Человек в контексте социально-культурной парадигмы современности



Человек социальный

Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического.

Как отмечает Л.И. Лубышева (1996, с.: 9), с одной стороны, человек – высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы. Биологическое в человеке представлено как организм, задатки, телесная физическая структура, темперамент, динамика психических процессов, способность действовать. С другой стороны, он – творец, активный участник исторического процесса развития материального производства и духовных ценностей, частица, элемент социальной жизни, осуществляющий свои поступки в соответствии с нормами и ценностями, существующими в обществе. Как же связаны эти два начала – природное и социальное, насколько они отдалены или приближены в различных сферах жизнедеятельности?

То или иное решение вопроса о природном и социальном во многом определяет понимание развития социальной жизни, его источников, тенденций трактовки культуры (в том числе и физической) как феномена, проблем личности и индивидуальности.

Ю.М. Николаев пишет (2003, с.: 7), что «главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в ее целостности и многомерности как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим же фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство, где понятие «деятельность» и «физическое совершенство» служат одними из ключевых для понимания сути физической культуры, внутреннего механизма ее функционирования, воздействия на сущностные силы человека».

Для социокультурологического осмысления содержания физической культуры необходимо опираться на ряд (две, три, возможно и более) взаимодополняющих концепций культуры (в силу их множественности), позволяющих наиболее полно отразить ее многоаспектную сущность (например, раскрытие культуры как процесса культурного развития, духовного производства, сознательной организации и управления жизнедеятельностью людей).

Эпицентром физической культуры является человек (а не внешние ее формы, компоненты: физкультурное образование, физкультурная спортизация, физкультурная рекреация, физкультурная реабилитация, физкультурная адаптация), а определяющей должна выступать ее человекотворческая функция. Ведь именно человек есть объект и субъект культуры.

Человек в сфере физической культуры должен рассматриваться в его биосоциокультурной, деятельной сущности, понимании его как целостности (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), интегральной индивидуальности. Ибо культура едина, а человек в культуре воспроизводится целостно.

Основной методологической позицией при осмыслении сущности физической культуры Ю.М. Николаев (2003, с.: 10) считает гармонию физического (телесного) и духовного (социального), достигаемую одухотворением физического, что обусловлено сущностью культуры, соотношением биологического и социального, телесного и духовного в человеке, генезисом знания о физической культуре.

Проявление человекотворческой, духовно-физической сущности физической культуры (как вида общей) в процессе ее освоения занимающимися возможно только при условии реализации в практической деятельности нерасторжимого единства (интеграции) функционального, ценностного, деятельностного и результативного аспектов ее содержания.

Важен учет интеграции многоаспектного знания о физической культуре (от его медико-биологических аспектов до философско-культурологического осмысления) на единой основе понимания человека как целостности, что связано с более глубоким раскрытием деятельного аспекта и в его рамках – физкультурной деятельности.

 

Девиация современного общества

Ю.М. Николаев (2003, с.: 2-3) обнаружил, что одной из важнейших предпосылок развития человека в современном динамичном обществе является наличие у него свободного времени, где выделяется два структурных элемента: досуг, выполняющий восстановительные функции, отдых, развлечение, семейное и товарищеское общение, и более возвышенная деятельность, связанная со всесторонним (умственным, нравственным, эстетическим и физическим) формированием человека, раскрытием в целом его потенциальных способностей. Именно здесь решающим фактором превращения свободного времени в источник развития творческих сил человека является его содержание, связанное с выполнением восстановительной, развлекательной и созидательной функций. Свободное время – главное условие приобщения людей к богатствам человеческой культуры, удовлетворение ими не только материальных потребностей, но и социальных, интеллектуальных и многих других духовных потребностей, созидания человеком самого себя.

В противовес вышесказанному, говоря о соотношении личности, культуры и социальной системы, необходимо отметить, что между ними не может быть полного соответствия, девиантное, отклоняющееся поведение людей всегда будет будоражить и побуждать культурную и социальную системы к изменениям. Согласно с этим можно проследить главную линию девиантногоповедения среди современной молодежи – желание уйти в другой мир, более хороший, простой, легкий для понимания, где не требуется преодолевать трудностей и добиваться чьего-то расположения. Создание подростковых субкультур (готы, эмо, панки, гопники) – является ярким примером дестабилизации общества и отсутствия нормативно-базовых этических доминант общества. По исследованиям Е. Гвоздевой, можно создать представление о современной молодежи, ее целях и ценностях, имеющие сегодня хождение в российском обществе, которые во многом обусловлены отношением россиян к социально-экономическим изменениям, произошедшим в стране за последние годы, – ведь молодое поколение в значительной мере воспринимается ими как продукт этих изменений.

