Эклектические искания Фельтена в области псевдоготики сделали его одним из ярких представителей романтизма.



Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Территория Павловского парка составляет почти 600 га. Источник: https://www.spb-guide.ru/page_20039.htm Архитектура Санкт-Петербурга XVIII – начала XIX века Развитие архитектурно-строительной деятельности в Санкт-Петербурге в течение 130 лет с момента его основания можно разделить на четыре этапа:

Раннее (Петровское и Аннинское) барокко. 1700-е - 1740-е годы.

Зрелое (Елизаветинское) барокко. 1740-е - 1760-е годы.

Ранний и строгий (Екатерининский) классицизм. 1760-е - 1790-е годы.

4. Высокий классицизм (стиль «ампир»). 1790-е-1830-е годы.

Иллюстрация 0: Этапы развития архитектуры СПб XVIII- начала XIX века.

 

1. Раннее (Петровское и Аннинское) барокко. 1700-е-1740-е годы.

В ходе Северной Войны со шведами, русская армия во главе с Петром 1 отвоевала крепость Ниеншанц. Чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку город. Точная дата основания Санкт-Петербурга - 27 мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове была заложена крепость. После возведения в ней собора Петра и Павла, крепость стали назвали Петропавловской

Иллюстрация 1: План СПб. 1705 год.

 

В 1712 г. Петр I перенес государственную столицу из Москвы в Санкт-Петербург и решил упорядочить стихийную застройку нового центра страны. Царь поручил проектирование города архитектору Доменико Трезини (1670-1734), итальянцу, родвшемуся в Швейцарии. С 1703 года он работал в России, став первым зодчим Санкт-Петербурга. По проекту Трезини центр столицы предполагалось разместить на Васильевском острове с целью обратить фасад города к Балтике, приблизив его таким образом к Европе.

Иллюстрация 2: СПб. Генплан Доменико Трезини. 1716 год.

 

В 1716 году из Франции приехал архитектор Жан-Батист Леблон (1679-1719). Став новым главным архитектором Петербурга, Леблон получает поручение царя спроектировать еще один генплан, чтобы Петр смог из двух вариантов выбрать наиболее подходящий. Генплан Леблона тоже предлагал размещение центра города на Васильевском острове. При этом весь Петербург представлял собой крепость, вписанную в правильный эллипс. Воплотить этот проект при существовашей уже застройке было невозможно. В 1717 году Петр I утверждает генплан Трезини. Идеи Леблона были воплощены в административном делении столицы на пять районов: Санкт-Петербургский, Адмиралтейский и Васильевский острова, Московская и Выборгская стороны.

Иллюстрация 3: СПб. Генплан Леблона. 1717 год.

 

Доменико Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, Трезини составил по указанию Петра I «образцовые» проекты городских жилых домов и пригородных дач.

Иллюстрация 4: «Образцовые» (типовые) дома Доменико Трезини. 1721 год.

 

По проектам Трезини заложена Александро-Невская лавра (1717г.), выстроены Летний дворец Петра I (1711г.), Петровские ворота (1717г.) и Петропавловский собор (1733г.) в Петропавловской крепости, здание12-тиколлегий (1734г.) - теперь главное здание Петербургского университета.

Иллюстрации: 5 - СПб. Александро-Невская лавра. 1717 год;                              

                     6 - СПб. Летний дворец Петра I. 1711 год;

                     7 - СПб. Петровские ворота. 1717 год;

                     8 - СПб. Петропавловский собор. 1733 год;

                     9 - СПб. Здание 12-ти коллегий. 1734 год.

 

В Санкт-Петербурге установлен памятник Трезини и в его честь названа площадь.

Иллюстрация 10: СПб. Памятник Доменико Трезини. 2014 год.

 

Доменико Трезини повлиял на многих последующих архитекторов, в том числе у него учился МихаилГригорьевич Земцов (1688-1743). Также с ним работал его племянник Джузеппе Трезини (1697-1768).

Иллюстрация 11: СПб. Церковь Трёх святителей. Автор Джузеппе Трезини.

 

Петровское барокко - архитектурный стиль, одобренный Петром I и широко использованный для проектирования зданий в новой российской столице. Эти постройки отличает регулярность планов, скромность декоративного убранства, сочетание красивых ордерных элементов с барочными деталями.

 

Основные постройки в стиле петровского барокко - Кикины палаты (Андреас Шлютер), дворец Меншикова (Джованни Фонтана, Иоганн Шедель), Кунсткамера (Николай Гербель, Георг Маттарнови, Гаэтано Киавери, Михаил Земцов), Церковь Симеона и Анны (Михаил Земцов).

