Александр I как человек и самодержец: черты личности и особенности характера



12 марта 1801 г. на российском престоле в возрасте 23 лет и 3 месяцев оказался старший сын Павла Александр I.

Он родился 12 декабря 1777 г. на радость бабушке Екатерине II. В метрическом свидетельстве великого князя Александра отмечалось, что ребенок находится в прекрасном состоянии здоровья, ребенок был крупнее обычного.

Воспитанием своего внука Александра, как и Константина, родившегося в 1779 г., занималась бабушка Екатерина II. Она забрала своих внуков у великокняжеской четы. Первое время общий надзор за ними был поручен генерал-аншефу графу Николаю Ивановичу Салтыкову. Особенно велика в образовании великого князя была впоследствии роль швейцарца республиканских убеждений Цезаря Фредерика Лагарпа, бывшего при Александре на протяжении 12 лет (1783–1795). Именно его Александр I считал своим духовным отцом.

В начале 1795 г., когда был удален Цезарь Лагарп, Александр перестал учиться, но его личность уже вполне была сформирована. Он думает о будущем России и своем собственном, так как его положение при Екатерине остается двусмысленным. Повзрослев, великий князь командует одним из гатчинских батальонов Павла Петровича, возвращаясь по вечерам в Петербург к большому двору Екатерины.

Довольно рано он стал задумываться о прелестях приватной жизни обеспеченного человека где-нибудь на берегах Рейна или Женевского озера, в окружении друзей, погрузившись в изучение природы.

Судя по документам, великому князю были свойственны леность, праздность, скрытность, хитрость, актерство. Он был близорук, глуховат, слезлив. Физические упражнения его также не привлекали.

Брак, подготовленный Екатериной II также хлопотливо и поспешно, не стал счастливым. Брак был заключен с дочерью маркграфа Карла Баден-Дурлахского принцессой Луизой Марией Августой (родилась в Карлсруэ 13 января 1779 г.).

31 октября 1792 г. в Россию прибыли на смотрины баденские принцессы. Александр обратил внимание на старшую, Луизу, высокую стройную девушку с голубыми глазами 14 лет.

Бракосочетание состоялось 28 сентября 1793 г., когда Елизавете не исполнилось 15, а Александру 16 лет. Но сами подростки не были в восторге от семейной жизни. Елизавета была неловка и застенчива. При дворе сразу же начались интриги. Платон Зубов, последний фаворит Екатерины II (на 42 года моложе), афиширует свою страсть к Елизавете. Она уклоняется.

Семейная жизнь Александра I не удалась. Сбылась, однако, рус-ская примета, предвещавшая несчастье. От Елизаветы Алексеевны Александр I имел двух дочерей, умерших в младенчестве. Первой 18 мая 1799 г. родилась княжна Мария Александровна, но через год и два месяца, 27 июля 1800 г., она умерла от той же болезни, от которой скончается и Александр Павлович, – восполение мозга. Это был трудный психологически период в жизни

Елизаветы, заполненный тайными письмами к матери с обличением произвола Павла I и желанием “революции”.

 Когда Александр Павлович нашел ее письма к подруге, он потребовал объяснений. Впрочем, пограничной полосой между супругами пролегла ночь с 11 (22) на 12 (23) марта 1801 г. В отличие от Александра Павловича, она смогла сказать открытое “да” и перевороту и убийству Павла I. По мнению некоторых современников, среди пьяных военных, заполнивших Михайловский замок, непродолжительное время она была единственной властью.

К супруге Александр Павлович постепенно охладел, причем Мария Федоровна во многом считала это виной самой слишком язвительной и умной невестки.

Близость Александра I с супругой обер-егермейстера Дмитрия Львовича Нарышкина началась с 1801 г. Отношения окрепли после возвращения Александра I из Аустерлица в 1805 г. Именно с ней он попытался создать семью частного человека, любимой женщине было запрещено вести разговоры о политике.

Императрица Елизавета Алексеевна, горько переживая непостоянство и легкомыслие супруга, продолжала любить Александра Павловича, который в тяжелые минуты вновь шел с ней на сближение. Гром пушек в ночь с 3 на 4 ноября 1806 г., возвестивший о рождении ребенка, не изменил ситуации. Вновь родилась девочка. Вторая дочь умерла в 1808 г. Немногим пережив супруга, императрица Елизавета Алексеевна тихо скончалась во сне 4 мая 1826 г. по пути из Таганрога в Москву в Белёве.

Наше представление об императоре Александре I во многом связано с язвительными эпиграммами А.С. Пушкина. Александра Павловича молодой Пушкин не уважает, он для него цареубийца, незаконно занявший престол. Поэтому Александр I и “плешивый щеголь, враг труда” и “кочующий деспот”, да еще к тому же

Александр имел много недостатков. Но, как показывают конкретные исследования, основанные на первоисточниках, лодырем император не был, да и в двенадцатом году проявил твердость духа, отказавшись пойти на мировую с Наполеоном.

А.И. Михайловский-Данилевский в своем дневнике от 25 сентября 1815 г. описывая поведение императора в Люре, где он остановился на пути из Дижона в Базель, отмечает как много трудиться император.

