Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.



В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

Формация и цивилизация – разные концепции в развитии общества как целостной системы. Формация – социоэкономическая категория, цивилизация социокультурная.

Карл Маркс выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Исторический переход от одной к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходившей под влиянием прогресса производительных сил, открывавшего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений. Марк называл три формации: первичная, архаическая, доклассовая; вторичная, классовая, экономическая, антогонистическая; бессклассовая.

Последователь Маркса В.И. Ленин выделил пять формаций: первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое. Каждая формация имеет соответствующий способ производства: азиатский, античный, феодальный, капиталистический, и коммунистический.

Способ производства является единством двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны – производительных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями в рамках, в которые они до тех пор развивались. Обострившиеся состояния конфликта, это противоречие становится экономической основой социальной революции, которая приводит к закономерному изменению производственных отношений. Замена же производственных отношений, то есть старого экономического базиса на новый приводит более или менее быстро к смене возвышающейся настройки, то есть к политической революции, к изменению всего общества. В результате революции происходит смена одной формации другой. Основанием смены формаций выступает социально-экономическая подоплека.

Идея уникальности культурно-исторического развития народов родилась в работах Н. Данилевского («Россия и Европа», 1869 г.), посвященных проблемам развития российской цивилизации. Он выделял «культурно-исторические типы», которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом, проходят определенные стадии: от этнографического состояния к государственному и от государственного к цивилизационному. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурных типов.

Устойчивый интерес к локальным культурам и цивилизациям проявил в 1920-1930-х гг. О. Шпенглер в работе «Закат Европы», критикуя основные постулаты западно-европейской исторической науки – европоцентризм, панлогизм, историзм, «линейный» прогрессизм, – сформулировал теорию культурно-исторического круговорота, которая постулировала цикличность развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. Выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность, расцвет и упадок (по культурам), он считал, что последняя переходит к цивилизации. Цивилизации везде обладают одними и теми же признаками.

А. Тойнби разработал новое понятие цивилизации («Изучение истории», 1955 г.). Цивилизация – система, обособленность которой определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизации зарождаются в результате поиска адекватных Ответов на Вызовы, которые предъявляются людям либо природой, либо человеческим окружением. Новая цивилизация может при этом возникнуть двумя путями: через мимесис (социальное подражание) от примитивного общества через элиту и через использование достижений предшествующей цивилизации.

 

33. Глобальные проблемы современности и предпосылки их преодоления.

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты: разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений; неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений; ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития; обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера. Глобальные проблемы современности: угроза термоядерного взрыва; надвигающаяся экологическая катастрофа; опасность, нависшая над человеческой телесностью; кризис человеческой духовности.

Прогнозы Римского Клуба. Предпосылки преодоления глобальных проблем современности: Развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции; утверждение смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвертгенного типа как доминирующего типа мирового хозяйства; становление принципа ненасилия и демократического согласия; объединительные (ойкуменистические) процессы духовной жизни; Межэтническая и межкультурная интеграция. Концепция «устойчивого развития» Н. Моисеева.

Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит т.н. «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством, тем или иным обществом. Эти проблемы могут быть решены только объединением усилий всех стран. Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям.

 

К глобальным проблемам современности относят:

1. Угроза термоядерного взрыва. Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 г. насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок. К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность обладания ядерным оружием безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

2. Надвигающаяся экологическая катастрофа. Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может полностью разорвать естественные циклы воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это породит «коллапс» - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки и, как следствие, скоротечную гибель населения планеты. Уже не говорят, а кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Предсказывают сроки от 2-3-х десятков лет до столетия. Но дело даже не в сроках: все сведущие люди, осознавшие жестокость ситуации, согласны, что без принятия мер глобального масштаба он неотвратим. Среди этих мер называют, в частности, ограничение прироста народонаселения. Из других мер особого внимания заслуживает необходимость решения проблемы загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (веществами, враждебными жизни).

3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью. И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. В частности, не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека. СПИД сегодня - уже не медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема. Налицо в ряде регионов признаки физического вырождения, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

4. Кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то предвидеть будущее. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого сознания. Один из влиятельных американских философов Ричард Рорти весной 1995 г. в Институте философии РАН поведал о том, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления, каким оно должно быть.

 

Иногда говорят, что из XIX столетия к нам пришли две идеи, достойные быть названными идеями века (понимая, что это сильное упрощение, все же условно с ним согласимся). Одна идея – социалистическая, другая – научно-технологическая. Считалось, что, опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Обе эти идеи сейчас – в руинах. И та, и другая столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

 

Социалистическая идея поднимала на щит социальную справедливость, технократическая – экономическую эффективность. Их состыковка, сопряжение, органическое объединение сегодня не удается. А новых ярких, принципиальных, объединяющих идей наш век не породил. И все человечество сейчас в каком-то идейном вакууме. Такова судьба светских, научных и философско-социологических идей.

 

А мировые и местные религии, или эзотерические учения западных и восточных оттенков, как им и положено, зовут в «мир иной». Однако, несмотря на обилие неорелигий (типа «мунизма» или «бахаизма»), многоликого сектантства в мировых религиях, принципиально новых идей нет. Все это лишь перелицовка традиционалистских, канонических положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит иногда к потере ориентации, краху святынь, духовному опустошению.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!