Библиотеки средневековых университетов



Первые университеты возникли в ХII в. в быстро развивающихся городах частью из епископских школ, частью из частных объединений преподавателей, обучающих философии, праву, медицине. При них организуются библиотеки.   ХI в. появилась библиотека Болонской школы права в Италии, которая вскоре после создания приобрела статус университета. Ровесницей библиотеки Болонского университета была библиотека медицинской школы в Солерно.  В период с XII в. до начала XVI в. университетские библиотеки основываются в Париже, Монпелье (Франция), Оксфорде, Кембридже (Англия), Саламанке (Испания), Лиссабоне (Португалия). В ХIV в. организуются библиотеки университетов государств Центральной Европы: Пражского (Чехословакия), Краковского (Польша), Венского (Австрия), Иенского, Эрфуртского, Гейдельбергского (Германия), а ХУ в—государств Северной Европы: Упсальского (Швеция), Копенгагенского (Дания). К началу ХУI в. в Европе было уже более 60 университетских библиотек.

Университеты имели свои скриптории, отличающиеся большей рационализацией труда в сравнении с монастрскими и частными. При университетах также была организована торговля книгами.

Особенно богатыми фондами обладали библиотеки Парижского и Оксфордского университетов. Светская, научная литература здесь была представлена шире, чем в церковных. Правилами библиотек предусматривались ограничения в выдаче: «Книги, учения которых осуждены, писания, опасные для чтения, должны доверяться только профессору богословия; однако он должен воздерживаться от них, если потребности аргументации или спора не заставляют его прибегать к ним. Сам профессор не должен их читать из-за чистого любопытства из опасения, чтобы яд не проник в него».

Выдача книг из университетских библиотек была значительной. В ряде случаев библиотеки с учетом возможности выдачи рукописей на дом делили фонд на две части. Такая практика наблюдалась в университетской библиотеке Кембриджа. Книги, предназначающиеся для чтения в библиотеке, было прикованы цепями к пюпитрам. В каталогах университетских библиотек (ХIII—ХIУ вв. и позднее)   делались пометки: <Прикован>.  

В предисловиях к каталогам нередко объяснялось его назначение. Так, составитель первого каталога на фонд библиотеки Сорбонны (1289 г.) отмечает, что, располагая численно большим фондом со множеством конволютов, рукописей с дефектными титульными листами, без каталога библиотека не могла бы раскрыть содержание своих богатств.

Частные библиотеки.

Несмотря на то, что церковь строго запрещала мирянам иметь свои книги, потребность в чтении под влиянием развития науки, ремесел, торговли в средневековой Европе усиливается.

Много частных библиотек было в Англии, фонды их состояли из книг на английском языке, сочинений исторических, медицинских, по охотничьему делу, вопросам этикета, рыцарских романов, стихов, сборников духовного содержания, справочников имен английских епископов, названий лондонских церквей и др. Очень популярны были «Кентерберийские рассказы» Чосера, книга «Петр-пахарь» Ленгледа.

 Среди рядовых частных собраний выделялась богатством и численностью библиотека аббата Джона Уитамстида, в которой имелись сочинения древних авторов, итальянских гуманистов. Продолжая семейную традицию, собирал библиотеку герцог Хемфри Глостерский. Он получал рукописи из Италии, Франции. Между 1435—1447 гг. его книги попали в библиотеку Оксфордского университета. Библиофил Джон Типтоф имел 400 томов. Для приобретения желаемого он не останавливался даже перед хищением рукописей из библиотек.

Самой примечательной частной библиотекой Англии была библиотека даремского епископа, воспитателя будущего короля Эдуарда III, государственного деятеля Ричарда де Бери. Свою любовно собранную библиотеку Ричард де Бери решил отдать студентам Оксфордского университета, который он окончил и где некоторое время был хранителем библиотеки.

Среди частных особую группу составляли королевские библиотеки, развивающиеся на основе ряда существенных привилегий, устанавливаемых правителями. Впоследствии многие из них вошли в состав национальных библиотек. Еще и сейчас некоторые национальные библиотеки продолжают именоваться королевскими: Королевская библиотека в Копенгагене, которую королевская семья пополняет на протяжении веков ценными книгами, главным образом на европейских языках, Королевская библиотека Швеции, отметившая в 1961 г. свое 300-летие, Королевская библиотека им. Альберта 1 в Брюсселе. Раньше других возникла библиотека французских королей. Основу ее заложил Карл У (1364—1380 гг.). При Карлё УI это собрание было распылено, но затем снова воссоединено его преемниками.

Изменяются фонды библиотек. Появляется литература на многих европейских языках, более разнообразная по содержанию, не только рукописная, но и в виде оттисков, получаемых с помощью гравированных досок.

Ростфондов привел к возникновению теоретического интереса квопросам рационализации размещения книг в книгохранилищах, группировки сведений о них в каталогах.

 

Библиотеки эпохи Возрождения

 

В эпоху Возрождения в европейских государствах, в период формирования буржуазных наций, национальных языков и культур происходят заметные изменения в деятельности библиотек. Открываются новые университетские, публичные библиотеки. Передаются в собственность городам многие монастырские библиотеки. В библиотечных фондах преобладающими становятся книги на национальных языках, формируются новые правила составления каталогов, расстановки фондов, обслуживания читателей.