Это Александр-победитель 1815 года. Но и раньше государственные дела поглощали все его человеческое существование. Может быть, он и был “лукавым”, Александр I отнюдь не был “владыкой слабым”. Историк А.Н. Сытин, характеризует Александра I как государственного деятеля, вполне отмечал, что он сознавал свой высокий долг "перед Богом и Отечеством" и прилагал к его осуществлению свои недюжинные способности. Он не знал вспышек безумной энергии, как Петр I, или гнева, как у Павла I. Но он умел добиваться поставленной цели, дожидаться своего часа. У него была огромная, редко встречающаяся у власть имущих сила пассивного сопротивления влиянию людей и обстоятельств.

33. Культура России в первой четверти ХIХ века: Образование, деятельность Министерства народного просвещения, цензура

В первой четверти XIX века круг образованных лиц в России значительно расширился. Просвещение стало доступно не только высшему, но и среднему дворянству, а так же разночинцам.

В начале царствования Александра II были проведены реформы в области образования.

В 1802 году создано Министерство народного Просвещения.Министерство руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями. С 1803 года в ведении министерства находилась Императорская Академия наук.

В 1804-1826 годах Министерство народного просвещения осуществило цензуру печатных изданий, через специальные цензурные комитеты, созданные при университетах. В 1826 году для этой цели было создано специальное ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНЗУРЫ.

 В 1804 году Россия была разделена на шесть учебных округов. Центрами округов стали университеты: Московский, Дерптсикй (1802), Виленский, Харьковский и Казанский (1804), Санкт-Петербургский (преобразован в 1819 из Главного Педагогического института).

Позже наряду с университетами появились специализированные учебные заведения: Межевой, Лесной и Педагогический Институты, Техническое училище, Земледельческая школа.

В губернских городах открывались гимназии, в уездных – уездные училища. Образование для крестьян ограничивалось церковно-приходскими школами.

Система народного просвещения постоянно испытывала влияние общественно-политической обстановке в стране. В 1817 году Александр I увлекся мистицизмом, Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с председателем Библейского общества князем А.Н. Голицыным. В 1819 году во всех университетах введен курс богословия и учреждены соответствующие кафедры.

В том же году чиновник Министерства духовных дел и народного просвещения М.Л. Магницкий провел ревизию Казанского университета . Уволены 11 профессоров и из библиотеки убраны вольнодумные книги, усилен контроль за студентами. Став попечителем Казанского университета Магницкий перестроил учебный процесс на основах православного благочиния: ликвидировал преподавание естественного права и новейшей истории, расширил изучения богословия. На этих же началах он планировал перестроить все университетское образование в целом. Однако с воцарением Николая IМагницкий был отстранен от должности и реализовать его преобразования так и не получилось.

В 1810 г. на основании Положения от 12 августа 1810 г. был учрежден привилегированный Императорский лицей в Царском Селе с целью “образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной”. Лицей был открыт 19 октября 1811 г.

Ришельевский лицей в Одессе возник на базе частного пансиона, взятого под покровительство градоначальником Одессы Э.О. Ришелье в 1803 г. В 1805 г. пансион стал называться Благородным воспитательным институтом, а в 1817 г. вместе с Коммерческим училищем преобраз-ван в лицей (на его базе в 1865 г. был открыт Новороссийский университет).

В 1805 г. на пожертвования частных лиц была образована Высшая волынская гимназия в г. Кременец Волынской губернии. Ее целью было распространение польской культуры среди украинского населения и подготовка чиновников для Волыни. Переименованная в 1817 г. в Лицей, она была закрыта в связи с Польским восстанием 1830–1831 гг. (его учащимся была предоставлена возможность для продолжения образования в Киеве)..

Позднее на средства, оставленные князем А.А. Безбородко, был открыт как Гимназия высших наук будущий Нежинский лицей (с 1832 – физико-математический, с 1840 г. – юридический лицей).

Был создан также и ряд специальных учебных заведений – Институт инженеров путей сообщения (1810), Московское коммерческое училище (1804) и др.

Средняя школа. Гимназии. В 1804 г. был принят Школьный устав и проведена реформа среднего образования, в соответствии с которой народные училища преобразовывались в гимназии. 

Что качается цензуры, то первым запретом его политике был запрет на ввоз иностранной литературыв страну, возвращение вольным типографиям законного статуса. На правление Александра пришелся «либеральный» «первый цензурный устав 9 июля 1804 года. Ей задачей было рассматривать все книги и сочинения, которые готовились к напечатанию и распространению в обществе.

В документе сохранялась главенствующая роль министерства просвещения, церковные книги продолжали оставаться в ведомстве Синода, цензура для иностранных изданий была отдана почтамтам. Либеральный характер нового устава определялся также требованием толкования «двусмысленных мест» в пользу автора сочинения.

Полиция продолжала вмешиваться в дела цензуры, на периодические издания часто оказывалось давление, появление новых журналов и газет было затруднено[35]. Добиться результата, заявленного в уставе, не удалось, и в рамках цензурной реформы в 1826 году был принят новый устав

34. Культура России в первой четверти ХIХ века: Наука.

Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика "просвещенного абсолютизма", которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) построил новую, неевклидову геометрическую систему. Николай Николаевич Зинин (1812-1880) - ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 -1834) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 -1874) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799-1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

Первая половина XIX в.- время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических общедоступных трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766-1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью и в течение нескольких лет упорного труда сумел добиться крупных успехов. Первые 8 томов его "Истории Государства Российского" вышли в 1816-1817 гг., последний, 12-й том - в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий для него был основным приемом объяснения исторических событий. "

Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

В 1803-1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770- 1846). Он командовал кораблем "Надежда". Другим кораблем, "Нева", командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773- 1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством ФаддеяФаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852). Он командовал шлюпом "Восток". Командиром "Мирного" был Михаил Петрович Лазарев (1788- 1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними "льдинный материк". Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I . В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головкиным (1776-1831) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головкина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головкина Федор Петрович Литке (1797-1882) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814-1876). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта "Байкал". На нем он в 1848-1849 гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

 35. Культура России в первой четверти ХIХ века: Литература

XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Именно в этот период закладывались основы будущего литературного расцвета. Значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов — дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения и т.д. Были и «безмундирные» — Пушкин, Карамзин.

Характерной особенностью литературной жизни первой половины XIX века стала журналистика. И действительно, новые произведения русских писателей могли увидеть свет прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

 «Северный вестник» (1804–1805) И. И. Мартынова, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный Меркурий» (1805) и «Цветник» (1809–1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, «Русский вестник» С. Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т. п.

Большой популярностью пользовалась эпистолярная форма изложения (то есть форма письма).. Огромные архивы эпистолярной литературы (писем Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского и др.). В журналах постоянно печатались всякого рода «письма»: «письма путешественников», «письма» политические, исторические, этнографические. «Письма из Каира», «Письмом в Тверь», за «Письмом к издателю» следовал ответ, а затем «Ответ на ответ» и т. д.

Большое место среди литературных публикаций уделялось поэзии. В первой половине XIX века торжественные оды уступают место лирическим стихотворениям, мадригалам, а также эпиграммам и памфлетам.

Одним из наиболее популярных периодических изданий начала XIX века был журнал «Вестник Европы», редактируемый Н. М. Карамзиным. Журнал был задуман как общественно-политический и литературный орган, призванный познакомить русских читателей с общественной и культурной жизнью Европы. К участию в журнале Карамзин привлек наиболее выдающихся литераторов тех лет: Державина, Хераскова, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Жуковского, В. Л. Пушкина. В журнале был опубликован ряд повестей и самого Карамзина: «Моя исповедь», «Рыцарь нашего времени», «Марфа Посадница» и др.

В 1803 указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя, одно из первых крупных исторических произведений, при создании которого Карамзин заботился и о создании языка.

В 1804 году, после ухода Карамзина «Вестник Европы» постепенно меняет свое лицо, только во время непродолжительного руководства Жуковского журнал обновляется свежими силами. С 1811 года и до закрытия журнала редактором его стал М. Ткаченовский, при котором «Вестник Европы», в связи с обострением франко-русских отношений, занимает антифранцузскую позицию. В журнале все больше места отводится статьям по истории России, в которых идеализируются патриархальные черты русского быта.

Еще в конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма, (от французского слова sens, - чувство). Сентиментализм как художественное течение, порожденное процессом борьбы с абсолютизмом. Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы.

В России одним из первых произведений такого рода было знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1790). «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800), «Путешествие в полуденную Россию».В. Измайлова и «Другое путешествие в Малороссию» Шаликова (1804). Популярность этого жанра объяснялась тем, что автор мог здесь свободно излагать мысли, которые порождали новые города, встречи, пейзажи. Размышления эти отличались большей частью повышенной чувствительностью и морализмом.

Наряду с описанием «жизни сердца» писатели-сентименталисты уделяли большое внимание вопросам просвещения. При этом «учительская» воспитательная функция литературы признавалась важнейшей.

Наиболее полное выражение русский сентиментализм нашел в творчестве Карамзина: «Бедную Лизу», «Записки путешественника», «Юлию» и ряд других повестей.

Сентиментализм обогатил русскую литературу языковыми преобразованиями. Особенно значительна в этом отношении была роль Карамзина. Однако предложенные им принципы формирования русского литературного языка вызвали яростную критику со стороны консервативных литераторов и послужили поводом для возникновения так называемых «споров о языке», захвативших русских литераторов в начале XIX века.

Споры о языке.

Дискуссия разгорелась по вопросу о литературном языке и стилистике. Две крайние позиции в этом споре были представлены Н. М. Карамзиным и А. С. Шишковым.: «шишковистов» и «карамзинистов». Карамзин стремился сблизить литературное изложение с разговорной речью. Предлагаемые Карамзиным нововведения должны были упростить и осовременить русский литературный язык, освободив его от церковнославянских слов и выражений, послужить созданию литературного языка, понятного значительно более широким и демократическим кругам, нежели раньше. Но вместе с тем Карамзин был противником широкого использования народной речи.

Против нововведений Карамзина выступил А. С. Шишков. В начале XIX века Шишков выступил как защитник старославянской основы русского литературного языка. Писатели, по его мнению, должны, не заимствуя иностранных слов и выражений, заменять их словами, образованными от славянского корня

Хотя спор между шишковистами и карамзинистами шел как будто по специальным вопросам языка и стилистики, тем не менее он превратился в политическую дискуссию.

В ходе полемики группа единомышленников Шишкова объединилась в кружок под названием «Беседа любителей русского слова», выпускавший свой журнал «Чтения беседы любителей русского слова».

