Фома Аквинский о происхождении, сущности и формах государства.



Фома Аквинский (1224-1274) является крупнейшим представителем средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его перу принадлежат такие сочинения как "О правлении князей", "Сумма богословия", "Комментарии к "Политике" Аристотеля", "Комментарии к "Этике" Аристотеля"

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере.

Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Аристотель видел задачу государства во всеобщем благе граждан, Фома Аквинский внес в это церковный элемент, считая, что государство должно, прежде всего, охранять веру, католическую церковь.

При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал божественную сущность государственной власти, но не конкретного отдельного правителя, который вполне может быть греховен. Государственная власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, т.к. римский папа есть наместник Бога на земле. Это, так сказать, доведенная до логического конца и творчески переработанная идея Августина Блаженного о двух градах. Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская даже их казни. Поэтому Фома Аквинский оправдывал необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и по несправедливой): монархия-тирания, аристократия-олигархия, полития-демократия.

Наиболее естественной формой правления Фома Аквинский считает монархию, монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем. Республиканскую форму правления Фома Аквинский не любил за разнообразие, от которого недалеко и до греха.

Основным признаком государственной власти Фома Аквинский считает право издания законов. В правильном государстве все устремляется к общему благу.

Учение Фомы Аквинского о видах законов.

Фома Аквинский считал право издания общеобязательных законов основным признаком государственной власти. Вместе с тем, он подразделял законы на следующие категории:

1. Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ божественный разум.

2. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали.

3. Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает е нормами естественного закона.

4. Божественный закон – Священное Писание.

Нарушение любого закона наказуемо, подчеркивал Фома Аквинский. Теперь понятно, что, говоря о законотворчестве государственной власти, Фома Аквинский подразумевал лишь возможность издания светскими государями норм человеческого закона, а никак не вечного, естественного или божественного закона.

Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а его учение - единственно истинной философией католицизма.


35. Происхождение государства и изменчивость форм правления по Макиавелли

Описывая процесс происхождения государства, Макиавелли следует римскому историку Полибию. Толчком к появлению государства послужило размножение человеческого рода. В догосударственном со­стоянии люди жили «разобщенно, наподобие диких зверей. Затем, ког­да род человеческий размножился, люди начали объединяться и, что­бы лучше сберечь себя, стали выбирать из своей среды самых храбрых, делать их своими вожаками и подчиняться им» (Рассужде­ния.1.II). У людей появляется понимание «хорошего и доброго в от­личие от дурного и злого», они начинают создавать законы и устанав­ливать наказания для их нарушителей. Благодаря этому люди приходят к осознанию справедливости (Рассуждения.1.II). Таким образом, государство, законы и справедливость тесно связаны между собой.

Следует подчеркнуть, что у Макиавелли речь идет о политической справедливости, т.е. о справедливости, царящей в отношениях власти и подчинения: правитель — благодетель, заботящийся о подвластных; подвластные, в свою очередь, испытывая благодарность по отноше­нию к правителю, добровольно подчиняются ему. Что касается зако­нов, то Макиавелли имел в виду законы, определяющие организацию Публичной власти. Вот как он пишет об этом применительно к Венецианской республике: «Когда число их (граждан. — И.К.)вырос­ло настолько, что для продолжения совместной жизни им потребовались законы, они установили определенную форму правления» (Рассуждения.1.IV). Частное же право мало интересует Макиавелли, а о граж­данских законах он упоминает только однажды, подчеркивая их связь с римским частным правом (Рассуждения.1.Вступление).

В соответствии с античной традицией Макиавелли выделяет шесть форм правления: три правильные (самодержавие, аристократия и народ­ное правление) и три неправильные (тирания, олигархия и лицензия — вседозволенность, разнузданность). Все они губительны для государ­ства. Неправильные — губительны по определению, а правильные — из-за их кратковременности, быстрого перерастания в свою противоположность: монархии — в тиранию, аристократии — в олигархию, демократии — в лицензию. Макиавелли предлагает традиционный, на первый взгляд, выход из этого порочного круга: следует создать сме­шанную форму правления по образцу Римской республики, где консу­лы олицетворяли монархическую форму правления, сенат — аристок­ратическую, а народное собрание — демократическую. Но вечных и неизменных форм правления не существует, не вечна и смешанная. «Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от бес­порядка — к новому порядку. Поскольку от самой природы вещам этого мира не дано останавливаться, они, достигнув некоего совершенства и будучи уже не способны к дальнейшему подъему, неизбежно должны приходить в упадок, и, наоборот, находясь в состоянии полного упад­ка, до предела подорванные беспорядками, они не в состоянии пасть еще ниже и по необходимости должны идти на подъем. Так вот всегда, все от добра снижается ко злу и от зла поднимается к благу, ибо добродетель порождает мир, мир порождает бездеятельность, без­деятельность — беспорядок, беспорядок — погибель и — соответственно — новый порядок порождается беспорядком, порядок рождает доблесть, а от нее проистекают слова и благоденствие» (Ис­тория Флоренции.5.1), поэтому не существует единственно лучшей формы правления. В зависимости от той точки, в которой находится го­сударство на синусоиде изменчивости, возможна и наиболее целесообразна одна из двух его форм: единовластие (принципат) и респуб­лика. Принципат необходим при создании и реформировании государства, а республика — наиболее приемлемая форма правления в условиях стабильности. В любом случае поддержание стабильности в государстве невозможно без принятия народом определенной системы ценностей, она — предпосылка и условие создания хорошо организованного государства. В этом смысле особое значение для Макиавелли имеет религия.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!