Социальная структура общества.



В социальную подсистему входят проблематика науки об обществе, его структуре, движущих силах и закономерностях развития. Социальная структура общества делится на: семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Большую роль в социализации играют социальные институты. Общество может делиться на социальные классы и социальные группы.

Общество – форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Общественная жизнь как совокупность всех социальных процессов является объектом изучения многих общественных дисциплин, а в сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией. Общественная жизнь как социальная материя является высшей формой движения материального мира.

Общество возникло в результате эволюции человеческой организации и с самого начала являлась специфической системной организацией, отличающейся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, социальную структуру, политические институты. Общество характеризуется особым механизмом передачи информации и способом наследования (т.е. цивилизацией).

Структурная характеристика предполагает определение места и роли всех элементов в функционировании и развитии общества. Ведущей стороной в социальном процессе является материально-производственная сфера или экономика, то есть производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Материальное производство создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит общественный характер и определяет взаимодействие людей в процессе их воздействия на природу, преобразование материала природы в предметы, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей.

Однако, в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках значительную роль играет духовная сфера. В зависимости от того, на каком уровне понимания – сознательном или бессознательном, осуществляет человек свою деятельность, зависят ее результаты, как в глобальных, так и местных масштабах. Общественная жизнь – это неразрывное единство материального и духовного в их взаимодействии и переходы одного в другое.

Общество– это постоянно развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определенные закономерные этапы, которые в социальной науке фиксируются в цивилизационных критериях. Каждый новый этап цивилизационного процесса характеризуется освоением более высоких технологиях, соответствующим им техническим обеспечением, усложнением социальной структуры, более широкими масштабами взаимодействия с окружающей средой.

Но главные показатели в развитии общества всегда являлись характер общественных отношений, уровень развития духовности человеческого фактора и демократичности социальных структур. Отличительными чертами современного общества являются глобальные масштабы производства (материального и духовного), информационно-технологический способ воспроизводства всей системы общественных отношений, утверждение демократических форм жизнедеятельности, опережающее развитие науки и духовной культуры в целом по отношению ко всем остальным сторонам его жизни.

 

Искусство, мораль, религия.

Духовная подсистема включает духовное производство, науку, искусство, религию. Виды сознания: общественное и индивидуальное. Уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое. Общественное сознание подразделяется также на общественную психологию и идеологию.

Духовная жизнь общества имеет богатое и насыщенное содержание. Искусство, мораль, религия наряду с политическим и правовым сознанием является основными формами общественного сознания.

Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры. Античные философы развивали содержание и форму, что проявилось в введении понятий красоты, меры, гармонии, совершенства в составе основных категорий бытия. Свою приверженность к эстетическому античные мыслители объясняли тем, что только эти форма адекватно выражает бытие и мир в целом, имеющий принципы гармонии и красоты. Следовательно, в античности учение о красоте не отделялось от учения о бытии. Специальное изучение эстетического началось в эпоху Возрождения, когда на первое место был выдвинут человек.

Признание эстетического свойства у одного только искусства лишило эстетическое сознание его синтезирующей функции, превращало искусство в самоцель. Эпоха Просвещения начала XIX в. была пронизана рационализмом, то есть была склонна доверить решение основных вопросов бытия естественно-научному разуму. С этой точки зрения искусство считалось не средством познания мира, а только формой человеческого самоутверждения. С конца XIX в. европейские философы настойчиво заговорили о кризисе рационализма (Кьеркегор, Ницше, Шпенглер), о необходимости вернуть в культуру принцип триединства разума, воли и чувства, то есть истины, блага, красоты, утверждая, что в процессе познания мира и самого себя, человек не должен ограничиваться разумом или волей, что без эстетического восприятия мира он теряет органическую связь с миром, свою внутреннюю целостность.

Неотъемленным аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства, т.е. просветленные чувства наслаждения красотой. Эмоционально-эстетическое наслаждение человека к жизни всегда есть раскрытие каких-то существенных сторон, связей реальности. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними.

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных законов (норм, традиций, ценностей). Нравственность проявляется в отношении человека к семье, своему народу, к себе. Нравственный человек наделен способностью самоконтроля – чуткой совестью. Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Оно обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяния. Нравственным правилам подчиняются как должному, т.к. эта мера требований общества к людям и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой является справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, в ином случае нельзя было бы говорить о нравственности человеческих поступков. Нравственность и историческое развитие обладают известной преемственностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности из прошлых эпох, видоизменяя, развивая их. Категории нравственности: добро и зло, долг, совесть, счастье. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло отрицает явления в общественной и личной жизни людей. Долг – то, что должно быть исполнено морально, а не из правовых соображений. Совесть – это осознание личностью своего долга и ответственность перед обществом. Человеческое счастье – нравственное удовлетворение, проистекающее из сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения.

Религия – это выражение признания абсолютного начала, т.е. бога, от которого зависит все конечное, в том числе и стремление согласовывать нашу жизнь с волей абсолюта. Философия анализирует, прежде всего, сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует нравственный смысл религии. Существенной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Следовательно, религия служит не только теоретическим потребностям ума, но также целям нравственности и эстетическому началу. В вопросе происхождения религии необходимо учитывать две точки зрения: психологические мотивы ее возникновения и социальные корни религиозного сознания. Что касается проблемы гносеологии и смысла религии, или проблемы соотношения знания и веры, то здесь есть три основных подхода:

· религия – это низшее знание, т.е. суеверие;

· религия – развивающаяся форма знания, где подчеркивается чувственный аспект;

· религиозное и научное знание – две различные правомерные формы духовной активности человека.

Религиозная вера невозможна вопреки разуму и без оснований. Вера дается Богом человеку через воспитание в условиях религиозной семьи. Свобода религиозных убеждений – одно из основных и неотъемлемых прав человека.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!