В ходе полемики складывался новый строй литературного языка, освобожденный как от устаревших славянизмов Шишкова и его последователей, так и от неологизмов и галлицизмов (заимствования из французского языка), порой излишне широко употребляемых карамзинистами. Кроме того, в литературных спорах набирала силу и крепла русская критика.

Отечественная война 1812 года оказала огромное влияние на духовную жизнь России. Многие писатели стали непосредственными участниками военных событий (Д. Давыдов и Ф. Глинка).

Денис Васильевич Давыдов. Стихи его быстро получили признание, они звучали и в великосветских гостиных, но в стихах лихого кавалериста начала проявляться острая политическая сатира (басни «Голова и ноги», «Орлица, Турухтан и Тетерев», 1803). Под непосредственным впечатлением военных событий Д. Давыдов написал «Дневник партизанских действий».

Ф. Н. Глинка. Огромный успех имели его письма с театра военных действий 1812 года. Стихи Глинки носили в основном гражданский и патриотический характер. Одним из лучших его произведений была «Военная песня», также написанная под впечатлением событий 1812 года и пользовавшаяся огромным успехом среди молодежи.

Ополченцем стал и молодой поэт В. А. Жуковский, который находился невдалеке от Бородино в момент сражения и затем вместе с армией отошел в Тарутино.

Наряду с литературой влияние военных событий сказалось и на русской журналистике. Военная тема заняла главное место на страницах газет и журналов, возникали и новые органы, призванные отразить события, волновавшие всю страну.

В августе 1812 года в среде петербургских литераторов возник замысел нового патриотического журнала, который отражал бы ход военных действий и настроения русского общества. Таким журналом стал основанный Н. И. Гречем «Сын Отечества» (1812–1840). Тема защиты России от иноземных захватчиков, например, широко освещалась на страницах московского журнала «Русский вестник», издаваемого С. Н. Глинкой, братом Ф. Н. Глинки, «Вестника Европы» и др.

Большое политическое значение имела публикация басен Крылова «Волк на псарне», «Обоз», «Ворон и курица» и др. Значение их возрастало еще и потому, что Крылов писал свои исполненные едкой иронии басни по следам конкретных военных событий.

К басням Крылова в плане политической сатиры примыкал и иллюстративный материал. События 1812 года вызвали появление и расцвет нового жанра — патриотической карикатуры. Художник А. Венецианов в целой серии рисунков высмеял Наполеона с его претензиями на мировое господство и «великую армию» французского императора, страдающую от голода и холода и бегущую под мужественным натиском русских воинов.

Романтизм как художественное направление возник в ряде европейских стран на рубеже XVIII и XIX веков. Важнейшими вехами, определившими его хронологические рамки, стали Великая Французская революция 1789–1794 годов и буржуазные революции 1848 года.

Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

В творчестве романтиков-декабристов представление у, о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер — это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский.

Представителями романтизма можно назвать Рылеева «Войнаровский», «Наливайко», его «Думы», повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее — «Песнь про купца Калашникова» и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты — периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова — с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев:  «Ревельский турнир» он так изображал живописный вид Ревеля,

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783–1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования — любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы :«Вечер» .

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания («Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»).

Баллады занимали одно из центральных мест в творчестве Жуковского. Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Политическая направленность общественных интересов, проникая в литературную среду и сочетаясь с романтическими тенденциями, выражалась в вольнолюбивых мотивах творчества ряда поэтов и писателей 1815–1825 годов, в тематике журнальных публикаций, в образовании литературных обществ, в которых обсуждались все волнующие вопросы современности. Литературная жизнь сочетается с жизнью общественной, становится ее фактором. Особенно ярко это проявилось в деятельности таких литературных обществ, как «Арзамас», «Зеленая лампа», «Вольное общество любителей российской словесности».

Первым из них был «Арзамас», возникший в 1815 году в ходе литературной дуэли между Шаховским, приверженцем «Беседы» Шишкова, и Жуковским. Мысль о создании дружественного литературного кружка зародилась еще раньше.

Другим литературным обществом, возникшим в Петербурге в 1819 году, была «Зеленая лампа». В основе общества, так же как в Арзамасе, находился дружеский литературный кружок, собиравшийся на квартире Никиты Всеволожского (угол канала Грибоедова, бывш. Екатерининского, и Театральной пл.).

После закрытия «Зеленой лампы» в конце 1819 или начале 1820 года ее роль перешла к «Вольному обществу любителей российской словесности». Общество было создано в 1816 году по инициативе братьев Боровковых как легальная литературная организация. В 1817 году общество решило издавать журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

Дальнейшее развитие русского литературного романтизма, отличавшегося более активным характером, связано с деятельностью писателей, ставших затем членами декабристского «Северного общества», — Александр Бестужев, Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер; к этому же направлению относится и поэзия Пушкина 20-х годов.

Романтизм был также присущ творчеству и других писателей-декабристов: В. К. Кюхельбекеру, А. А. Бестужеву (литературный псевдоним А. Марлинский). Герои их произведений то исполнены томной грусти, разочарования, томительных предчувствий, то поражают читателя неистовым взрывом страстей.

В конце 1820 года А. Бестужев посетил Ревель (современный Таллин) и описал это в «Поездке в Ревель», напоминающей «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева.

Это произведение открыло целый цикл «Ливонских повестей» Бестужева: «Замок Венден» (1823), «Ревельский турнир» (1825), «Кровь за кровь» (1825). Сказочная основа их отмечена резким противопоставлением добродетельных и злых героев.

