Физическая культура как феномен общей культуры



В процессе эволюции человек преобразовывал окружающую природу, пытался совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами, принятыми в обществе, он занимался культивацией своего внутреннего и внешнего миров. Исходя из этого положения, можно определить физическую культуру как способ и меру преобразования человека, его собственной духовной природы и двигательных способностей, которые определяют его пространственно-временные характеристики в материальном мире.

В советское время физическая культура приобрела специфический функциональный оттенок, она являлась только инструментом подготовки народа к труду. Г.Д. Харабуга (1974, с.: 15) дает одностороннее понятие этому явлению, «Физическая культура – это совокупность всех достижений общества, оказывающих влияние на физическое развитие и физическое образование, а также сам процесс деятельности людей в этой области».

В.М. Выдрин (1986, с.: 5) отразил смысл понятия более полноценно: «физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Это такая область деятельности, которая удовлетворяет потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности и, прежде всего, к труду».

Однако, рассматривая феномен физической культуры, следует, прежде всего, принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры, то есть многоплановый целостный элемент, имеющий нравственный, интеллектуальный, эстетический спектр культуры, связанный с человеческой телесностью и духовностью. Ближе всех к осознанию духовной компоненты в физической культуре подошел Б.А. Ашмарин (1990, с.: 9): «физическая культура – есть процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования общества».

В наше время многие исследователи пришли к мнению, что физическая культура оказывает видимое воздействие не только на физическую компоненту человека, но и формирует его внутреннее мировоззрение – компоненту личности человека. В.К. Бальсевич (1988, с.: 23) отмечает, что физическая культура является «естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека». Более того, как доказывает Н.Н. Визитей (1989, с.: 34-45), она является «самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке». Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Ю.М. Николаев (1997, с.: 2-6) пишет, что «становление физической культуры в обществе целесообразно рассматривать как смену качественных состояний развивающегося объекта». Под влиянием научно-технической революции в ней происходит процесс сложных изменений. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры. Совершенствуется сущность физической культуры, связанная с предъявлением к ней требований гармоничного сочетания физических качеств с рядом способностей психического и интеллектуального порядка. Деятельность в ее сфере носит творческий характер.

Физическая культура функционально приспосабливается к развивающимся потребностям общественно-экономической системы, в связи с чем, в ее сфере формируются разнообразные специфические виды человеческой деятельности. Совершенствуются отношения между компонентами физической культуры. Физическая культура становится системой, приобретает сложную структурно-функциональную организацию как закономерный итог развития системы физического воспитания (не исключающий ее).

С другой стороны, как утверждает А.П. Матвеев (1998, с.: 22), создававшаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, практически не готового к интенсивным изменениям в обществе, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. В силу этого, происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества поставило задачу не только преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, но и преобразования самого человека – его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.

Перспективные предпосылки развития физической культуры, связанные с ее общекультурными, мировоззренческими ценностями, в силу ряда объективных и субъективных факторов (идеологизация, дегуманизация, жесткая регламентация учебных программ, педагогический авторитаризм), в прошлом не находили должного отражения в формировании физической культуры человека как в системе образования.

Развиваясь в рамках этой системы, физическая культура теряла собственно социокультурные функции. Такая трансформация из феномена культуры в «насильственный элемент» воспитания нашла свое воплощение, в том числе, и в особенностях развития физической культуры как социального явления, которая, развиваясь в парадигме «не физическая культура для человека, а человек для физической культуры».

Наблюдаемое в связи с этим практическое отчуждение физической культуры от самого человека, от его индивидуальных мотивов и потребностей и, следовательно, от активного отношения к своей физической природе, от возможностей полноценно овладевать и в последующем использовать предметно-ценностное ее содержание, предопределило в обществе пассивное отношение к физической культуре как явлению культуры. Поэтому сегодня ставиться задача реабилитации имиджа физической культуры в обществе.

 

Ценности физической культуры

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Огромное влияние занятие физическими упражнениями оказывает на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, морфофункциональные структуры, а так же на развитие духовности (ЛубышеваЛ.И., 1997, с.: 23). Важным аргументом в пользу значимости физической культуры для всестороннего развития человека может стать осмысление ценностного потенциала этого феномена.

Ценность – это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом. Они существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеют свою специфическую систему ценностей (Лубышева, Л.И., 1997, с.: 22).

Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для формирования личности человека.

Очень удачно Б.А. Ашмарин (1990, с.: 9-10) определяет материальные и духовные ценности физической культуры. Под материальными ценностями понимаются разнообразные сооружения для занятий, специальный инвентарь и оборудование, финансирование, уровень физического совершенствования людей (включая их спортивные достижения), под духовными – социальные, специальные, научные и практические достижения, обеспечивающие идеологическую, научную и организационную направленность системы физического воспитания. «Все материальные и духовные ценности составляют не только культурные традиции, помогающие судить о результатах деятельности общества в сфере физической культуры, но и стимулируют их использование, а, следовательно, и дальнейшее пополнение», именно в этих словах Б.А. Ашмарина слышна идея о социальной ответственности физической культуры как элемента всеобщей культуры человечества. 

Однако, говоря о ценностном потенциале физической культуры, необходимо иметь в виду два уровня ценностей: общественный и личностный – и представлять механизм преобразования общественных ценностей в личное достояние каждой личности (Лубышева Л.И., Бальсевич В.К.,1994, с.: 32-40).

К общественным ценностям физической культурыВ.К. Бальсевич относит накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления, лучшие образцы моторной деятельности, спортивные достижения – все то, что создано людьми для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни (Бальсевич В.К., 1995, с.: 2-7).

К валеологическим ценностям физической культуры следует отнести накопленные теорией и методикой знания об использовании физических упражнений для эффективного физического развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости. По словам Л.И. Лубышевой (1997, с.: 23), «валеологические ценности физической культуры – это возможности для формирования мотивации, интереса, потребности в бережном отношении человека к своему здоровью». Интегративностьвалеологических ценностей обосновывается включением в их содержание ценностей двигательного характера: умений и навыков, физической подготовленности, работоспособности – всех этих качеств, существенно определяющих состояние здоровья человека.

Мобилизационные ценности физической культуры также имеют явную валеологическую направленность: самоорганизация здорового стиля жизни, умение противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды – результат освоения валеологических ценностей физической культуры (Лубышева Л.И., Бальсевич В.К., 1994, с.: 32-40).

Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, поэтому все ценности, присущие ее являются ориентационными для человека, то есть мировоззренческими.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 529; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!