Формирование личности средствами физической культуры



Развитие идей П.Ф. Лесгафта

Одной из ведущих идей научного мировоззрения и педагогической практики П.Ф. Лесгафта было гармоническое развитие человека, физическое и духовное, посредством физических упражнений. Многие психологи, социологи, теоретики физической культуры и спорта уделяют пристальное внимание данной проблеме.

Петр Франсович Лесгафт говорил, что человек должен познать всю силу своего организма, научиться управлять своим телом. Существует целый спектр функций человеческого ума и тела, однако современный индивид не использует и третий части физических и умственных возможностей. Мы придумали компьютеры, чтобы они за нас вычисляли и проводили логические операции, мы развиваем высокие технологии, чтобы вещи делали за нас всю физическую работу. Возникает вопрос, что же остается человеку? Наслаждаться гедонизмом, выдумывать себе развлечение – наркотики, спиртное, бегство в мир девиантных субкультур.

Свою систему физических упражнений Лесгафт (1950, с.: 41) называет физическим образованием в отличие от физического воспитания.

Конкретной целью своей системы физического образования Петр Франсович (1950, с.: 42) ставит цель – «развить в ребенке любовь к труду. Ее надо развивать не ремеслом, так как это не имеет общеобразовательного значения, а путем правильной постановки физического образования».

Лесгафт (1950, с.: 43) писал, что телу требуется постоянное движение: «основное средство физического образования – физическое упражнение», так же как и для развития логического мышление требуется постоянная умственная работа. Физическое упражнение – едино, но является двух сторонним процессом духовного и физического совершенствования.

На протяжении всей своей жизни человек проходит несколько ступеней социализации. Он усваивает информацию и руководствуется этическими принципами в зависимости от культурного уровня. Институтами социализации являются: семья, ясли, детский сад, школа, училище, институт, военная служба, профессиональная сфера. Школа – основной этап приобщения человека к самостоятельной и осознанной жизни. Как утверждал П.Ф. Лесгафт (1950, с.: 57), в школе должна быть «не внешняя, мерами вынуждения дисциплина, а необходимо развить у ребенка нравственную дисциплину, умение владеть, управлять и подчинять свои действия разумным волевым отправлениям».

«Без мировоззрения человек является единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться, что именно и составляет главное человеческое достояние и, достижения чего должна содействовать школа» (Лесгафт П.Ф., 1912, с.: 19).

Создаваемая Петром Францевичем Лесгафтом русская система физического образования была направлена на всестороннее развитие личности. Физические упражнения, обладая материальной (физической) и духовной (идеальной) сторонами, кроме образования были нацелены на физическое развитие, совершенствование силы, выносливости, быстроты, ловкости. В последующем эти направления закрепились как овладение навыками и двигательными качествами. Особенно важным Лесгафт считал принцип предвидения результата своих действий, осознания того, что надо сделать в упражнении. В частности, широко практиковалось выполнение упражнений «со слов», без предварительного показа, чтобы у ученика возникало ясное предварительное представление о результате и способе его достижения.

 

Особенности педагогической направленности физической культуры в формировании личности

Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Но было бы неверным считать, что биологические процессы развития человека происходят изолированно от его социальных функций, вне существенного влияния общественных отношений. Воздействие природных факторов на развитие физического потенциала человека имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности человека, который может сознательно воздействовать на ход этого объективного процесса, опираясь на познание его законов и сущности.

В недавнем прошлом при обосновании влияния социальных факторов на физическое совершенствование человека часто имели в виду производственные отношения, во главе которых стоит труд, выступающий в качестве активного воздействия человека на природу. Эти стихийные воздействия существуют зачастую независимо от воли человека, хотя и поддаются изменению в процессе развития общества. Другой ряд социальных факторов, хотя также определяется объективным ходом деятельности общества и реальной общественной обстановкой, действуя на человека и на его физическое развитие и подготовленность, зависит от сознания и воли отдельных людей. Физическая культура в этом отношении и представляет собой социальный фактор целесообразного воздействия на процесс физического совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Одной из форм ее направленного функционирования в обществе, а именно педагогически организованным процессом передачи и усвоения ее ценностей, физическое воспитание.