По итогам исследования Е. Гвоздевой (2005, с.: 134) видна социальная неуравновешенность современного общества. «Практически все респонденты в один голос говорят, что ценностные ориентации и цели нынешних молодых людей кардинально отличаются от идеалов и целей молодежи 70-80х годов».

Главным отличием современной молодежи социологи считают ее индивидуализм и прагматизм, пришедшие после упразднения идеологического воспитания на смену идеалам коллективизма.

Дуальность суждений исследователей об коннатационной окраске понятий индивидуализма и меркантилизма по-разному объясняет причину появлений этих явлений. Для одних индивидуализм и меркантилизм означают в первую очередь деградацию: нынешняя молодежь отказалась от высоких идеалов, ставит перед собой приземленные задачи.

Для других и индивидуализм, и меркантилизм – это абсолютно нормальная реакция молодого поколения на изменение социально-политических условий в стране, вполне уместная в настоящее время.

Как показывают исследования социологов, большинство людей считает материальное благополучие основной целью современной молодежи, лишь немногие ставят перед собой задачу самореализации, т.е. получить образование, сделать карьеру, проявить себя. «Интересы же современной молодежи ограничиваются исключительно выпивкой, курением и тунеядством: о том, что основной жизненной целью является безделье, говорят 6% опрошенных, удовольствия и развлечения называют 4 %. Именно этому образу чаще всего противопоставляется образ спортивной, организованной и воспитанной молодежи советского периода. Оценивая жизненную позицию сегодняшней молодежи, 44% респондентов отмечают, что большинство молодых людей предпочитают плыть по течению, 32% - преобладает целеустремленная молодежь, и 16% - тех и других – равное количество. При этом молодые люди несколько выше оценивают целеустремленность своего поколения. Что же касается ценностных ориентаций молодежи 70-80х годов, то 75% респондентов уверены, что тогда большинство молодых людей были целеустремленными, и только 12% - что большинство плыло по течению» (Гвоздева Е., 2005, с.: 134).

Примечательно, что, как свидетельствуют результаты фокус-групп и интервью с экспертами, под целеустремленностью молодежи советского времени значительная часть респондентов подразумевает наличие определенных идеалов, а под целеустремленностью современных молодых людей – ориентацию на достижение конкретных результатов, прежде всего – сугубо практических.

В этом контексте следует обратиться к результатам социологического исследования субкультуры в области физической культуры. Изучение функционирования спортивной субкультуры, представленной различными формальными группами и объединениями, позволяет выявить общие черты и различия в структуре и содержании многообразных форм организации ими своей социокультурной жизни. Исследование социальных отличий спортивных групп среди молодежи выявляет особенности социального и культурного самосознания юношей и девушек, их ценностные ориентации, возможности реализации свободного и учебного времени.

Согласно исследованию Е.Ю. Артюшиной (2006, с.: 135), структура спортивной субкультуры представляет собой совокупность различных видов деятельности, направленной на удовлетворение духовных потребностей в общении, образовании, любительских занятиях, профессиональной занятости. Как отмечает автор исследования, в ходе анализа особенностей спортивной субкультуры особый интерес представляли ценностные ориентации участников (спортсменов, студентов), так как именно содержание ценностного сознания является одной из сущностных характеристик, а также самоидентификация (осознание) спортсменами себя как представителей спортивной субкультуры.

В ходе данного исследования были выявлены устойчивые базовые представления, отражающие иерархию ценностей в сознании респондентов. В число наиболее значимых положений для членов спортивной субкультуры входят следующие: проявление спортивного фанатизма, потребность включенности в какой-либо спортивный клуб, тяга к постоянному общению друг с другом, а также разделение всех людей на «мы» и «они». Можно предположить, что конкретное содержание собственной спортивной деятельности оказывает существенное влияние на определение значимости ценностей.