Наиболее ярким романтическим периодом в творчестве великого русского поэта были годы, проведенные в южной ссылке. Пушкин в это время в своих вольнолюбивых стихах воспевал героику борьбы за свободу.(«Евгении Онегине»).

Это стремление к изображению необычного в природе и обществе, определяющего духовный мир людей, нашло выражение в таких поэмах, как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». «Братья-разбойники» - конфликт главных героев с обществом Художественной вершиной вольнолюбивой романтики Пушкина стали «Цыганы».

36. Культура России в первой четверти ХIХ века: Искусство

В первой половине ХIХ в. эстетическим началом были пронизаны почти все стороны жизни. Оно определяло манеру поведения человека, его восприятие современности. В эстетическую сферу входили философия, история, медицина, география.. Стали возникать различные общества, газеты, связанные с искусством. В 1801 г. рождается “Вольное общество любителей словесности, наук и художеств”, в 1807 г. впервые выходит “Журнал изящных искусств”, в 1820 г. создается“Общество поощрения художников”. Образуются художественные центры и в провинции.

. Небывалый расцвет зодчества, живописи опередил музыку и поэзию. Пластическими искусствами широко увлекались в обществе. Академии художеств и Общества поощрения художников посещались людьми разных сословий.

Театр

Особенную роль в культуре начала XIX в. в общеевропейском масштабе сыграл театр. Театрализуется эпоха в целом. Всем видам зрелищ Александр I предпочитал парад. Император был равнодушен к драматическому и оперному театру, но поощрял театральное искусство, понимая его возрастающее значение в жизни верхних слове общества.

Во второй четверти ХIХ в. все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр. В 1824 г. в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: драматическая – Малый театр и оперно-балетная – Большой театр. В Петербурге в 1832 г. открылся Александринский театр.

В 1801 г. была возобновлена итальянская опера; в 1803 году русская оперная труппа была отделена от драматической. А по окончании наполеоновских войн возобновились спектакли и французской оперы. В балете тоже становилось все более заметным французское влияние. Большим авторитетом в столичном балете пользовался Ш.Л. Дидло – французский артист, балетмейстер, педагог. В 1823 г. Дидло поставил балет “Кавказский пленник, или Тень невесты” – по мотивам поэмы Пушкина.

Вначале XIX века в Петербурге возникло “Музыкальное собрание” – своеобразный музыкальный клуб, членами которого были сам император, его семья и вся российская знать. Кроме платных публичных концертов состоятельные люди устраивали у себя домашние концерты. Давались концерты и в разных учебных заведениях с участием их воспитанников.

В 1802 г. было создано музыкально-благотворительное “Филармоническое общество”. Музыкальная жизнь особенно активно протекала в Петербурге. Музицирование, беседы о музыке были обычным явлением в домах музыкального критика В.Ф. Одоевского, поэта В.А. Жуковского, крупного чиновника М.Ю. Виельгорского.

Архитектура.

Первая треть ХIХ в. отмечена необычайным размахом русского градостроительства. В Александровскую эпоху русская архитектура достигла своей вершины, став самой лучшей в мире. Теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания.

Стиль классицизм в архитектуре переживал новый этап, названный высоким классицизмом, или ампиром – (от франц. empire – империя) – завершение развития классицизма в первой трети ХIХ века. Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры.

 К началу ХIХ в. Петербург стал развитым европейским городом. На рубеже XVIII-XIX вв. административным центром столицы окончательно стал район трех нынешних площадей: Исаакиевской, Сенатской и Дворцовой.

Главным выразителем идей русского ампира был К. Росси (1775–1849). Архитектор построил 13 площадей и 12 улиц в центре Петербурга. Им был создан Михайловский дворец (1819–1825, ныне Русский музей). Росси оформил Дворцовую площадь (1819–1829), Триумфальную арку в честь победы в войне с Францией - она завершила окончательный вид Дворцовой площади. Архитектор создал также театральный ансамбль, построив здание Александринского театра, прилегающую к нему площадь и Театральную улицу.

Крупнейший архитектор этого времени А.Н. Воронихин (1759–1814). Главное детище архитектора – Казанский собор (1801-1811).

Начало ХIХ в. ознаменовано созданием самых знаменитых ансамблей Петербурга, одним из которых являетсяАдмиралтейство. Его создателем был А.Д. Захаров (1761–1811).

Стрелка Васильевского острова – восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге – один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города, пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.

В 1805–1810 годах архитектор Ж. Тома де Томон построил на пустой площади здание новой Биржи.. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны с аллегорическими фигурами у подножия, олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Крупнейшим сооружением созданным в столице империи стал Исаакиевский собор, построенный под руководством О. Монферрана (1818-1858).

В московском ампире отразились все новшества эпохи, но больше проступали национальные черты. Очень важно было совместить новые сооружения со старыми, древнерусскими. Эта задача была решена О.И. Бове (1784–1834). Была расчищена Красная площадь, возведены заново Торговые ряды. Бове создал ансамбль Театральной площади (1816–1825), построил Большой театр (1825). В 1827 г. был утвержден проект Триумфальных ворот в Москве в честь победы русской армии над Наполеоном.

Неосуществленным остался проект храма на Воробьевых горах в честь победы России в 1812 году, предложенный А.Л. Витбергом.