Было бы слишком недальновидно считать физическую культуру участвующей только в воспроизведении физической сущности общественного человека или лишь как фактор, модифицирующий образ жизни индивидуума. Поэтому нельзя смешивать понятия «физическое развитие», «физическое воспитание» и «физкультурное воспитание». Первое является объективным процессом, который совершается в организме человека, второе – активным воздействием человека на этот процесс, а третье выступает как целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание и его составная часть физическое воспитание – это всегда педагогический процесс целенаправленного, регулируемого изменения физических и духовных кондиций человека, основная задача которого – сознательно и целенаправленно познавать и непротиворечиво реализовывать в физкультурной практике уже созданные природой предпосылки гармоничного совершенствования физического потенциала человека.

Однако, Л.П. Матвеев (1984, с.: 7), рассматривая физическое воспитание в качестве одного из видов воспитания, определяет его как образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами).

Поэтому основными категориями физического воспитания как педагогического процесса являются воспитание, образование, обучение, развитие. «Вместе с тем физическое воспитание отличается своими специфическими особенностями. … Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей. Этим не ограничивается все содержание физического воспитания, но это более всего характеризует его специфику» (Матвеев Л.П., 1984, с.: 8).

Л.И. Лубышева (1996, с.: 16) подчеркивает, что «физкультурное воспитание» ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход – формирование физической культуры личности. Профессор рассматривает основные концептуальные положения развития физкультурного воспитания, определяющие его сущность и прогрессивную направленность:

· либерализация процесса воспитания, изменяя сложившиеся педагогические авторитеты общественно-государственной системы физического воспитания, расширяя сотрудничество и взаимную ответственность людей, способствует переходу отношений объекта и субъекта воспитания в субъект-субъективные отношения, к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности овладения основами физической культуры на путях свободной реализации физических способностей;

· гуманизация процесса воспитания ориентирует его на обязательный учет индивидуальных особенностей каждого человека, развития самостоятельности личности, приобщения людей к здоровому образу жизни, высоким эстетическим идеалам и этическим нормам поведения в обществе;

· непрерывное развитие физкультурного воспитания, представляющее собой динамическое движение поливариантного педагогического процесса, построенного на использовании гибких методов и средств обучения, обуславливает творческий поиск и новаторство педагогов, а также самостоятельность и инициативу занимающихся;

· гармонизация содержания физкультурного воспитания обеспечивает соразмерное представление в нем процессов духовного и телесного развития человека, использование средств физической культуры как социально-культурной предпосылки для гармонического формирования и реализации всего спектра способностей индивида.

Автор дипломной работы полностью согласен с мнением Л.И. Лубышевой, о том, что внедрение рассмотренных концептуальных положений в физкультурно-спортивную практику возможно при условии формирования принципов, обосновывающих теоретическую и методологическую направленность физкультурного воспитания. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт его развития, конкретизирует и представляет конструктивный смысл системного построения данного процесса.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания, как пишет Л.И. Лубышева (1996, с.: 17), является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культурой личности, обуславливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса.

В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвоение системы знаний.

 

 

Выводы

В современном все усложняющемся мире важно раскрывать возрастающую глобальную роль физической культуры в формировании человека и прогрессивном развитии общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. В исследованиях отмечается, что в XXI веке, возможно будет спрогнозировать такие характеристики человека, как способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; способность решать конфликты любого уровня с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в быстро меняющемся мире; компетентность при решении проблем любого уровня. Человек будущего – это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. Такие характеристики человека обусловлены перспективным развитием основных сфер жизнедеятельности человека и общества (образованием, трудом, досугом), прогрессом человеческой цивилизации. Поэтому стоит стремиться к совершенству не только на материальном, повседневном уровне, но и в духовной сфере, таким образом, создавая гармонию в нашем социуме, в нашей жизни. Для этого мало изменить что-то в себе самом, хотя это является начальной и базовой ступенью в прогрессе, следует менять структуру нашего бытия, в том числе культурную сферу и систему физической культуры. Новый подход к формированию физической культуры общества и личности потребует кардинальных изменений в организационных структурах, учебных заведениях, более высокой профессиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педагогов, обновления методической документации, учебных планов, программ, пособий, обеспечивающих процесс нововведений.

