Теория моральных обязательства У.д.Росса в биомедицинский этике



У. Россом теорию называют плюралистической концепцией (плюрализм – признание множества точек зрения). Преимущество плюралистического подхода в том, что он более близок к нашему повседневному моральному опыту. Мы обычно вовсе не следуем одному – единственнному принципу или правилу, а учитываем разные нормы. Хотя эти принципы могут вступать в конфликт друг с другом.

       При таком подходе, который можно назвать «соотносительным», мы не отказываемся ни от того, чтобы следовать принципам и правилам, ни от того, чтобы в полной мере учитывать своеобразие конкретных ситуаций. Суть соотносительного подхода в том, что обязательства, вытекающие из некоторого принципа, хотя и не отрицаются, но могут быть нарушены. Каждый из принципов при соотносительном подходе сохраняет свою значимость, и речь не идет о том, чтобы найти главенствующий и подчиненные ему принципы. Но каждый должен соблюдаться не всегда, а только до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступит в конфликт с другими. И если в данной ситуации окажутся более обязывающимитребования, диктуемые другим принципом, то мы будем вправе поступить вопреки требованиям, исходящим от первого принципа.

Теория биоэтов в биомедицинской этике

Биоэтика несколько отличается от специальной медицинской этики, которая появилась вместе с возникновением медицины как особой профессиональной деятельности. Медицинская этика представляет собой ту часть прикладной этики, которая имеет дело с этическими проблемами медицины (частями прикладной этики являются все профессиональные этики: медицинская этика, педагогическая этика, административная этика, этика политики, бизнеса, торговли и т.д.). В круг проблем современной биоэтики – которую можно, соответственно, именовать также биомедицинской этикой - входят как старые проблемы медицинской этики, так и новые, связанные с развитием биомедицинских технологий.

 

Основные модели взаимоотношения врач и пациента (патерналистская,инженерная,контрактная,коллегиальная.договорная)

атерналистская (сакральная). Врач здесь рассматривается как «родитель», а пациент как «неразумное дитя». Врач сам определяет, что является благом для пациента. Здесь уделяется внимание личности пациента, но лишь с точки зрения моральной поддержки. Основы модели заложены в гиппократовскую эпоху. Врач предстает здесь в роли волшебника, заботливого отца и даже бога, который по своему усмотрению управляет жизнью человека (пациента). Пациент выступает в роли ребенка, слепо и безоговорочно доверяющего врачу и не несет никакой ответственности за собственное здоровье. Гарантом безопасности для пациента здесь выступают деонтологические принципы, закрепленные в Клятве врача. И если не будет этих гарантий, пациент просто никогда не рискнет обратиться к врачу. Поэтому основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда»

инженерной.

В рамках этой модели пациент воспринимается врачом как безличный механизм. Смысл врачевания сводится к манипулированиюс телом пациента. Врач с помощью определенных физических воздействий стремится вернуть физиологический механизм человека в положение равновесия. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о природных механизмах жизнедеятельности человеческого организма. Объективное знание определяет выбор метода лечения, которое осуществляется как техническая процедура.

 

Контрактная.

Взаимоотношения врача и пациента базируются на негласном (в некоторых случаях, правда, оформляемом процессуально-юридически) договоре о взаимном уважении прав друг друга. Пациента оповещают о том, как проходит лечение, от него не скрывают информацию, но решение принимает врач, обосновывая его для пациента.

 

Коллегиальная. Данная модель в своем крайнем варианте является пациент-центрированной. Пациент здесь играет активную роль, с ним согласовываются все решения врача. На сегодняшний день это самая притягательная с моральной точки зрения модель. Врач и пациент выступают как равные коллеги именно в борьбе с болезнью. Социальный статус, возраст, образование и т. д. не влияют на данное равноправие. Единственной долей некоторого лицемерия здесь выступает тот факт, что врач не испытывает страданий больного, со всеми вытекающими отсюда психологическими и моральными проблемами.

 

Договорная

Контракты обычно предполагают согласие двух или больше участвующих лиц, которое дается, пока договоренность считается взаимовыгодной. Таким образом, контракты могут создаваться и разрываться.

Договоры предполагают отношение, которое не может ни заключаться, ни нарушаться произвольно.

Договорная модель пытается отдать должное тем элементам взаимоотношений в здравоохранении, которые идут дальше простого контракта. В договорной модели общество налагает обязательства на врача и медсестру помимо контракта. Это становится отчётливым в чрезвычайных обстоятельствах, когда врач должен помочь даже в отсутствии контракта. Договор также предполагает постоянное отношение, или, по крайней мере, открытое в продолжительности.

Зачастую врач не может прекратить отношение по желанию, он должен обеспечить продолжение ухода за пациентом. Договорное отношение также традиционно опирается на обязательство, согласно которому врач или медсестра должны были обеспечить, по крайней мере, некоторый уход на основе потребности пациента, независимой от качества или способности оплатить.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3482; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!