Живопись

Большое значение приобрела живопись, один из ведущих видов искусства, достигнув в ХIХ в. высочайшего расцвета.

В конце XVIII в. произошло рождение национального пейзажа. Одним из первых российских пейзажистов стал Ф.Я. Алексеев (1754–1824). Алексеев положил начало пейзажу города.: “Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной”, Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова”, “Красная площадь в Москве”.

В начале ХIХ века в живописи России складывается новый стиль – романтизм. Романтизм нашел свое выражение в пейзажах С.Ф. Щедрина (1791-1830). Художник обучался правилам живописи в Академии художеств. Он первым открыл для России пленэрную живопись.Пленэр (от франц. pleinair – открытый воздух) – работа художника не в мастерской, а на открытом воздухе. Щедрин писал, в основном, итальянские пейзажи: “На острове Капри” (1826), “Терраса на берегу моря” (1828). Щедрин вводит в свои пейзажи человеческие фигуры. Для него они служат выражению идеи извечной гармонии человека и природы.

Наиболее ярко новый романтический идеал воплотился в творчестве портретиста О.А. Кипренского (1782–1836). Портреты Кипренского раскрывают в человеке все лучшее и значительное: портрет А.А. Олениной (1828). Одним из лучших портретов художника называют портрет полковника лейб-гусаров Е.В. Давыдова (1809). В последний период творчества Кипренский создал лучший прижизненный портрет А.С. Пушкина (1827).

Вначале ХIХ в. в России сложился бытовой жанр в живописи. Предвестником его стали жанровые портреты В.А. Тропинина (1776–1857). Сам в прошлом крепостной, художник воплотил в образах крестьян, все самое лучшее: “Кружевница”, “Златошвейка”. К лучшим его работам относят портреты А.С. Пушкина (1827), сына (1818),

Родоначальником бытового жанра стал А.Г. Венецианов (1780–1847). Художник поэтизировал обыденные явления крестьянского быта: “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето” (1820-е).

Музыка

Один из наиболее любимых жанров музыкального искусства в первой четверти ХIХ в. – романс. Романсы конца XVIII – начала ХIХ в. – преимущественно лирические, окрашенные сентиментальными настроениями. Например, “Стонет сизый голубочек”, сочиненный композитором Ф.М. Дубянским на стихи И. Дмитриева.

Тесная связь с городским фольклором – одна из главных причин широчайшей популярности многих романсов. Так в поэзии и в музыке возник новый жанр, новый вид сочинений, который получил название “русских песен”. Первым крупным автором “русских песен” был Д. Кашин.

В 20-е гг. широко известно стало имя А.А. Алябьева. Он писал музыку для спектаклей петербургских театров, но прославился благодаря романсу“Соловей”. Прогрессивной чертой романтиков был интерес к народной жизни, к народному творчеству разных национальностей. Алябьев претворил этот интерес в своем творчестве. Примером тому могут служить его“Восточные песни”, сейчас любимые его романсы “Вечерний звон”, “Зимняя дорога”.

В целом, для художественной культуры первой половины ХIХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем: сентиментализм, романтизм, реализм; а также их одновременное сосуществование.

37. Внутренняя политика Александра I. Аракчеевское десятилетие.

После войны авторитет Александра I – «освободителя Европы» оказался очень высок. Это позволило ему вернуться к реформаторским замыслам.

Для этого десятилетия 1815-1825 г. внешняя политика - диктовала внутреннюю политику Александра. С 1819 г. - четкий переход к реакционной политике. Время расцвета шпицрутенов в России, время возвышения Аракчеева.

Александр I после войны 1812 г. замкнулся - живет одиноко в Санкт-Петербурге - во дворце на Каменном острове. В Царском Селе живет в разных крылах с женой Елизаветой Алексеевной. В прошлом и его связь с Марией Нарышкиной. .

С 1816-1819 гг. – освобождены крестьяне Остзейских немецких губерний (Эстляндии, Курляндии и Лифляндии) стали лично свободными, но земли не получили, превратились в арендаторов. Отмена крепостного права в Прибалтике была облегчена стремлением местных помещиков увеличить доходность своих хозяйств, тесно связанных с рынком. Низкая производительность крепостного труда препятствовала этому. Поэтому эстляндские помещики и стали ходатайствовать об отмене крепостного права.

В 1804 г. – изменено положение в отношении эстонских и латышских крестьян - установлен принцип, что продавать крестьян можно только с землей. Крестьяне -пользователи своих земельных наделов. Женщины были освобождены от телесных наказаний.

Там, где польские крестьяне получили свободу, но без земли - не знали, что делать с этой свободой (или работать на помещика, или идти в бродяги).

С 1816 г. – освобождены крестьяне в Эстляндии. В 1818 г. – реформа в Курляндии, это западная часть Латвии, по левому берегу Западной Двины.

В 1819 году освобождены крестьян в Лифляндии со столицей Рига. Крестьяне - лично свободные, но не имели права уйти далеко от имения (до 20 вёрст). Помещики сохранили право розгами наказывать свободных крестьян.

Реформа прошла. Александр задался реформами в целом для России и крестьянства. Поручает подготовку проекта освободительной реформы крестьян Канкрину и Аракчееву.