Нашему времени нужна личность, а не прости индивид, который выключен из социальной жизни и не чувствует за собой социальной ответственности. Как же сформировать социально-адекватную личность? Данная работа демонстрирует способ решения поставленной задачи посредством усвоения человеком ценностей и норм поведения, присущих общемировой и физической культурам, так как они оказывают сильное воздействие на психосоматическую сущность индивида, формируя его личность.

1. Посредством данной работы была проанализирована специальная литература по теме, что дало возможность объективно судить о роли физической культуры в нашей жизни. Этот вид культуры оказывается незаменим в синергетической системе человеческого мировоззрения.

2. Физическая культура позволяет целесообразно строить социальные отношения в обществе, а также преобразовывать внутренний мир индивидав соответствии с его материальными и духовными потребностями, адоптироваться и быть более стрессоустойчивым к постоянно изменяющейся окружающей действительности.

3. Личность человека представляет собой синтез психофизиологических, духовных и материальных потребностей человека. Взаимодействие всех этих составляющих и доминирование одного над другим определяет цели человека в жизни и способ их достижения. В связи со сложностью и многогранностью биосоциокультурного существа человека необходимо учитывать большое количество неблагоприятных факторов, влияющих на индивида. Именно здесь раскрывается основная ценность физической культуры как главного положительного явления, формирующего социально-адекватного человека. Вследствии вышесказанного подтверждается тезис о значительной роли физической культуры в формировании личности.

 

Список использованной литературы

1. Артюшина Е.Ю. Особенности ценностных ориентаций спортивной субкультуры // Первый международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры». – СПб., 2006. – 20-22 декабря. – С. 135.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина. // Теория и методика физического воспитания: Учеб., для студентов фак., физ., культуры пед., институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 4-30.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и Спорт, 1988. – С. 152-170.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева. – 1995. – № 4. – С. 2-7.

5. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. // Проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские педагогические аспекты / Отв. ред. В. И. Столяров. – Кишинев: Штиинца, 1989. – С. 34-45.

6. Выдрин В.М. теория физической культуры как наука и как учебный предмет. // Основы теории и методики физической культуры: Учеб., для тех., физ., культ. / Под ред. А.А Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 5-16.

7. Гвоздева Е. Амбиции вместо идеалов (о целях современной молодежи) (Июль 2002) / Социологические наблюдения (2002-2004). – М.: ФОМ, 2005. – С. 134.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Под ред. Н.Я. Гумилева. – М.: ВИТЯЗЬ, 1990. – С. 127-130.

9. Культурология: ХХ век: Словарь. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 239-241.

10. Лесгафт П.Ф. О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях // Памяти Петра Францевича Лесгафта / Под ред. Совета СПб биологич. лаб. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: Школа и жизнь, 1912. – С. 18-20.

11. Лесгафт П.Ф. Сборник статей / Под ред. А.А. Зоновьева, Г.Г. Шахведова. – Л.: Печатный двор, 1950. – С. 33-70.

12. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Теория и практика физической культуры. – 1996 . – № 1. – С. 7-12.

13. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – 1997 . – № 6. – С. 20-28.

14. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Сборник статей международной  конференции «Современные исследования в области спортивной науки». – СПб.: НИИФК, 1994. – С. 32-40.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. // Очерки по теории физической культуры / Под  ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и Спорт, 1984. – С. 5-34.

16. МатвеевЛ.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура. – 1998. – №2. – С. 20-27.

17. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №6. – С. 2-16.

18. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №8. – С. 2-10.

19. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. – М., 1994. – С. 458.

20. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания как учебный предмет. // Теория и методика физического воспитания: Учеб., для техникумов физической культуры / Под ред. Г.Д. Харабуги. – М.: Физкультура и Спорт, 1974. – С. 4-16.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!