Иллюстрации: 12 - СПб. Кикины палаты. 1720 год;

                     13, 13а - СПб. Дворец Меншикова. 1720 год;                              

                     14 - СПб. Кунсткамера. 1734 год;

                     15 - СПб. Церковь Симеона и Анны. 1734 год.

 

Петр I был одержим идеей европеизации России. Приглашая иностранных зодчих в Россию, он одновременно посылал талантливую молодёжь обучаться архитектуре за границу, в основном в Голландию и Италию. Посланных учиться за рубеж на казённый счёт называли ''пенсионерами''. Среди них было 8 зодчих, из которых наиболее известны отправленный в Голландию Иван Кузьмич Коробов (1700-1747) и стажировавшийся в Риме Пётр Михайлович Еропки́н (1698-1740).

 

В 1738 году Иван Коробов построил первое каменное здание Адмиралтейства. Архитектору удалось придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции, сохранив при этом существующий план. В центре над воротами была возведена башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла». На высоте 72 метра был установлен кораблик-флюгер.

 Иллюстрации: 16 - СПб. Адмиралтейство. Гравюра 1716 года;

                      17 - СПб. Башня Адмиралтейства. 1738 год.

 

В 1739 году по проекту зодчего Коробова была построена Пантелеймоновская церковь. Она предназначалась для работников Партикулярной верфи, где строили «Невский флот» - небольшие парусные и гребные суда. Храм возведён в стиле Аннинского барокко, снаружи украшен тосканскими пилястрами.

Иллюстрация 18: СПб. Церковь св.Пантелеймона. 1739 год.

Пётр Еропки́н в 1737 году, в царствование императрицы Анны Иоанновны, был назначен главным архитектором столицы, руководителем Комиссии о Санкт-Петербургском строении. Проектируя застройку центра, он создал три главных луча, идущих от Адмиралтейства - Невский, Гороховую и Вознесенский проспект.

Пётр Еропкин перевёл на русский язык отдельные главы труда Палладио «Четыре книги об архитектуре». В 1740 году вместе с министром Волынским и советником Адмиралтейств-коллегии Хрущёвым выступил против бироновщины и был казнён.

Иллюстрация 19: СПб. Памятник на могиле Еропкина, Волынского и Хрущёва.

 

 

2. Зрелое (Елизаветинское) барокко. 1740-е-1760-е годы.

Крупнейшим представителем этого направления был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Его отец, скульптор Карло Растрелли, работал при дворе Людовика XIV, после смерти которого в 1715 году был приглашён Петром I в Россию. Из работ Карло Растрелли (1675-1744) наиболее известны хранящаяся в Эрмитаже «восковая персона» Петра I и его же конная статуя у Инженерного замка.

Иллюстрации: 20 - СПб. Эрмитаж. «Восковая персона» Петра I;

                      21 - СПб. Памятник Петру I у Михайловского замка. 1747 год.

Основные проекты Бартоломео Растрелли - Строгановский дворец в СПб (1754г.), Павильон «Эрмитаж» (1754г.) иБольшой Екатерининский дворец(1756г.) в Царском селе, Петергофский дворец (1756г.), Павильон «Грот» (1757г.) в Царском селе, Воронцовский дворец (1757г.), Зимний дворец (1762г.) и Смольный собор(1764г.) в СПб, а также Андреевская церковь в Киеве(1767г.)

Иллюстрации: 22 - СПб. Строгановский дворец. 1754 год;

                     23 - Царское село. Павильон «Эрмитаж». 1754 год;

                     24 - Царское село. Павильон «Эрмитаж». 1754 год. План;

                     25 - Царское село. Павильон «Эрмитаж». Вид сверху;                              

                     26 - Царское село. Большой Екатерининский дворец. 1756 год;

                     27 - Царское село. Большой Екатерининский дворец. Вид сверху;

                     28 - Царское село. Павильон «Грот». 1757 год;

                     29 - Царское село. Павильон «Грот». Вид сверху;

                   29а - Царское село. Парк. Генплан;

                     30 - Петергофский дворец. 1756 год;

                   30а - Петергофский дворец. Танцевальный зал. 1756 год;

                   30б - Петергофский дворец. Картинный зал. 1764 год;

                     31 - Петергофский дворец. Вид сверху;

                   31а - Петергофский ансамбль. 1725 год. Генплан;

                   31б - Петергоф. Большой каскад. 1724 год;

                   31в - Петергоф. Монплезир. 1723 год;

                     32 - СПб. Воронцовский дворец. 1757 год;

                     33 - СПб. Зимний дворец. 1762 год;

                     34 - СПб. Зимний дворец. Вид сверху;

                     35 - СПб. Смольный собор. 1764 год;

                     36 - СПб. Смольный собор. Вид сверху;

                   36а - СПб. Смольный собор. Макет;

                     37 - Киев. Андреевская церковь. 1767 год.

