Библиотеки раннего средневековья.



Библиотеки древнего мира

Рабовладельческий строй постепенно превращается в классовое общество. Классовые и социал-е противоречия привели к возникновению гос-ва как инструмента господства одного класса над другим. Центром управления гос-вом - древний город. В городах древнейших цивилизаций имелись хранилища памятников письменности. 

В середине 3-го тыс. до Н. Э. шумерийцы изобрели клинопись, которую, соответствующим образом применяли в Ассирии, Финикии, Урарту, Аккаде и др. гос-х. Шумер превращается в мощную, деспотичную организацию. С той поры до нас дошло особенно много памятников письменности. Богатейшие архивы обнаружены были в развалинах Лагаша, Ларса, Ура, Умма, Шуруппака, Ниппура.

Было найдено множество табличек с анонимными произведениями – древними картами, литер. текстами, работами по математике, с/х, и др. отраслям знаний. В Ниппуре – религиозном центре страны, библиотека размещалась в 62 помещениях. Найденные таблички дают основание полагать, что уже тогда были налицо элементы систематизации литературы. В библ. Шумера хранились, главным образом религиозно-культовые, хозяйственные документы. Были и мифы, многие не уцелели, но жемчужина древней поэзии – первые песни знаменитого эпоса о Гильгамеше – уцелела. Имелись таблички, представляющие собой своеобразные каталоги с пометками об утрате текстов.

В городах Шумера существовали школы писцов (при храмах, и вне их), которые назывались «домами табличек». Мальчики – ученики («сыновья домов табличек») овладевали шумерским и аккадским языками, системой письма, искусством копирования текстов. Изучали богословие, математику, географ, медицину. Были обнаружены таблички со списками слов для заучивания, школьные тексты, сочинения о школьной жизни «День школьника», «Писец и его непутёвый сын». (раскопки Урука, Шуруппака).

Библ. Шумера – хранилища текстов. Глиняные таблички помещали в закрытые ящики или корзины, снабжая их этикетками о содержании и характере текста. Основные виды библиотек – дворцовые и храмовые.

На рубеже 3-2 тысячелетия до н. э. цивилизация Шумер погибает. Возникает Вавилонское царство. Центр – Вавилон. Зарождались научные знания, складывалась система образования, росло число клинописных документов. Материалами для письма служил металл, дерево, пластинки из слоновой кости, покрытые воском. Самым распространенным материалом была глина. Таблички были разной формы и цвета. Известны целые комплексы дворцовых, храмовых и хозяйственных архивов. Документы, написанные в Вавилоне, вывозились в соседние государства, туда, где бывали месопотамские торговцы. Фонды библиотек Вавилонского царства, которые создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах содержали документы хозяйственного назначения, культово-богослужебные сочинения, труды по праву, среди которых особое место занимает сборник законов царя Хаммурапи.

Библиотеки Ассирии – наследницы шумерийской культуры. В большинстве случаев библ-ки находились во дворцах царей, в храмах столичных и провинциальных городов особенно славились библиотеки в Кальху, Ашшуре. Были небольшие б-ки и в школах писцов. Писцов обучали не только ассирийскому, но и мёртвому шумерийскому, т. к. большинство литературных памятников было написано именно на нем. Были в библиотеках и словари, учебники, списки литературы, списки синонимов, трехколонные буквари.

В ниневийской библиотеке, созданной Ашшурбанипалом, которая собиралась в течение ряда лет, хранились таблички с текстами на ассирийском, шумерийском и др. языках. По его приказу собирали и доставляли оригиналы, снимали копии с редких или отсутствующих в библиотеке сочинений. Архивохранилище Ниппурского храма включало более 100 тыс. документов, которые размещались в 80 комнатах. Собственность библиотеки тщательно оберегалась. Библиотека Ашшурбанипала занимала помещения двух дворцов, один из которых назывался «Дом наставлений и советов». Здесь уже присутствовал каталог. Фонды содержали много литературы естественных наук (медицина, математика, география, история), было много легенд, сказаний. Таблички каждого произведения хранились в отдельном ящике, или ларе. Размещались в систематическом порядке по рубрикам.