Города, создавая библиотеки, открывают их не только для епископов, монахов, ученым, студентов, но и для мореплавателей, инженеров, учителей, юристов, купцов мастеров.

Раньше других Возрождение переживает Италия. В конце ХIIIв. многие итальянские города — Флоренция, Болонья, Падуя и др;-- стали колыбелью гуманистической культуры. В Италии лучше сохранилось античное культурное наследие — одна из опор гуманистического мировоззрения. Гуманисты высоко ценили книги, библиотеки.

Библиотеки создавались во многих городах Италии. Появились они и в Флоревнции. Одна из них — библиотека Никколо Никколи (1365—1437 гг.), известного книголюба, собирателя манускриптов, у которого постоянно работали писцы. Книги ему доставляли специальные уполномоченные из разных стран. Из-за долгов ей грозила распродажа по частям. Спас собрание правитель Флоренции Казино Медичи, который способствовал также открытию публичной библиотеки при монастыре св. Марка.

Пополнение фондов этой и других библиотек осуществлялось планово, на основе списка, составленного Томмазо Парентучелли. Он считал, что все в библиотеке иметь невозможно, что собирать надо определенные сочинения. Правда, все перечисленные в списке труды приобрести для библиотеки монастыря св. Марка не удалось. Казино Медичи нанял 45 писцов, которые за два месяца переписали и богатоукрасили 200 книг. Библиотека получила прекрасное помещение. На весь фонд имелась опись.

Частные библиотеки, передаваемые в собственность городов - явление распространенное для эпохиВозрождения. Свою прекрасную библиотеку завещал Венеции Франческо Петрарка. В 1374 г. оставил свои книги монастырю св. Марка Джованни Боккаччо.

В ХТ1I—Х1У вв. в Италии создаются первые светские библиотеки учебного характера. Одной из самых крупных становится библиотека университета в Болонье.

Монастырские библиотеки в этот период приходят в упадок.

С ХУI в. библиотекари Италии начинают уделять внимание теории создания каталогов. Первой из целой серии работ была книга монаха-бенедиктинца Флориана Трефлера, изданная в 1560 г.. Обязательными для библиотеки Трефлер считал каталоги: алфавитный; систематический, описывающий книги в последовательности их расположения на полках; предметный, - представляющий собой перечень содержания имеющихся в фонде книг с алфавитным указателем к нему, и перечень книг, хранящихся на запасных полках.

Под влиянием итальянского развивается гуманизм в Далмации, Венгеро-Хорватском государстве, Чехии, Польше.

В Далмации процветала латинская поэзия, зарождалась поэзия на сербско-хорватском языке. Центром гуманизма становится Дубровник. В библиотеках гуманистов, библиотеках аббатств Дубровника имелись труды античных авторов, произведения неолатинских поэтов, работы гуманистов. Наиболее значительными фигурами Возрождения в Далмации, с именами которых связано создание библиотек, были Вук Бобальевич, Задра Маффео Валларессо, Марко Марулич.

Вук Бобальевич, исполнявший ответственные дипломатические поручения в Константинополе, Буде, имел возможность привозить рукописи из этих городов. Задра Маффео Валларессо организовал кружок гуманистов, которые пользовались библиотекой аббатства, хранившей драгоценные рукописи из итальянских скрипториев. Богатейшей библиотекой, доступной многим,владел основатель новой хорватской литературы Марко Марулич.

Венгерский король Матиаш Корвин основал королевскую библиотеку, которая стала местом встреч гуманистов из многих стран. Здесь они имели возможность читать и обсуждать книги по вопросам государственного управления, философии, морали, истории, естествознанию.

Матиаш Корвин ревностно следил за пополнением фонда библиотеки, названной <Корвиной>. Многие рукописи по его просьбе доставлялись из Флоренции. В Италии же для <Корвины> было куплено знаменитое собрание книг античных авторов и сочинений гуманистов короля Роберта I-Неаполитанского.

Две трети книг <Корвины> были светского содержания. В ней работали 30 постоянных переписчиков, знающих древние языки. Королевская библиотека Венгрии оказала влияние на развитие гуманистической культуры в других странах.

Редкие и ценные рукописи <Корвины> переписывались для библиотек Чехии, Польши, Германии. После разгрома <Корвины> турками часть ее сокровищ попала в частные руки.

Библиотеки Германии

Гуманистическое движение в Германии возникло в ХУ в. Немецкие гуманисты активно выступали против католической церкви - идеологического оплота феодализма.

Гуманисты (Рудольф Агрикола, Конрад Цельтис, выходец из Голландии Эразм Роттердамский) организовывали при германских университетах кружки для изучения произведений античных авторов, собирали библиотеки.