В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих - Савва Иванович Чевакинский (1709-1780), Фёдор Семёнович Аргунов(1732-1768),   Андрей Васильевич Квасов (1720-1770).

Главная работа Чевакинского в Петербурге - Никольский морской собор (1762г.).

Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1758 году. Существует версия о возможном авторстве В. И. Баженова.

По заказам крупных вельмож Чевакинским также спроектированы два парадных дворца -совместно с Аргуновым дворец Шереметьевых на Фонтанке (1755г.) и Дворец Шувалова на Итальянской улице (1756г.).

 

Церковь Спаса на Сенной площади (1765г.) - работа архитектора Андрея Квасова - была взорвана в 1961 году.

 

Иллюстрации: 38 - СПб. Никольский морской собор. 1762 год;                          

                     39 - СПб. Никольский собор. Колокольня. 1758 год;

                     40 - СПб. Дворец Шувалова на Итальянской улице. 1755 год;

                     41 - СПб. Дворец Шереметьевых на Фонтанке. 1755 год;

                     42 - СПб. Церковь Спаса на Сенной площади. 1765 год.

 

3. Ранний и строгий (Екатерининский) классицизм. 1760-е-1790-е годы.

На годы правления Екатерины II пришлись сразу два этапа развития классицизма - ранний и строгий. Особенность первого периода - смешение с декоративными барочными формами. Второй период - это полный отказ от элементов барокко в строгих классических постройках.

 

3а) Ранний классицизм в творчестве Жана-Батиста Валлен-Деламота (1729-1800), Александра Филипповича Кокоринова (1726-1772), Юрия Матвеевича Фельтена (1730-1801), а также Антонио Ринальди (1709-1794) воплотил идеи гармоничной упорядоченности и лаконичной сдержанности, где остатки барочного шика ушли на второй план, освободив центральное место греческим ордерам.

Здание Академии художеств (1788г.), возведённое по проекту Кокоринова и Деламота, должно было стать символом новой архитектуры, свидетельствуя об изменениях в государственной строительной политике начала царствования Екатерины Великой. А.Ф.Кокоринов стал первым ректором Академии художеств.

Иллюстрации: 43 - СПб. Академия художеств. 1788 год;

                     44 - СПб. Академия художеств. 1788 год. План;                              

                     45 - СПб. Академия художеств. Вид сверху.

 

Жан-Батист Валлен-Деламот, происходивший из знаменитого рода Блонделей, всего 15 лет проработал в России. Как первый профессор Академии художеств, он играл ведущую роль в подготовке будущих архитекторов, сам продолжая практиковать. Возведённые по проектам Валлен-Деламота здания - характерные образцы раннего русского классицизма, в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью. В почерке мастера угадывается стремление к палладианству.

Иллюстрации: 46 - СПб. Малый Эрмитаж. Северный павильон. 1769 год;

                     47 - СПб. Малый Эрмитаж. Висячий сад;                              

                     48 - СПб. Юсуповский дворец на Мойке. 1770-е годы.

Валлен-Деламот обычно выполнял только проект, не участвуя, как тогда было принято, в самом процессе строительства. В 1775 году он вернулся во Францию. Так что целый ряд интереснейших проектов был осуществлён в отсутствие автора.

Иллюстрации: 49 - СПб. Дворец Разумовского на Мойке. 1776 год;                          

                     50 - СПб. Арка Новой Голландии. 1780 год;

                     51 - СПб. Костёл св.Екатерины на Невском. 1783 год;

                     52 - СПб. Большой Гостиный двор. 1785 год;                          

                     53 - СПб. Большой Гостиный двор. Галерея 2-го этажа.

 

1760-70-е годы стали периодом расцвета таланта Юрия Матвеевича Фельтена. Будучи современником таких мастеров раннего классицизма, как А.Ф.Кокоринов и Ж-Б. Валлен-Деламот, Фельтен был ещё и представителем местной петербургской школы, ставшим после отъезда Растрелли главным архитектором «Канцелярии от строений». По решению Совета Академии художеств в мае 1775 года «за отъездом господина адъюнкта Деламота архитектурный класс поручается господину профессору Фельтену».