Библиотеки древнего мира

Библиотеки Египта (4в. до н. э. – 7 в. н. э.). Библиотеки Египта были окружены заботой и почетом. По всей стране размещалось множество биб-к разных видов: дворцовые и храмовые. Называли их «Домами папируса», «домами жизни». В библиотеках создавались религиозные тексты, магические заклинания, медиц. и астрон-е сочинения. Библиот. в Египте считались средоточием мудрости. Над входом в книгохранилище Рамсеса II , надпись – «Аптека для души». Покровителями считали бога Тота и богиню Сешат. Многие библиотеки считались местом обучения. Учебный материал – лучшие произведения. Во главе библиотек храмов стояли жрецы. Документы и книги в библиотеке сначала хранились, в ящиках или глиняных трубкообразных сосудах, позднее - в нишах стен. По содержанию, библиотечные Коллекции состояли из религиозной и светской литературы. Фонды разных библиотек - храмовых, дворцовых, библиотек домов жизни», школ писцов, служащих - отличались по составу. Так, в библиотеке при храме бота Тора в Эдфу (Верхний Египет) находились в основном культово-религиозные сочинения (заговоры, заклинания, гимны, молитвы, славословия богам), описания деятельности храма, а также астрономические трактаты. Среди папирусов библиотеки храма Себека (г. Тебтюнис) — произведения изящной словесности, поучения, сказки, сонники, медицинские тексты, деловые документы, письма. До наших дней дошло несколько каталогов библиотек Египта, высеченных на стенах помещений хранилищ.

Библиотеки древнего Египта, в течение тысячелетий служили хранительницами достижений научной мысли, успехов литературы.

Библиотеки античной эпохи

Античная культура — уникальное явление в истории мировой Цивилизации. Цивилизации Крита, Греции ученые считают колыбелью европейской культуры. В Греции появилось само слово библиотека. Самые ранние данные об античных библиотеках относятся к первой половине не 2-го тысячелетия до н. э. Так, известно, что в помещениях дворца на о-ве Крит имелось собрание глиняных табличек с линейным письмом. История сохранила сведения о библиотеках Греции УI - IУ вв. до н. э.. Одна из древнейших библиотек находилась при известной школе натурфилософии Пифагора. Богатую библиотеку имел правитель о-ва Самбе Поликрат

В У - IУ вв. до н. э. центром интеллектуальной жизни Греции становятся Афины. Об отношении общества к библиотеке говорит тот факт, что она вместе с казной, картинной галереей и другими важными службами размещалась в Афинском акрополе - общественном центре государства. Захвативший (ок. 560 г. до н. э.) власть в Афинах Писистрат собрал богатую библиотеку, которую передал городу. Она состояла из произведений, написанных на досках, коже, свинце, отчасти на египетском папирусе. Рабы переписывали для нее книги. Во время третьего похода персов в Грецию (480 г. до н. э.) библиотека была вывезена в Персию. Впоследствии один из представителей эллинистической династии Селевкидов снова вернул ее Афинам.

Ученикам и друзьям Аристотеля (384—321 гг. до юн. э.) был а доступна его библиотека, на считывающая несколько сотен рукопiисей. Потребность в книгах была велика. В У в. до н. э. в Афинах уже существовали книжные лавки, владельцы которых не только продавали рукописи, но изготовляли их на заказ. Греческий ученный-грамматик Демофил создал труд «О книгах, достойных приобретения», своего рода рекомендательный библиографический указатель.

После смерти А. Македонского его великая держава распадается на несколько гос-в: Пергам, Македонию, Египет и др.

В этих гос-вах создаются свои библиотеки. Самая известная – Александрийска б-ка. В этом заслуга династии Птолемеев. Первые Птолемеи создали в Александрии Мусейон - академию наук древнего мира. Это учреждение было одновременно высшей школой, научным институтом , колоссальной библиотекой. Здание библиотеки блистало великолепием.

 Созданию библиотеки активно помогал уроженец Афин Деметрий Фалерский, много сделавший для единения греческой образованности с достижениями египетской, ассирийской, иудейской культуры. 

Птолемей второй посылал во все концы света особых послов за ценными сочинениями, По совету Демертия Фалерского он выкупил библиотеку Аристотеля.

 Птолемей Третий Приказывал отбирать книги для александрийской библиотеки у всех, кто приплывал в гавань Александрии. Взамен владельцам давали копии с пометкой , удостоверяющей соответствие оригиналу. В период расцвета фонд Ал. б-ки составлял 700-800 тыс. текстов на многих языках.

При Птолемеях в Египте был возведён храм в честь бога Сераписа с библиотекой, которую называли дочерью Александрийской. Её фонд – 42 800 свитков. Некоторые ученые считают, что в нее влилась большая часть Пергамской библ., подаренной Клеопатре Антонием – римским полководцем

Мусейон возглавлял жрец высокого ранга.  На должности библ. Приглашались выдающиеся ученые, поэты. В свое время ее возглавляли Зенодот Эфесский, Эрастофен – математик и ученый, филолог Аристофан из Византии. Библиотекари были единицы – остальные помощники библ. Они расставляли фонд, отвечали за сохранность и т. д.

 Особое внимание уделялось сохранности фонда. Книги-свитки хранили в специальных шкафах. Шкафы были с закрытыми дверцами. Фонды расставляли в систематическом порядке, но как именно – неизвестно, сведения не сохранились. Каллимах – учен, поэт, работавший в библиотеке составил знаменитые «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания и того, что они написали, в 120 книгах» «Таблицы» представляли собой одновременно и б/фический указатель, и систематический каталог Ал-й б-ки.

