Иллюстрация  130: Гатчина. Приоратский дворец. 1799 год.



 

Главные постройки Львова в Петербурге - это Храм Пророка Ильи на Пороховых (1785г.), Невские ворота Петропавловской крепости (1787г.), Здание почтамта (1789г.), Храм святой Екатерины в Мурино (1790г.), Церковь Троицы «Кулич и Пасха» (1790г.).

Иллюстрации: 131 - СПб. Храм Пророка Ильи на Пороховых. 1785 год;                              

                     132 - СПб. Невские ворота Петропавловской крепости. 1787 год;

                     133 - СПб. Здание почтамта. 1789 год;                              

                     134 - СПб. Мурино. Храм святой Екатерины. 1790 год;

                     135 - СПб. Церковь Троицы «Кулич и Пасха». 1790 год.

 

4. Высокий классицизм (стиль «ампир»). 1790-е-1830-е годы.

Начало XIX века ознаменовалось новым блестящим этапом архитектуры русского классицизма. После решительной победы русского народа над наполеоновскими армиями, в архитектуре намечается тяготение к триумфальным формам. Здания в стиле «ампир» демонстрировали могущество Российской Империи.

Новый этап в развитии классицизма открывает Андрей Никифорович Воронихин (1759 - 1814). Бывший крепостной графа Строганова в 1808 году стал профессором Академии художеств. Его лучшее произведение - Казанский собор в Петербурге (1811г.). Могучая колоннада собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Вторая колоннада, проектировавшаяся с другой стороны здания, не была осуществлена. Высота собора 71, диаметр купола 17 метров.   

Иллюстрации: 136 - СПб. Казанский собор. 1811 год;                              

                     137 - СПб. Казанский собор. 1811 год. План;

                     138 - СПб. Казанский собор. Апсида;                              

                     139 - СПб. Казанский собор. Вид сверху;

                     140 - СПб. Казанский собор. Интерьер.

 

Другое произведение Воронихина - Горный Институт (1811г.). Главный фасад оформлен двенадцатиколонным дорическим портиком, к которому ведет широкая лестница. По ее сторонам установлены скульптурные группы «Борьба Геракла с Антеем» Пименова и «Похищение Персефоны Аидом» Демут-Малиновского.

Иллюстрации: 141 - СПб. Горный институт. 1811 год;                              

                     142 - СПб. Горный институт. Вид сверху;

                     143 - СПб. Горный институт.Скульптура.

Выдающееся произведение этого периода - зданиеБиржи (1810г.) на стрелке Васильевского острова. Его автор, архитектор Жан-ФрансуаТома-де-Томон (1760-1813), прибыл в Санкт-Петербург по приглашению князя Голицына. Здание Биржи охвачено двойным рядом дорических колонн на гранитном основании, к которому ведут широкие парадные лестницы. Одновременно Тома де Томон реализует свой проект ансамбля стрелки Васильевского острова с двумя пологими спусками к Неве и ростральными колоннами.

Иллюстрации: 144 - СПб. Здание Биржи на Стрелке В.О. 1810 год;                              

                     145 - СПб. Ансамбль Стрелки В.О. 1810 год;

                   145а - СПб. Стрелка В.О. План;

                     146 - СПб. Ростральные колонны;                              

                     147 - СПб. Стрелка В.О. Скульптура «Нева»;

                     148 - СПб. Ансамбль Стрелки В.О. Вид сверху.

 

Из других петербургских работ Тома-де-Томонаследует упомянуть дом графини Лаваль (1810г.) на Английской набережной и мавзолей Павла I в Павловске (1806г.). Это кенотаф в виде античного храма с четырьмя дорическими колоннами красного гранита и фронтоном с надписью: «Супругу-Благодетелю».

Иллюстрации: 149 - СПб. Дом Лаваль на Английской набережной. 1810 год;                              

                     150 - Павловск. Парк. Мавзолей Павла I. 1806 год.

 

 

Шедевром высокого классицизма в Санкт-Петербурге является Адмиралтейство(1817г.) - памятник, посвященный морской мощи России. Строителем его был Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811), воспитанник Кокоринова, Старова и Фельтена. В качестве пенсионера Академии художеств он продолжил учение в Париже у Жана-Франсуа Шальгрена, автора Триумфальной арки.

