); на основе этих знаний правовед должен уметь обосновывать свое мнение, дать оценку политико-правовых доктрин. По вопросу о том, надо ли заучивать даты жизни и биографии политических мыслителей, надо сделать специальное пояснение. Авторами политико-правовых доктрин выступают, как правило, отдельные мыслители, деятельность которых протекала в опреде­ленной стране, в конкретный исторической обстановке, и в хроноло­гически ограниченный период времени. Для ориентации студента во времени в учебнике указаны даты жизни мыслителей прошлого. Но история политических и правовых учений изучает не жизнь замечательных людей, а развитие специфической формы общественного сознания, политико-правовых доктрин, теоретических концепций государства и права. С точки зрения предмета курса нет смысла досконально изучать биографии политических мыслителей и заучивать даты их жизни в ущерб постижению логики развития политико-правовых доктрин. Однако отдельные факты биографии тех политических мыслителей, которые принимали активное участие в политической жизни своей эпохи, помогают уяснить и глубже понять смысл разработанных ими политико-правовых доктрин.

Для того чтобы при изучении учения того или иного философа выделить в нем политико-правовой аспект, следует принимать во внимание, что, как уже отмечалось выше, практически каждая система политико-правовых взглядов состоит из трех компонентов:

1. Доктринальные основы политико-правового учения (совокупность приемов, средств познания и способов интерпретации государства и права, их сущности, т.е. парадигм – теологическая, философская, натуралистическая, антропологическая, социальная, – которые понимаются как стандарт, образец истолкования государственно-правовых явлений, преобладающих в конкретный исторический период).

2. Теоретическое содержание политико-правовых учений (система выводов и положений, раскрывающая природу, сущность, формы государства и права, закономерности их развития, устройство государства и отношения государства и личности);

3. Политическая идеология (система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов, социальных групп с государству и праву);

По значимости первым системообразующим элементом политико-правовой доктрины выступает политическая идеология, система убеждений и ценностей, закономерно выдвигающихся на первый план в тот или иной период истории во время различных общественных кризисов. Политическими идеологиями выступают только такие системы ценностей и идеалов социальные группы оценивают существенные политико-правовые учреждения, формулируют цели и задачи по их совершенствованию или переустройству. Политические идеологии (либерализм, консерватизм, радикализм и т.п.) являются продуктом Нового времени, тогда как до эпохи Просвещения (впрочем, в некотором смысле и до конца XIX в.) основу политического мировоззрения в Западной Европе выполняло христианство.

В соответствии с оценками существующего государства и права в значительной мере осуществляется выбор теоретико-методологической основы политико-правового учения, являющегося его главным элементом. Он включает в себя совокупность средств, методов познания и способов интерпретации политики, государства и права, обоснования их сущности и социального назначения. Методология познания и объяснения политико-правовой действительности вырастала, как он считает, из активного взаимодействия с иными формами общественного сознания (религией, этикой, философией и т.д.) в направлении формулирования собственного методологического инструментария.

И, наконец, последний элемент политико-правового учения представляют сами теории, концепции, в которых предлагается теоретическое решение актуальности проблем развития государства и права в конкретно-историческую эпоху, изложенное с помощью общезначимых категорий и понятий. Этот последний компонент и составляет содержание политико-правовой доктрины, которое обусловлено выбором теоретико-методологической основы учения.

Все эти компоненты взаимосвязаны и многовариантны: на основе общего мировоззрения (философского, религиозного) могут существовать и существуют разные теории государства и права, различия между которыми определяются рядом факторов, из которых наибольшее значение и влияние принадлежит не только логико-теоретической основе теории, но и социально-политическим симпатиям и антипатиям авторов политико-правовых доктрин. Поэтому из одной и той же логико-теоретической посылки могут делаться разные политико-правовые выводы или, наоборот, однотипные выводы могут обосновываться разным способом.

В качестве примера можно привести сравнение концепций Дж. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Так представители эпохи Просвещения, в том числе и Гоббс, утверждали, что в основе отношений между народом и правительством лежит двусторонний договор, тогда как, по мнению Руссо, они основаны на поручении народа (коллективной личности, интересы которой не могут противоречить интересам частных лиц) правительству осуществлять исполнительную власть. Возникает закономерный вопрос, в чем разница между двусторонним договором и односторонним поручением по месту в политических доктринах этих мыслителей? Ведь, в конце концов, и то и другое – это различные формы договора. Между тем разница есть и весьма существенная.