 

В это время у Екатерины II рождаются грандиозные замыслы обновления столицы и загородных резиденций. На передний план выдвигаются градостроительные задачи. В числе главных мер по преобразованию Петербурга была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену.

Иллюстрации: 54 - СПб. Набережные Невы. Парапеты;                              

                     55 - СПб. Набережные Невы. Спуски к воде.

 

В 1780-х годах с возведением перехода через Зимнюю канавку к Эрмитажному театру окончательно формируется уникальный ансамбль дворцовых построек, выходящих на Неву. Редкому по смелости инженерного замысла сооружению арки Фельтен нашёл и замечательное образное выражение, создав удивительный по красоте и законченности уголок Петербурга.

Иллюстрации: 56 - СПб. Зимняя канавка. Эрмитажный мост. 1770 год;

                     57 - СПб. Зимняя канавка. Эрмитажный мост. Вид с Невы;                            

                     58 - СПб. Ансамбль на Дворцовой набережной.

 

Основные постройки Фельтена в Санкт-Петербурге - Южный павильон Малого Эрмитажа (1766г.), Лютеранский храм св.Екатерины на Васильевском острове (1771г.), Лютеранский храм св.Анны на Кирочной улице (1776г.), Армянская церковь на Невском (1776г.), Невская оргада Летнего сада (1784г.), Старый Эрмитаж (1787г.).

Иллюстрации: 59 - СПб. Дворец Разумовского на Мойке. 1776 год;                          

                     60 - СПб. Арка Новой Голландии. 1780 год;

                     61 - СПб. Костёл св.Екатерины на Невском. 1783 год;

                     62 - СПб. Гостиный двор. 1785 год;                              

                     63 - СПб. Гостиный двор. Галерея 2-го этажа.

                     64 - СПб. Гостиный двор. 1785 год;                              

                     65 - СПб. Гостиный двор. Галерея 2-го этажа.

Эклектические искания Фельтена в области псевдоготики сделали его одним из ярких представителей романтизма.

Иллюстрации: 66 - Царское село. Башня-руина. 1773 год;                              

                     67 - СПб. Чесменский дворец. 1777 год;

                     68 - СПб. Чесменская церковь. 1780 год;

                     69 - СПб. Церковь св.Иоанна на Каменном острове. 1778 год. 

 

В 1752 году в Россию прибыл итальянец Антонио Ринальди, ученик Луиджи Ванвителли, автора Королевского дворца в Казерте. В 1754 году Ринальди становится архитектором "малого двора", как тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола - будущего императора Петра III, по предложению которого Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме.

Иллюстрации: 70 - Ораниенбаум. Дворец Петра III. 1762 год;                              

                     71 - Ораниенбаум. Китайский дворец. 1768 год;

                     72 - Ораниенбаум. Катальная горка. 1774 год.

 

Заслуженную славу принесли Ринальди проекты Чесменской колонны в Царскомселе (1776г.), Гатчинского дворца(1785г.) и Князь-Владимирского собора на Тучковом буяне(1789г.).

Иллюстрации: 73 - Царское село. Чесменская колонна. 1776 год;                              

                     74 - Гатчинский дворец. 1785 год;

                     75 - Гатчинский дворец. Макет;                              

                     76 - Гатчинский дворец. Интерьер;

                     77 - СПб. Князь-Владимирский собор. 1789 год.

 

Три десятилетия жизни Антонио Ринальди в России были наполнены активной и разнообразной творческой деятельностью. Самое известное здание, построенное Ринальди в Петербурге, это Мраморный дворец (1785г.). Дворец предназначался для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова. Архитектору предстояло не только вписать здание в ансамбль Дворцовой набережной, но и завершить ее облик. Ринальди блестяще справился с этой задачей.

Иллюстрация  78: СПб. Мраморный дворец. 1785 год.

 

 

3б) Строгий классицизм, сложившийся к 1780 году, полностью отказывается от форм барокко, безукоризненно следуя чертежам и описаниям греческого ордера Витрувия и Палладио. Среди петербургских зодчих этого периода можно выделить Василия Ивановича Баженова(1738-1799), Джакомо Кваренги(1744-1817), Ивана Егоровича Старова (1745-1808), Чарльза Камерона(1745-1812), Николая Александровича Львова (1753-1804).

 

Вице-президент Петербургской, действительный член Флорентийской и Болонской, профессор Римской Академии художеств, Баженов первым из русских зодчих стал мыслить постройку, как объёмную композицию, организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла замечателен его проект БольшогоКремлёвского дворца (1768г.), к сожалению, нереализованный.