Гуманистическое движение, стремление освободиться от диктата Рима подготовили Реформацию, достигшую апогея в первой четверти ХУI в. Во главе Реформации встал профессор-богослов Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Он считал, что гуманизм, Реформация должны вывести библиотеку из монастырских стен, сделать ее светской. Лютер подчеркивал, что города, особенно большие, не должны жалеть средств на создание книгохранилищ. И действительно в ХУ—XVI вв. в Германии создаются первые публичные библиотеки: в 1429 г. в Нюрнберге, в 1532 г. в Аугсбурге. Основой их служили книги из монастырских собраний.

Библиотеки Франции

Главными центрами французского Возрождения стали Париж, Лион, некоторые города Наварры. В 1530 г. в Париже в противовес Сорбонне, находившейся по-прежнему во власти схоластов, создается новый светский университет Коллеж де Франс. В 1635 г. учреждается французская академия наук; многие видные деятеля науки и культуры начинают собирать библиотеки. Среди них особенно приметны фигуры литературоведов, историков, создателей национальных библиографии Делакруа (его труд издан в Париже в 1584 г.) и дю Вердье (работа вышла в Лионе в 1585 г.). Их труды и сегодня не утратили своего значения как важнейшие библиографические источники по старинной французской литературе главным образом ХУI в.

К работе Делакруа был приложен проект организации королевской библиотеки, который автор в 1583 г. представил королю Генриху III. Предлагалось размешать приобретаемые для Королевской библиотеки книги по 100 шкафам, по 100 книг на 10 ПОЛКХ а каждом, ЧТО Н общей сложности равнялось 10 тыс. томов. Каждый шкаф доЛжен был содержать литературу одной тематики, об этом сообщала бы надпись па шкафу. делакруа составил перечень заголовков для всех 100 шкафов, снабдив каждый из них цифровым индексом. Эти 100 шкафов Делакруа распределил по семи большим тематическим комплексам

Первй публичной_библиотекой страны считается бнбшотека, организованная в 1634 г. кардпииалом Джулйо Мазаритвии.

Какое-то время библиотекарем в ней был книговед, публицист, профессор медицины, придворный врач Людонина ХIII Габриэль Ноде (1600—1653 гг.).’ К обязанностям библиотекаря он относился очень серьезно; он познакомился со всеми крупными библиотеками Европы Ноде методически отбирал лучшие произведения для библиотеки Мазариня. После смерти Мазариини библиогека перешла в собственность королевской семьи. Ноде уехал в Стокгольм, где стал библиотекарем Королевской библиотеки Швеции. Габриэль Ноде был автором широко распространенного в Европе пособия «Советы для устройства библиотеки . В нем приводились рекомендации относительно полноты книжных собраний, разитосто1й:жностя в подборе литературы, говорилось о внимательиюм отношении к <юйаленьким авторам и книгам.

Библиотеки Англии

В отличие от Франции, Италии, других европейских государств, где к началу Возрождения кроме монастырских существовали уже университетские библиотеки, библиотеки крупных светских и духовых феодалов, в Англия ведущее место продолжают занимать монастырские библиотеки.

К моменту английской Реформации даже библиотеки Оксфордского и Кембриджского университетов не обладали сколько-нибудь значительными книжными собраниями. Изменения последовали лишь после проведения Генрихом УIII секуляризации (конфискация и передача светской власти) недвижимого я движимого имущества монастырей.

В течение 1536—1539 гг. было упразднено 800 монастырей. Большая часть фондов их библиотек была сожжена или изорвана. Сохранились фонды только Оксфордского, Кембриджского университетов и нескольких библиотек старых соборов.

В 1549 г. при Эдуарде УI университетские библиотеки сильно пострадали от <чистки>. Библиотека Оксфордского университета перестала существовать. Около 50 лет университет не имел своей библиотеки. Лишь в конце ХУI в. ее стали создавать заново. Английский дипломат и ученый Томас Бодлей на свои средства восстановил книгохранилище, подарил много книг. В 1602 г. при наличии 2 тыс., томов библиотека торжественно открылась. В этом помещении библиотека находилась до 1946г. В ее фонде хранились рукописи III - II вв. до н. э. на греческом и латинском языках, коллекция первых печатных изданий Англии, первые издания пьес В. Шекспира. Для развития библиотеки много сделал сначала студент, а потом преподаватель университета, видный ученый Френсис Бэкон (1561—-. 1626 гг.), деятель английского Возрождения.

В. церковных библиотеках Англии, как и в Германии, одобряемые церковью книги переплетались в светлые переплеты и помещались направо от входа, а «еретические сочинения», не выдаваемые читателям-мирянам, были в темных переплетах и занимали полки слева.

Взгляды на назначение каталогов высказал Эндрю Маунсел. библиограф книгопродавец. В посвящении к 1-му тому изданного им «Каталога английских печатных книг» (1595 г.) сформулированы новые правила составления каталогов: непосредственное тщательное ознакомление с книгой, многоаспектное ее отражение, при группировке книг вынесение на первое место наиболее необходимых читателям. Сам Маунсел считал, что такими являются книги по естественным наукам. Маунсел также продвинул вперед технику книгоописания.

Возрождение эпоха непрерывных изменений деятельности библиотек, эпоха существования передовых библиотек — распространительниц гуманистических идей итаких библиотек, которые в угоду церкви боролись с прогрессивными воззрениями.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!