Аракчеев возвысился еще при Павле первом, служа в артиллерии. С 1808 года приближен Александром I. По замыслу Аракчеева государство должно было выкупать крестьян при переходе имений из рук в руки. Аракчеев также предложил освобождать крестьян за большой выкуп, чтобы не обидеть помещика. Если бы Александр пошел бы по этому пути, то где-то 1% крестьян в год он может быть выкупать у помещика. Выкуп бы растянулся бы на десятки лет, но Александр одобрил проект Аракчеева, но не представил его на рассмотрение в госсовет.

Возродились и конституционный проекты. В 1815 году царь объявил о даровании Конституции Польше. В 1818 году Александр произнес в Польском сейме речь, в которой выразил надежду распространить эти меры на всю империю. Таким образом Польша получила автономию в составе России и Конституцию. Наместник – великий князь Константин Павлович

Будущую российскую Конституцию – так называемую уставную грамоту Российской империи разрабатывал по поручению царя Н.Н. Новосильцев. По его проекту в России разрабатывался двухпалатный сейм, наделенный законодательными правами. Законы подлежали утверждению императором. Исполнительная власть-государственный совет и министры. Судебная власть становилась независимой.

Александр так и не решился ввести в оборот Уставную грамоту и начать освобождение крестьян.

Воплотившимся в жизнь проектом Александра стали военные поселения. Мысль о военных поселениях возникла еще до войны. Первый опыт был произведен еще в Белоруссии, в Могилевской губернии, идею поддержали многие, в том числе и Сперанский. Часть государственных крестьян переводилась на положение военных поселенцев, которые сочетали сельскохозяйственный труд с военным делом. Со временем планировалась перевести в такое состояние всю армию. Преимущества:

1. Армия проводилась на самоокупаемость, и бюджет получил значительное облегчение

2. Прекращались ежегодные рекрутские наборы, сопровождающиеся волнениями крестьян

3. Избавление основной массы крестьян от рекрутчины , по существу, превращало их в свободных людей.

По замыслу Александра I это должно было стать первым шагом на пути к отмене крепостного права.

Александр с подозрением относился к новому дворянству, к офицерам образца 1812 года, к духу либерализма. Хочет создать новое военное сословие в России из крестьян.

Улучшено положение народа, в частности солдат. Женатые солдаты будут поселены на землю и смогут жить в семьях.

Военные поселения – спецальные поселки. С 18 лет дети военных поселенцев – автоматически становятся рекрутами. То есть создавалось замкнутое военное сословие, которое само себя воспроизводило создав.

Идея непопулярна среди крестьян. Исполнителем идеи стал Аракчеев.

При Александре карьера Аракчеева в 1808-1810 г. развивается следующим образом: был военным министром Барклая де Толли. Потом Аракчеев становитсяся председателемвоеного департамента государственного совета, ед.

Александр задал Аракчееву подготовку карту для поселений всей армии в России. Но полностью это выполнить не удалось. Офицеры старались скорее отрапортовать о завершении устройства поселений.

Кроме того, Жизнь в военных поселениях превратилась в настоящую каторгу. Поселения и ведавший их устройством Аракчеев вызывали всеобщее недовольство. Поселенцы неоднократно бунтовали.

Уже в 1817 г -крестьянские волнение в Новгородской губернии. Восстания эти были подавлены, причем жестоко.

1819 г – восстание Чугуевского и Таганрогского полков.

Самое крупное крестьянское восстание после Пугачева – восстание на Верхнем Дону в 1820 г. Крестьяне требовали предоставления им независимости.

Преобразование Министертвава просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе новогоминистерствава - князь А. Н. Голицын. .

Вместо Синода – создается Департамент духовных дел. Внутри - 4 отделения:

 1-е отд. - дела правосл. церкви;

2-е – дела католической, униатской церкви;

3-е отд. – протестанты;

4-е отд. – дела веры иудейской и мусульманской

Так православная церковь оказаласьуравненой с правами других конфессий. Православное духовенство восприняло это негативно. В это время - активная пропаганда библейского общества. При Александре был издан Новый Завет.

Взгляды самого Александра были близки к протестантизму: главное чтобы человек лично верил, ему не нужно духовенства для этого. Все высшее чиновничество Российской империи поспешно вступили в Библейское общество.

2-й департамент – народного просвещения. Влияние инспекторов народного училища: Магницкого, Рунича, который проверял Казанский университет, Многие профессора – уволены за неправельные лекции, за неблагонадежность.

Магницкий - донос на вел. князя Николая Павловича, он приглашает к себе в инженерный замок уволенных профессоров. Эта записка уже попала в руки Николаю 1 при его царств - Магницкий и Рунич - в отставку.

Апогей цензурных стеснений при Александре 1 в последний период царствования.

Положение России – ухудшилось после войны, в стране - экономический кризис:

1)избыток сельскохозяйственных продуктов

2) падает вывоз зерна в 12 раз

3)сокращен приток иностранного капитала в Россию

4) урон экономике – преждевременные таможенные тарифы, способствуют притоку иностранного товара в Россию. Падает спрос на продукцию отечественных производителей;

5) Количество фабрик и заводов растет, к концу царств. Ал. 1 - 55 тыс.

В 1822 г. Александр 1 вводит умеренный протекционистский тариф. Общественноенедовольство и брожение.