Согласно взглядам Гоббса в частности и представителям школы Просвещения в целом, заложившим основы теории естественного права и договорного происхождения государства, люди заключают договор либо между собой (выбирая главу государства и исполнительную власть), либо с уже существующим неким институтом (государством), либо с одним человеком, становящимся главой государства. Поэтому для расторжения договора, т.е. для изменения формы правления, а также принятия новой конституции, необходимо согласие обеих сторон – как народа, так и правителей.

Обосновывая же идею народного суверенитета, прямого народного законодательства, Руссо признавал «действительным лишь один акт общественного договора, а именно – образование народа и общества (в форме демократического государства) как единственного и абсолютного источника суверена общей воли (верховной политической власти)». Другими словами, общественный договор, по его убеждению, есть ассоциация равных и свободных граждан, или республика. Народный суверенитет рассматривается как верховная и неограниченная власть народа над всеми участниками общественного договора, как абсолютная власть, направляемая общей волей. Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Достижение политической свободы возможно только в том государстве, где законодательствует народ. Оба довода – как двусторонний договор, так и одностороннее поручение – основываются на, так называемом, юридическом мировоззрении, то есть на применении конструкций частного права к политическим отношениям, заменившем теологическое мировоззрение средневекового человека.

На этом примере видно, что каждая политико-правовая доктрина основана на достаточно строгой логической связи идей, составляющих ее содержание. Особенно важно определить главную, новую для своего времени идею (или идеи), которую тот или иной мыслитель внес в историю политико-правовой мысли, из-за чего, собственно, его учение и стало предметом изучения. Заслугой Бодена, например, является обоснование идеи государственного суверенитета. Макиавелли положил начало политической теории, основанной на изучении отношений и интересов людей, социальных групп; но ему же принадлежит резкое противопоставление политики и морали. Он же впервые ввел в оборот понятие «государство».

Семинары - самая активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы студента. Здесь происходит живое об­щение студентов между собой и с преподавателем. В ходе и в итоге семинара студенты, конечно, приобретают определенные знания. Но более важно, с какими знаниями, с какой подготовкой они приходят на семинар. Форма проведения семинара, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подго­товленности к нему.

Так, при подготовке к семинарскому занятию по теме: «Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира» необходимо уяснить, что учения о государстве, праве, политике строится с учетом современной политико-правовой действительности. В рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно- правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены: повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую форму правления. Так, мыслители Востока исходили из незыблемости раз и навсегда установленного порядка вещей, который нарушается только из-за несоблюдения людьми божественных предначертаний. Политико-правовая мысль Древней Греции быстро прошла путь от мифов к теории. Греки анализировали и систематизировали многообразие политических форм, изучали условия, благоприятствующие становлению различных форм государственности, закономерности их смены.

Тем самым закладывалось начало собственно теоретических исследований политики. Следовательно, изучение политико-правовых идей Древней Греции имеет большое значение и для современного понимания проблем политики и права. Творческие достижения римских юристов, разработавших целый ряд фундаментальных положений юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. Поэтому на семинарском занятии очень важно раскрыть основные понятия, термины и конструкции римского права и римских юристов.

Чтобы хорошо подготовиться к семинару, студент заранее должен знать не только то, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться. Психологический фактор - не ме­нее важное условие подготовки к семинару, чем приобретение знаний. Форму проведения семинара избирает преподаватель. В необходимых случаях разрабатывается его сценарий. Подготовку семинара определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее способных и знающих студентов.

Формы проведения семинарских занятий по истории политических и правовых учений могут быть самые разнообразные: семинары-дискуссии, семинары-пресс-конференции, «круглые столы» и др. В современных условиях развития мультимедийных технологий большой интерес вызывают семинары, на которых осуществляется тестирование на основе прикладных компьютерных программ.

При любой форме проведения семинара необходимо соблюдать одно методическое требование: студенты приходят на семинар не для ответа на вопросы заданного «урока», а для твор­ческого спора, дискуссии, сопоставления своего мнения и своей точки зрения с позицией других, для обмена аргументами, доказательствами. Главное в семинаре - приобретение через знания навыков свободной устной речи, полемики, самостоятельных су­ждений, выяснения спорной точки зрения.


ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар № 1. Предмет истории политических и правовых учений.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие политико-правовой доктрины;

2. Связь истории политических и правовых учений с другими юридическими науками, ее место в системе наук;

3. Социальные функции политических и правовых учений, их роль в развитии общества;

4. Различные подходы к периодизации истории политических и правовых учений.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!