 Александрийская библиотека не сохранилась. Причины: Пожар в 273 г н. э. (после пож. б-ка восстановлена частично); 391 г. фанатики разрушают храм Сераписа и уничтожают «языческие книги»; окончательно разгромили библиотеку арабы. Халиф Омар приказал топить библиотечными книгами александрийские бани.

Пергамское царство. Там была одна из самых крупных библиотек мира.200 тыс. книг насчитывала она. Египетские правители, боясь соперничества, запретили вывозить в Пергам папирус, тогда там изобрели пергамент(кожа).

Фонд П.б. состоял из рукописей самого разного содержания. Больше всего – трактаты по медицине – Пергам считался центром мед. науки.

Помещение библ. Делилось на книгохранилище, в стенах которого были сделаны ниши выложенные кедром, большой и малый читальные залы. В библ. Работали переписчики, переводчики, работники, следившие за сохранностью рукописей. При библ. существовала школа грамматиков Кратеса из Маллоса составителя каталога на фонд библиотеки.

 В Грециибыли библиотеки учебных заведений. Родосская гимназия, на фонд которой сохранился каталог. Богатые вельможи собирали богатые частные библиотеки. Причина упадка – война с римлянами.

 Завоевав ряд государств, в том числе Грецию, римляне получили доступ к богатствам духовной культуры покоренных народов. В военных походах книги брались в качестве трофеев.

В Риме были созданы первые публичные библиотеки (39 г. н.э.). Римляне рассматривали библиотеки как средство управления, символ могущества. В Риме создается центральное управление императорскими библиотеками с особым чиновником - прокуратором во главе. Прокураторами, как правило, назначались люди образованные, должность эта хорошо оплачивалась. Подсобный персонал библиотек состоял из государственных или императорских рабов, специально подготовленных для библиотечной работы. Обычно библиотек и размещались в портиках — крытых галереях больших мраморных построек — вблизи храмов, при термах (общественные бани) или во дворцах и храмах. Главным фасадом библиотеки были обращены на восток. В библиотеках занимались утром в самое светлое время суток. Шкафы с книгами размещались вдоль стен, иногда в середине зала. Шкафы нумеровались Книги хранились в специальных гнездах в систематическом порядке. Библиотеки располагали каталогами.

В Риме появились библиотеки, содержащие рукописи по какой-нибудь одной отрасли знаний, или с особым признаком. Римская империя известна и частными библиотеками, процветанием библиофильства. Итак, древний мир знал библиотеки, создаваемые властителями, жрецами, учеными, крупными сановниками, библиотеки учебных заведений.

 Библиотеки были одним из обязательных культурных институтов рабовладельческого общества, служили укреплению существующих в государствах порядков, были доступны только рабовладельцам, возглавлялись чаще всего учеными. Складывались определенные нормы пополнения и организации фондов, ведения каталогов, режима хранения рукописей, организации обслуживания читателей.

 

Библиотеки раннего средневековья.

 

К 4 веку Римская империя распадается. Начинается раннее средневековье. Зарождение феодализма, переход от рабовладельческого строя. В Европе появляются т. н. Варварские королевства. Формируется национальная культура, искусство. Раньше всего переход к феодализму осуществился в Китае. Это связано с расцветом религии буддизма. В Китае насчитывалось ок. 50 тыс. буддийских монастырей. Библиотеки в Китае – в основном монастырские. Основа фонда – буддийская лит-ра, но имелись сочинения по медицине, математике, астрономии, пособия по изучению иероглифов. Книги имели шифры, которые присваивались единице хранения (связка или комплект из 10 свитков). Шифром становился порядковый номер на полке (проставлялся на ярлыке, прикрепленном к футляру связки и на обложке каждого свитка). Составлялись описи пропавших книг, описи с пометками о степени сохранности рукописей. Специальные лица занимались восстановлением утраченных книг.

Пополнение фондов – переписка, покупка, обмен между монастырями. Самым крупным книжным рынком был монастырь Сянго.

В Китае были богатые дворцовые книгохранилища, в которых велась литературная работа по комментированию, подготовке к изданию классических произведений древности, составлению описаний отдельных местностей империи.

Особый интерес к собиранию древних трудов проявляли Суйские и Танские императоры. Специалисты восстанавливали плохо сохранившиеся тексты или переписывали их на бумаге. Китайские библиотеки имели сотни тысяч рукописей, ксилографические издания. Печатание с помощью резных досок (ксилография) начиная с УIII в. стало в Китае обычным. Это способствовало снижению цен на книги и их широкому распространению. Китайские книги вывозились в Корею, Японию. Фонды монастырских библиотек Японии на первых порах состояли в основном из китайской буддийской литературы.