Иллюстрации:  79 - Москва. Большой Кремлёвский дворец. Генплан 1768 год;

                      80 - Москва. Большой Кремлёвский дворец. Макет.

Из московских работ Баженова следует упомянуть дом Пашкова (1786г.). Заказчик,

капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка Пётр Егорович Пашков, был сыном денщика Петра I.Усадьба расположена на Ваганьковском холме напротив Кремля.Фасад дома, выходящий на Моховую улицу, отличается протяжённостью. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двухэтажными флигелями. Главный корпус с обеих сторон украшен колонными портиками. Над ним возвышается бельведер. Всё это излюбленные приемы классицизма.

Иллюстрации:  81 - Москва. Дом Пашкова. 1786 год;

                      82 - Москва. Дом Пашкова. 1786 год. Чертежи.

 

В 1775 году Екатерина II дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект увеселительной резиденции в селе Царицыно под Москвой. По проекту Баженова дворцово-парковый ансамбль площадью более 100 гектаров был синтезом элементов нарышкинского барокко и западноевропейской готики. Екатерина летом 1785 года, приехав на три дня в Москву, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне - своего и великокняжеского. Возмутившись их равными размерами, повелела снести оба. Баженов был отстранён от проекта. Главным архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков. Однако в парке осталось несколько баженовских построек. Это Большой мост через овраг (1784г.), Фигурный мост (1778г.), Кавалерские корпуса (1779-85гг.), Виноградные ворота (1778г.). В 2007 г. был восстановлен Большой дворец.

Иллюстрации: 83 - Царицыно. Большой мост через овраг. 1784 год;                              

                     84 - Царицыно. Фигурный мост. 1778 год;

                     85 - Царицыно. Кавалерские корпуса. 1779-1785 годы;                              

                     86 - Царицыно. Виноградные ворота. 1778 год;

                     87 - Царицыно. Большой дворец. Реконструкция. 2007 год.

 

Главной работой Баженова в Санкт-Петербурге был Михайловский замок (1800г.). Своим названием здание обязано находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I называть свои дворцы «замками». Второе имя - «Инженерный» произошло от Главного инженерного училища, с 1819 года располагавшегося в этом дворце. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Строгим изяществом замок скорее напоминает средневековую крепость. Он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма

Иллюстрации: 88 - СПб. Михайловский замок. 1800 год;                              

                     89 - СПб. Михайловский замок. 1800 год. План;

                     90 - СПб. Михайловский замок. Южный фасад;                              

                     91 - СПб. Михайловский замок. Западный фасад;

                     92 - СПб. Михайловский замок. Северный фасад;

                     93 - СПб. Михайловский замок. Восточный фасад;                              

                     94 - СПб. Михайловский замок. Вид сверху;

                     95 - СПб. Михайловский замок. Парадный двор.

После смерти Баженова Михайловский замок достраивал архитектор Винченцо Бренна (1745-1820). Из прочих заметных его работ следует назвать кордегардии Михайловского замка (1790-е годы) и обелиск в честь военных побед графа Румянцева (1799г.), установленный на Марсовом поле. В 1818 году обелиск был перенесён на Васильевский остров в теперешний Румянцевский сад.

Иллюстрации: 96 - СПб. Михайловский замок. Кордегардии. 1790-е годы;                              

                     97 - СПб. Румянцевский обелиск. 1799 год.

 

 

Джакомо Кваренгиприехал в Санкт-Петербург в 1780 году по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Он прославился как самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Самые известные работы Кваренги в Петербурге - это здание Академии наук (1785г.), Эрмитажный театр (1787г.), Александровский дворец в Царском селе (1796г.), Ассигнационный банк на Садовой улице (1799г.), Екатерининский институт на Фонтанке (1807г.), Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади (1807г.), Смольный институт (1808г.).

Иллюстрации: 98 - СПб. Здание Академии наук. 1785 год;                              

                     99 - СПб. Эрмитажный театр. 1787 год;

                   100 - СПб. Александровский дворец в Царском селе. 1796 год;                              

                   101 - СПб. Ассигнационный банк. Фасад с Мойки. 1799 год;

                  101а - СПб. Ассигнационный банк. 1799 год. Чертежи;

                  101б - СПб. Ассигнационный банк. Фасад с Садовой улицы;

                   102 - СПб. Екатерининский институт на Фонтанке. 1807 год;

                   103 - СПб. Конногвардейский манеж. 1807 год;                              

                   104 - СПб. Смольный институт. 1808 год;


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!