Как установлено Е.Ю. Артюшиной (2006, с.: 135), в условиях субкультурной дифференциации спортивная группа стабильна и жизнеспособна, так как создает своим членам возможность для самореализации и творчества, обеспечивает их социальную психологическую защищенность и адаптацию, объединяет молодых людей, заинтересованных и вовлеченных в спортивный стиль и образ жизни. Спортивная субкультура, как и другие, дает возможность принадлежать к сплоченной группе спортивно настроенных людей, вызывая у них чувство «мы», ощущение единства. Большую роль играет элитарность и оценивание действий со стороны общества; многих привлекает внешняя атрибутика спортивной субкультуры. Спортивная субкультура помогает выстроить образ «Я», насытить жизнь, повысить свой социальный статус, избавится от чувства «я – никто», самореализоваться. Отсюда следует, что положительная девиация в сфере физической культуры прививает человеку принятые обществом социальные нормы и ориентационные ценности современности.

 

Физическая культура личности

Физическая культура, так же, как и общая культура, имеет две части – предметную и личностную. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных реалий, так и в форме личностного достояния человека, занимающегося физическими упражнениями.

Ю.М. Николаев (2003, с.: 12) обращает наше внимание на то, что физкультурная деятельность (и ее специфические виды) как условие воспроизводства человека во всей целостности его духовно-физического существования составляет сущность и основу формирования физической культуры. Она является одним из основополагающих видов человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, играющей на разных этапах его развития (онтогенеза) различную, но весомую роль.

Современное понимание сущности физических упражнений (основного элемента физкультурной деятельности) должно рассматриваться в единстве его моторной и неизменно духовных сторон (познавательной, проектно-смысловой, эмоционально-оценочной), имеющих большие возможности в развитии одновременно как организма, так и личности занимающихся, то есть в воспитании целостного человека.

Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный (ЛубышеваЛ.И.,1997, с.: 25).

Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К таким полезным результатам можно отнести:

· полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;

· саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;

· возросшую физическую работоспособность;

· пропорционально развитое телосложение и осанку;

· физкультурные знания;

· нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека;

· волю к жизни и активной деятельности;

· способность преодолевать трудности, как физические, так умственные;

· желание и стремление самореализоваться в своей жизни, достичь каких-либо высот, оставить память о своих достойных поступках в назидание будущим поколениям;

Данный аспект правомерно отождествляется с понятием «личная физическая культура», так как он полностью персонифицирован в личности занимающегося в виде его собственного достояния и достижения.

Термин «физическая культура личности» можно выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом и духовном самосовершенствовании.

Личностное развитие физической культуры человека предполагает наличие двух моделей самореализации.

Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.

Неполнота выражения в физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность ею, ее результатами, что ведет к ограничению культурного пространства жизнедеятельности. Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования, физическая культура личности как деятельностная категория проявляется в трех основных направлениях:

Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», обеспечивает ее стремление к творческой «самореализации», самосовершенствованию.

Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного самовыражения индивида, проявлением творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда.

В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе деятельности в физкультурно-спортивной, общественной, профессиональной, рекреационной, реабилитационной и других сферах жизни.

Эта идея подтверждается словами Ю.М. Николаева (2003, с.: 4-5) о системно-структурном характере феномена физической культуры, который позволяет рассмотреть ее сущность и способы функционирования на различных уровнях досуга, где выделяются отдых и движение, развлечения, просвещение, творчество, праздник. «Анализ показывает, что все виды физкультурной деятельности (рекреационной, реабилитационной, образовательной, спортивной, адаптивной) принимают активное участие в реализации содержательной стороны всех уровней досуга. При этом прослеживается общая тенденция, свидетельствующая о том, что в процессе жизнедеятельности индивид переходит от простых форм активности (физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации) к более сложным (физкультурной спортизации, физкультурному образованию), от потребления (освоения) культуры – к созданию многообразных культурных ценностей в сфере физической культуры, от индивидуальной деятельности – к социальной».

Следовательно, физическая культура в силу своей полифункциональности пронизывает все уровни досуга и является неотъемлемым компонентом свободного времени. Она играет весомую роль не только в восстановлении, поддержании, развитии, но и в совершенствовании физических и духовных способностей человека. Тем самым она принимает участие в выполнении основных функций свободного времени: антропологической (связанной с восстановлением физического и душевного равновесия), социальной (связанной с осознаванием и удовлетворением более сложных потребностей), культурно-воспитательной (способствующей повышению общей культуры, формированию нравственных и эстетических начал).

Здесь прослеживается подход к свободному времени, связанный с реализацией в его рамках всех сущностных сил человека. Чем шире кругозор личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективного мира, так как она сама начинает творить общественные отношения, становится более рассудительной, то есть – объективной.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!