Итог: Крестьяне недовольны военными поселениями, армия недовольна, купечество, которое разоряется тоже недовольно, дворянство терпит убытки, денег нет

38. Экономическое развитие России в первой половине ХIХ в.: сельское хозяйство и системный кризис крепостничества.

В начале века крестьяне составляли 98,5% населения страны и делилось на три группы: помещичьи, государственные и удельные. Наибольшая часть крепостных проживала в центральном регионе, наименьший % - в Сибири, северных и южных степных губерниях. В Архангельской – не было совсем (ЛОМОНСОВ ТО ИХ АРХАНГЕЛЬСКА).

Сельское хозяйство оставалось главной отраслью экономики России.

Развитие промышленности в России увеличило спрос на сельскохозяйственную продукцию, особенно на сырье.

В результате во всех губерниях Европейской России расширилась посевная площадь. Хлебопашество особенно быстро росло на юге: Украина, Дон, Заволжье, Предкавказье. В этих местах плодородная почва давала богатые урожаи при относительно небольших затратах. В старых хлебородящих районах почва была истощена, а средств на серьезные агротехнические работы не хватало.

Постепенно в сельском хозяйстве стали использоваться ввозимые из-за границы машины: сеялки, молотилки, маслобойки и т.д. Увеличились посевы технических культур: подсолнечника, табака, сахарной свеклы.

В нечерноземной полосе распространились посевы на пашне кормовых трав: клевера, люцерны.

С точки зрения агротехники самым передовым районом была Прибалтика, где еще в 1816 году отменили крепостное право.

Помещичье предпринимательство успешно развивалось так же на Северном Кавказе, где можно было сочетать крепостной труд с наемным.

Многие помещики не хотели рационализировать свое хозяйство, а делали все по старинке: обременяя крестьян большим оброком, увеличивая барскую запашку, в некоторых случаях помещики черноземной полосы ликвидировали крестьянские наделы, переводя своих крестьян на месячину, превращая их фактически рабов.

Растущая эксплуатация вела к упадку крестьянского хозяйства. В некоторых местах начиналось падение урожайности – зерновых и картофеля. Увеличились недоимки.

В тяжелом положении оказалось и помещичье хозяйство, зависящее на благополучие деревни. К 1859 году две трети всех помещичьих хозяйств было заложено, что говорила о невозможности дальнейшего развития экономики в условиях крепостного права.

Николай понимал важность крестьянского вопроса, но не решал его, а сглаживал остроту, сохраняя крепостное право.

В 1826 году образовывают Особый секретный комитет – Кочубей и Сперанский – должен заниматься крестьянским вопросом. Проект: Крепостное право сохранялось, но запрещалась продажа крестьян без земли.

1836 – V отделение канцелярии во главе с Киселевым. Реформа порядка управления государственными крестьянами включала: учреждение центрального органа, открытие местных палат, прием государственных имуществ, создание окружных, волостных и сельских управлений. Новая система была создана для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами, для заведывания сельским хозяйством.

1829-34 – аграрная реформа в Валахии и Молдавии – увеличение наделов, переселение на свободные земли, развитие образование, контроль над эксплуатацией.

1847-51 – Правобережная Украина и Белоруссия – введены «инвентари» - возврат земель за крестьянам фиксированный оброк.

В России ничего этого не происходит – против помещики.

В 1848 Николай окончательно отказался от идеи преобразований в России.

Сельское хозяйство переживало кризис барщинной системы. Переход на оброк был затруднен из-за исключительно аграрного характера экономики. Помещики обнищали. Урожаи низкие. 95% всех посевов – зерновые. Не внедряется машинное производство. На юге расширялось использование наемного труда и развитие товаризации сельского хозяйства.


39. Экономическое развитие России в первой половине ХIХ в.: внутренняя и внешняя торговля.

В начале века – величайшая в мире империя с населением 37 млн (1801). В 1825 – 53 млн.

Господствующее сословие – дворянство – 225 тыс. Крестьяне – 90%.

Промышленность – хлопчатобумажная (применялся вольнонаемный труд) на массовый внутренний рынок – наибольшее развитие + горонорудное дело

Развитие городов шло довольно медленно.

В первой четверти активно развивается внутренний рынок. Внутренняя торговля (900 млн рублей) значительно более развита, чем внешняя (225 млн.).

Основные товары – хлеб, продукты крестьянских промыслов, текстильная промышленность. Важное значение имели ярмарки. 1824 – 76 крупных ярмарок.

Во внешней торговле экспорт превышал импорт: Англия, Франция, германия, Китай.

Вынужденная блокада Англии (1807) – серьезный ущерб экономике.

Главный вид транспорта – речной и гужевой.

Выход к внешним рынкам – черное и Балтийское море.

Вторая четверть

1851 – 69 млн. Городское население – 7,8%.

Промышленность по прежнему с преобладанием мелкого крестьянского производства. Использование вольнонаемного труда постепенно росло.

К промышленному производству перешли суконная, писчебумажная и сахарная промышленность.

Рост производства привел к развитию торговли.

30-е годы – 1705 ярмарок.

Внешняя торговля: хлеб – 35%, животноводство – 22,4%, промышленные изделия – 6,6%.

Вывоз металла прекратился.

Импорт – машины из Англии, Германии, Бельгии.

Главный внешнеторговый партнер – Англия.

Транспорт отставал от развития производства.

1837 – ж/д дорога СПб-Царское Село. 1851 – СПб – Москва.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!