Магическое мышление, пралогическое мышление, мифологическое мышление. Сходства и различия



В разных источниках можно встретить разные понятия такие как магическое, пралогическое и мифологическое мышление. Встаёт вопрос о том являются ли это разными понятиями или же по сути это разные варианты обозначения одной и той же группы явлений.

Магическое мышление в самом общем смысле определяется как убеждение, согласно которому посредством символических физических или умственных действий можно оказать значительное или решающее влияние на подлинные причины происходящего в действительности (Жмуров В.А., 2010).

П.Е. Миил   определял магическое мышление как убеждения, квази-убеждения или полусерьезные представления о том, что события, которые в соответствие с данной культурой, не могут иметь причинно-следственную связь, тем не менее, влияют друг на друга.

Пралогическое мышление – это термин, введённый Леви-Брюлем, и обозначающий некоторый способ мышления древних народов, который основан на том, что наличие взаимосвязей в мире признаётся, но данные взаимосвязи, не логического, а магического характера. Явления соотносятся по принципу времени, после – значит в следствии. Взаимосвязанность, всех явлений и объектов – носит мистифицированный характер.

Мифологическое мышление по мнению В.Г. Тимофеева и Н.В. Петрова характеризуется как инкорпорированное, нерасчлененное мышление или «пралогическое». Данное мышление характеризуется отождествлением субъекта и объекта, вера в торжество части и целого, безразличием к временной причинности. Во всех этих характеристиках мы можем увидеть отражение Фрейзеровских законов магии, нарушенную причинно-следственную связь, представление о взаимодействии всех объектов в природе. В основе мифологического мышления лежит принцип «патриципации», т.е. отождествления различных предметов, явлений и людей по признаку обладания одинаковыми мистическими свойствами. 

У мифологического мышления можно выделить следующие признаки: синкретизм, парципация, принцип бинарных оппозиций, специфическая организация времени и пространства.

Можно сказать, что часто встречаются следующие термины: «дологическое», «архаическое», «магическое» или «мистическое», каждое из которых характеризует лишь одну из особенностей пралогических образований. Так, понятие «дологическое» отражает особенности познавательного процесса, «архаическое» – временные характеристики, связанные с прошлым, «магическое» – веру в существование незримых сил.(Стоянова)

Нас в данной работе будет интересовать именно аспект магического мышления и веры в сверхъестественное. Но следует отметить, что пусть магическое мышление и является компонентом пралогического, оно отвечает тем всем выше перечисленным характеристикам.

Магическое мышление в норме

Магическое мышление определяется как убеждение, согласно которому посредством символических физических или умственных действий можно оказать значительное или решающее влияние на подлинные причины происходящего в действительности (Жмуров В.А., 2010).

Магическое мышление – это в определенной степени результат нарушения процесса деидеализации, с одной стороны, и защита от угрожающей реальности, с которой не построено надежных кооперативных связей, с другой (А. Холмогорова, 2002). В раннем детстве ребёнку свойственен эгоцентризм, который выражается в том, что ребёнок не разделяет себя и окружающий мир, в последствии всемогущество переносится на родителей. Во взрослом возрасте иногда сохраняется активное использование архаических защит, «всемогущий контроль» является одним из наиболее ярких проявлений магического мышления.

Е.В. Субботский предлагает разводить понятия магического мышления и веру в магию, по его мнению, магическое мышление разворачивается в воображении, а вера в магию позволяет знание о том, что магические события существуют в реальности (Субботский Е.В., 2013). Он отмечает, что магическое мышление и вера в магию свойственно для детей до 4-7 лет. При том, что в исследованиях дети часто вербально отрицают веру в магические свойства, но при этом поведением демонстрируют обратное. Так же он говорит, что магическое мышление участвует в обучении, и показал экспериментально, что невероятные события больше стимулируют мыслительную деятельность, чем вероятные события, такие результаты были для разных психических функция: мышление, восприятие, память. С возрастом магическое мышление не заменяется рациональным, а существует параллельно с ним.

Исследование, приведённое в 2015 году, показало, что работники разных профессий в своей деятельности прибегают к суевериям в ситуациях, когда повышается уровень тревоги, беспокойство за возложенные на них обязанности, правильность принятия решений. Было замечено что, в кризисной ситуации, когда сотрудник не может контролировать ситуацию полностью, начинает доминировать иррациональная мотивация, а за ней и суеверность (Караваева Ю.В. 2015).

Взрослые люди склонны отрицать веру в магию, однако на практике демонстрируют в поведении приверженность магическому мышлению, знаменитый эксперимент со «счастливой клюшкой», показал, что результат забитых мячей в лунку выше у тех испытуемых, которым сказали, что их клюшкой раньше пользовался знаменитый, успешный гольфист, чем у тех кому ничего не говорили (Lee, C., Linkenauger, 2011).

Можно выделить несколько причин формирования магического мышления:

1) Культурно-социальный аспект. Человек учится вере в сверхъестественное в своей семье, обществе, перенимает культурно специфические традиции (домовые в России, Дзасики-вараси в Японии). Средства массовой информации так же влияют на формирование магического мышления, например, такие передачи как «Бита экстрасенсов» или астрологические прогнозы убеждают людей в том, что люди со сверхъестественными способностями существуют или же что звёзды предсказывают будущее.

2) Предрасположенность к мистицизму, ещё в раннем детстве проявляется вера в магию, взаимосвязанность всех вещей и детский эгоцентризм, который ведёт к уверенности, что любое желание исполниться, если только захотеть, а родители всемогущие боги.

3) Спонтанный мистический опыт. Человек может столкнуться с неким событием, которое будет интерпретировать как сверхъестественное, благословение, встреча с НЛО, «выход души» из тела. Данное событие может произойти по разным причинам, нарушения работы мозга, наркотическое опьянение, внушение, состояние сильного эмоционального стресса, но главное, что человек воспринимает данное явление, как доказательство существования сверхъестественного.

Описаны и другие признаки магического мышления (Фрэзер Дж., 2006)

1. Вера во взаимосвязанность всего сущего через сверхъестественные силы, выход за пределы физических и духовных возможностей;

2. Представление, что вещи, которые похожи друг на друга, причинно связанны каким-то образом, причем связь эта не поддается объективному подтверждению современными научными методами;

3. Убеждение, что «вещи, которые были в физическом контакте или в пространственных, или временных связях с другими вещами, сохраняют связь даже после того, как они разделены»;

4. Убеждение, что передача энергии или информации между физическими системами может иметь место только в силу их сходства или смежности во времени и пространстве, а также что одна мысль, слово или действие может достичь конкретных физических эффектов в порядке, не подчиняющимся принципам обычной передачи энергии или информации.

Из всего сказанного выше мы можем заключить что магическое мышление свойственное древним народам, сохранилось так же и представителей цивилизованного общества, оно имеет свои законы и характеристики, а также выполняет определённые защитные функции, часто проявляется при стрессовых ситуациях. Магическое мышление особенно ярко проявляется в раннем возрасте и в дальнейшем с развитием человека не исчезает совсем, а скорее отходит на задний план, при том сосуществуя с логическим мышлением.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 665; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!