 

Назначенный по возвращении главным архитектором Морского ведомства, Захаров приступил к перестройкездания Адмиралтейства. Над этим проектом зодчий работал до своей смерти в 1811 году. Создавая новое, грандиозное здание с протяжённостью главного фасада 407 метров, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов - внешнего и внутреннего. Между ними проходил Адмиралтейский ров, соединявшийся с Невой. Центром композиции является монументальная башня. Главные магистрали города сходятся к ней тремя лучами. 

Иллюстрации: 151 - СПб. Здание Адмиралтейства. 1823 год;                              

                     152 - СПб. Здание Адмиралтейства. 1823 год. План;

                     153 - СПб. Адмиралтейство. Вид сверху;                              

                     154 - СПб. Адмиралтейство. Восточный портик;

                     155 - СПб. Адмиралтейство. Западный портик.

 

Старый, высотой 72м, шпиль Адмиралтейства, созданный Коробовым, сохранён. Он несёт кораблик-флюгер, ставший символом Петербурга. В крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются гладкие стены, выступающие портики, глубокие лоджии. Особое место в архитектурном решении занимает скульптура. В создании которой участвовали такие выдающиеся мастера, как Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Иван Теребенев.

Сохранились интерьеры вестибюля с лестницей, зала собраний и библиотеки.

Иллюстрации: 156 - СПб. Адмиралтейство. Восточное крыло;                              

                     157 - СПб. Адмиралтейство. Вид с юга;

                     158 - СПб. Адмиралтейство. Вестибюль и лестница.

 

Крупным зодчим после Захарова был Василий Петрович Стасов (1769-1848), ученик Баженова и Казакова. Лучшие его произведения в Санкт-Петербурге - это казармы Павловского полка на Марсовом поле (1821г.), Спасо-Преображенский собор (1829г.), Нарвские Триумфальные ворота (1834г.), Троице-Измайловский собор (1835г.), Московские Триумфальные ворота (1838г.). Постройки Стасова отличаются величавой торжественностью архитектурных форм. Развивая идеи «русского ампира», он нередко обращался к строгим формам греческих ордеров. Особенно ярко это проявилось в проекте Измайловского собора. 80-метровой высоты храм вмещает 3000 прихожан. Вблизи установлен памятник Стасову.

Иллюстрации: 159 - СПб. Казармы Павловского полка. 1821 год;                              

                    160 - СПб. Спасо-Преображенский собор. 1829 год;

                     161 - СПб. Нарвские Триумфальные ворота. 1834 год;

                     162 - СПб. Троице-Измайловский собор. 1835 год;

                     163 - СПб. Троице-Измайловский собор. Вид сверху;

                     164 - СПб. Троице-Измайловский собор. Интерьер;

                     165 - СПб. Московские Триумфальные ворота. 1838 год.

 

Пожалуй, самой значимой для нас фигурой эпохи высокого классицизма является Карл Иванович Росси (1776-1849), ученик Винченцо Бренна. Главной сферой деятельности Росси было создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря его работам Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими военными победами.

 

Из ранних работ мастера можно выделить ансамбль Елагина дворца(1818г.). Росси перестраивал главный корпус, занимался интерьерами, но основной его целью, как всегда, было создание архитектурного ансамбля. На восточной стрелке Елагина острова он возёл Павильон с флагштоком, на Масляном лугу - Конюшенный, Кухонный и Оранжерейный корпуса (1822г.).

Иллюстрации: 166 - СПб. Елагин дворец. 1818 год;                              

                     167 - СПб. Елагин дворец. 1818 год. План;

                     168 - СПб. Елагин дворец. Главный фасад;

                     169 - СПб. Елагин дворец. Парадное крыльцо;

                     170 - СПб. Елагин остров. Павильон с флагштоком. 1822 год;

                     171 - СПб. Елагин остров. Конюшенный корпус. 1822 год;

                     172 - СПб. Елагин остров. Кухонный корпус. 1822 год;

                   172а - СПб. Елагин остров. Масляный луг.

 

Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблеМихайловского дворца (1825г.),ныне Русского музея,с его садом и площадью. Архитектор создал здесь две новые улицы: Михайловскую -к Невскому проспекту и Инженерную -от Екатерининского канала до Фонтанки.

Иллюстрации: 173 - СПб. Михайловский дворец. 1825 год;                              

                     174 - СПб. Михайловский дворец. 1825 год. План;

                     175 - СПб. Михайловский дворец. Главный фасад;

                     176 - СПб. Михайловский дворец. Парковый фасад;

                     177 - СПб. Михайловский дворец. Вид сверху;

                     178 - СПб. Михайловский дворец. Парадная лестница;

                     179 - СПб. Михайловские дворец, сад, площадь. План;


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!