Течение дворянской революционности



- формируется крайне левое радикальное крыло

А.Н. Радищев.Примыкал по своим взглядам к французским материалистам 18 века.

- «путешествие из Петербурга в Москву» (постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России, прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков). Екатерина II: «Радищев – бунтовщик хуже Пугачева».

Литература

Господствующим направлением был классицизм. Особенностью стиля является гражданская тематика, апология просвещённого абсолютизма, преклонение перед человеческим разумом. Для русского классицизма характерно использование отечественных сюжетов. Важнейшими жанрами были поэтические оды и сатиры, драматические комедии и трагедии.

Самым выдающимся поэтом классицизма был Державин. Ода «Фелица», адресованная Екатерине II.

К Классицизму относят и комедии Фонвизина – «Недоросль», «Бригадир». К концу века складывается сентиментализм – внимание внутренним переживаниям «маленького человека».

Искусство

1757 – основана Академия Художеств

1764 – основание Эрмитажа

Живопись

- время расцвета русского портрета

- Ф.С. Рокотов (портрет княгини Орловой), Д.Г. Левицкий (серия портретов воспитанниц Смольного института), В.Л. Боровиковский(портрет Лопухиной)

-Наряду с портретом развивается и пейзаж. А.П. Лосенко(«Владимир и Рогнеда») - первый русский академик исторической живописи

Скульптура

-Ф.И. Шубин(портрет Павла I, автор галереи портретов государственных деятелей и полководцев России), Ф.Ф. Щедрин (скульптуры Адмиралтейства), М.И. Козловский (памятник Суворову), Э. Фальконе – «Медный всадник»

Архитектура

Преобладающий архитектурный стиль – борокко. Крупнейший архитектор того времени – БартоломеоРасстрелли (зимний дворец, Ансамблю Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе).

Во второй половине возобладал классицизм – подчеркнуто лаконичные здания, симметричные, лишённые дополнительных деталей.

Крупнейшие архитекторы:

 иностранцы: Дж. Кваренги (Смольный институт, Академия Наук), Ч. Камерон (Павловскийдворец), БартоломеоРасстрели

- русские: В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дом Пашкова в Москве, проект Михайловского замка), М.Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Московского университета, Голицынская больница в Москве, здание дворянского собрания), И.Е. Старов(Таврический дворец, СПб, Троицкий собор Александро-Невской лавры)

Театр

- 1756 – первый русский театр (возник сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г. Волкова)

- в истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П. Шереметева в его подмосковных усадьбах – Кусково и Останкино

Староверие и его эволюция. Конец XVII – XVIII в.

Краткая характеристика.

Этому движению свойственна масштабность. Предпосылки - реформа Никона 1653 г. (изменение некоторых обрядов и церковных книг – возврат к первоначальным образцам), вызвавшая церковный раскол. Староверие с точки зрения официальной церкви рассматривалось как оппозиция.

Особенности:

· первая и основная отличительная черта — старые обряды: крестное знамение двуперстное, крестные ходы по часовой стрелке, старые облачения священнослужителей, древняя иконография, старые книги (с многочисленными ошибками);

· более ярко выраженная идея о конце света, приходе антихриста;

· со второй половины 17 – 18 вв. выражалась в форме протеста против существующей действительности, «мира зла» (официальная власть и государство после Никона), поиска спасения в старой вере; призывали к разрыву всяких отношений с «царством зла», полной изоляции от него;

· проповедовали аскетизм;

· допускали возможность самосожжения (крайняя мера на случай угрозы вере).

Основные события:

1682 год(Хованщина): стрельцы хотели вернуть старую веру. (Разин, кстати, тоже «жаловал крестом древним»). Диспут о Вере (Никита Пустосвят), но в итоге Никиту Пустосвята убивают и Софья не позволяет вернуться старой вере.

1691 г.: с. собор осудил самосожжение.

По этому вопросу в с. существовало 2 противоположных направления.

1. Против.

Инок Евфросин, автор «Отразительное сочинение о новоизобретении истинных путей»; приравнивал самосожжение к греху самоубийства.

2. За.

протопоп Аввакум («Житие пр. Аввакума»); считал, что самосожжение переходит в высшее райское наслаждение, это блаженная смерть праведников, отстаивающих свою веру.

1685 год.: в Москве в великий пост власти сожгли 90 старообрядцев, не пожелавших отречься.

Ответом от старообрядцев последовали массовые самосожжения.

4 марта 1687 года: «Первая Палеостровская гарь»: в Палеостровсом монастыре (на Онежском озере) сожгли себя 2700 человек; акцию возглавил отец Игнатий.

23 ноября 1688 года: «Вторая Палеостровская гарь»: там же прим. 1500 человек во главе с СевастомПавенецким и Германом..

1693 год: «Пудостская гарь», прим.1000 чел.

Лозунг с.: «Погибнуть телом, но спасти душу».

Старообрядчество реобладало в следующих регионах: Дон, Сибирь, Псков, Новгород, Восточная Латвия, Полесье, р-н Белоозера. Но в общем в разных масштабах с. было распространено по всей России.

Во второй пол. 17 в. общины с. появились и в Москве, и в Петербурге, в них входили и такие видные люди своего времени, как предприниматели (все) Рябушинские, Морозовы, Грачевы, Демидовы.

Социальная география:

Вторая пол. 17в.: с. распространено среди всех слоев населения (Хованский, Морозова и др.)

18 в : с. распространено в основном среди простого народа в городах и на селе; среди дворян и чиновников – единицы.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!