Из Китая буддийская литература попадала в Паган, столицу могучего средневекового Паганского государства. В ХI в. царь Пагана захватил в военном походе большое число буддийских сочинений. Для них было выстроено в центре столицы специальное здание «питака-тайк» (священная библиотека).

После освобождения от ига Танской империи активизируется развитие культуры Вьетнама. Самой первой библиотекой но Вьетнаме считается хранилище Дайхынг, основу его составили буддийские канонические книги из Китая. В Ханое был заложен храм литературы.

В 12 в. в эпоху моголов уничтожается культура Китая, Вьетнама, Японии.

В 4 в. Римская империя делится на две части. Западная – Варварские гос-ва, Восточная – Византия.

Византия становится преемницей эллистической культуры. Зарождаются христианские идеи, они перекликаются с феодальными идеями. Византия известна именами выдающихся людей – Лев Математик собиратель библиотеки античности, Патриарх Фотии – автор «Мириобиблиона» (1000-чекнижие). Мириобиблион – первый средневековый опыт библиографического описания античных и византийских, языческих и христианских книг. Книга книг для византийцев – Библия.

В 4-7 вв. В Византии были распространены библиотеки при высших учебн. заведениях. Школьное, университетское образование, большое число библиотек, мастерских по переписыванию книг (скрипториев) было сосредоточено в Константинополе — столице Византии Скриптории появились в IУ в. возглавлял их специальный чиновник - архонт. Труд состоящих в его штате каллиграфов оплачивался государством. В их обязанности входило переписывание сочинений античных авторов. Скрипторий обычно располагал значительной библиотекой.

В Константинополе находилась также библиотека константинопольского патриарха, в которой были представлены преимущественно церковные рукописи, в том числе и еретического содержания. Сочинения еретиков хранились в особых ящиках, отдельно от работ правоверных авторов.

 Существовали библиотеки при монастырях, иногда со скрипториями. Но в отличие от Западной Европы в Византии монастырские библиотеки не были центрами сохранения культуры прошлого.

Книги ранних средневековых библиотек Византии в основном пергаментные. Форм их постоянно меняется. В VI—VII вв. свитки сменяются кодексами (сфальцованные вместе переплетенные тетради), не позднее ХI в. появляются книги на бумаге. В библиотеках с большими фондами книги снабжались шифром и расставлялись в соответствия с ним. Хранились вертикально, часто под одной обложкой помещались тексты разных авторов.

В начале 13 века Византия пала (крестовые походы). Император Никейской империи прогнал из Константинополя европейских феодалов, но восстановить былую мощь и славу Византии не удалось.

Болгария. Принятие христианства от Византии в значительной мере определило идеологическое и культурное развитие Болгарии. Выходцами из Солуни (ныне греческий город Салоники), второго по величине после Константинополя города Византии, были первые просветители и пропагандисты христианства среди славянских народов, создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.

В 892—927 гг. при дворе образованного царя болгар Симеона существовал славянский литературный центр.

 Биб-ки Зап. Европы. Культура, библиотеки варварских гос-в 5-10 вв. носили ярко выраженный религиозный характер. В 5-6 вв. появились, в 9-10 получили распространение биб-ки монастырей, соборов, церквей, монастырских школ. Наиболее значительной становится биб-ка Кентерберийского аббатства. До 7 века книжные собрания монастырей состояли из текстов на грч. и лат. языках.

В Италиивозникают библиотеки, хранящие древние латинские и греческие книги. Значительная коллекция рукописей находилась в монастыре близ Павий, на юге Италии – в монастыре Виварий. (7-8 вв.).  В 10 в. создаётся библиотека Пражского епископства и Бенедиктинского монастыря под Прагой.

В Польше самыми старыми считаются библиотеки капитула в Гнезно, Полоцке, Кракове.

Фонд каждой церковной библиотеки был небольшим. Основная часть – богословские книги, но были и сочинения античности.

Церковные библиотеки предназначались для служителей церкви, в помощь отправлению религиозных служб, обучению учеников церковных школ. Церковные библиотеки способствовали укреплению средневековой схоластики, которая, не смотря на полное подчинение религии, усвоила некоторые внешние формы античной науки.

Пополнялись церковные библиотеки в основном за счет поступления рукописей из скрипториев, которые считались неотъемлемой частью книгохранилищ. Рукописи переписывались в нескольких экземплярах: для самой библиотеки, для школ при монастыре, аббатстве или епископстве. Каталогами на фонды библиотек служили инвентари, шкафные описи. В каталогах и при расстановке книги группировались в соответствии со схоластической систематизацией (тривиум и квадривиум) учебных дисциплин. Были и отклонения.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2708; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!