Библиотеки Арабского халифата.



Существовали библиотеки, именуемые «домами мудрости», <домами науки, функционировали библиотеки при школах (медресе), мечетях, мавзолеях, больницах, обсерваториях. Такие библиотеки называли присоединенными.

 <Дома мудрости> возникают сразу же после образования Арабского халифата. Они основывались и содержались на средства халифов и размещались обычно во дворцах правителей. Читателями их были ученые, поэты, правоведы, которых халифы приглашали на службу ко двору. Они должны были изучать Коран (знание Корана обязанность каждого жителя халифата), арабский язык, ставший одновременно языком мусульманской религии и языком науки народов Арабского халифата, создавать новые поэтические и научные работы.

С конца IХ в. широкое распространение получили «дома науки>, в которых хранение книг, обслуживание читателей сочеталось с преподаванием и обучением.

Одной из первых библиотек типа Дома мудрости была основанная в 7 в. библиотека халифов в Дамаске — городе, который считается первым научным центром мусульманского мира.

Основу его составляла кораническая литература и Коран, имелись также богатые коллекции рукописей по алхимии, медицине, астрономии, истории, философии, литературе. В 8 веке библиотека переводится в Багдад.

Халиф Харун-ар-Рашид основал в Багдаде большой университет и библиотеку. Блистала библиотека, собранная эмиром Аль-Хакамом вторым в Кордове. Она насчитывала 400 тыс. книг. Ее каталог, в котором указывались только заглавия и имена авторов, составляет 44 тома по 50 листов в каждом.

В Передней Азии славилась библиотека «Дом мудрости» правителя Адуд ад-Даула. Ею ведали управляющий (вакил), библиотекарь (хазин) и инспектор (мушриф) В ней были собраны все известные к тому времени книги. Допускались в библиотеку только именитые граждане. Многие ученые, поэты, чиновники для работы в библиотеки приезжали из разных городов халифата. Багдад, Кордова, Каир, Мосул, Иерусалим, Дамаск и др. города халифата славились своими домами науки, ими имели право пользоваться все именитые грамотные мусульмане.

Дом науки в Мосуле был богат рукописями по астрономии и древнегреческой философии. Багдадский дом науки первый научный центр и первый мусульманский университет Ирака. его фонд из книг по философии, геометрии, астрологии, медиц., лит-ре, поэзии раскрывал систематический каталог. Руководили библиотекой ученые, а обслуживали читателей библиотекари. В 1059 г. библиотека была сожжена персами.

Самым большим фондом в 9 в. располагала библиотека в Триполи. 3 млн. книг, в том числе 50 тыс. экземпляров Корана. Работало там 180 сотрудников. Библиотеки имелись в каждой мечети. В 11 веке почти все школы (медресе), мавзолеи, больницы имели библиотеки. В национальном музее в Дамаске хранятся книги из средневековой библиотеки мечети Ан-Нури.

Библиотеки мечетей, госпиталей, медресе развивались и расширялись, постепенно превращаясь в самостоятельные. Некоторые из них, находящиеся в столицах эмиратов, впоследствии стали национальными.

 

 

Средневековые библиотеки централизованных гос-в Европы.

 

В ХI в. окончательно оформились феодальные отношения в подавляющем большинстве европейских стран. Со второй половины ХI в. церковь постепенно утрачивает монополию на Руководство духовной жизнью средневекового общества. Культура начинает развиваться и помимо церкви. В новых условиях наряду с Церковными библиотеками, возникают библиотеки специальных школ и университетов, Университетских колледжей. Показателем роста образованности отдельных слоев средневекового общества стали частные библиотеки, многие из которых со временем влились в библиотеки, создаваемые феодальными властями.

Библиотеки церкви

В XII - XIV вв. самыми распространенными продолжают оставаться монастырские библиотеки. Растут фонды цёрковных библиотек. В XIV в. каждая библиотека насчитывала по полторы тысячи, а иногда и более томов.

С изобретением в ХV в. книгопечатания в фондах библиотек появилась печатная книга. Преобладала во всех церковных библиотеках по-прежнему богословская литература.

 Появление элементов светской культуры, распространение ересей потребовало философского подкрепления религиозных догм. Церковникам помогала схоластика — «служанка богословия». Поэтому в фондах церковных библиотек значительное место занимали труды схоластов.

Изменился в жанровый состав фондов. Наряду с богослужебной литературой в них представлены хроники, комментарии, указатели, поучения, энциклопедические произведения. Руководства, справочные книги, повести, романы, поэмы, песни. Разнообразнее стал состав фондов по языкам. К латинским прибавились книги на арабском и национальном языке той или иной страны.

На фонды библиотек составлялись каталоги, многие из которых сохранились. Библиотекари стали рассматривать каталог как спрравочное пособие, с помощью которого можно раскрыть состав фонда, отыскать книгу на полке. Появились сводные каталоги. Монахи францисканцы Британских островов составили «Перечень книг Англии», содержащий сведения о книгах 183 монастырских библиотек.

Уже с XIV в. в правилах для библиотек можно найти разрешение выносить книги из стен монастыря, а в каталогах поэтому заводятся специальные рубрики — «книги, не выпускаемые из монастыря».

 Фонды церковных библиотек делились на две части: книги, доступные всем читателям, и книги по причине особой ценности или по идеологическим мотивам предназначаемые для избранных.

В XIII а. Появилось первое пособие по устройству библиотеки. Автор его  настоятель Амьенской церкви Ришар де Фурневаль (1201—1260 гг.). Его труд <Книгознание> характеризует возможности библиотеки в обслуживании читателей.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1887; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!