Откликается, как кликнешь - закон эмоциональных отношений
«Откликается, как кликнешь!» - в эмоциональном диалоге у этого правила нет исключений.
Эмоция, посланная в мир, возвращается многократно усиленной соответствующим откликом на нее всех, кого она касается.
10. Безбожное стремление манипулировать своими чувствами!
В силу нашего отношения к чувствам, в невыгодном положении оказываются как приятные, так и неприятные чувства, как добрые, так и злые!
Приятные, добрые чувства - мы пытаемся удержать, и быстро расходуем. Выражаем, размениваем на мелочи, «выпускаем пар на свистки».
Ждем от других в ответ на нашу демонстрацию доброты ответа содержательной благодарной заботой о нас.
А получаем либо такую же пустую демонстрацию, либо ничего, а чаще раздраженное недоумение нашими необеспеченными претензиями.
К сожалению, некоторые на этих своих ошибках не учатся, но обижаются на «несправедливость» ответа.
Неприятные, «злые» чувства мы пытаемся скрыть, отогнать, подавить - в результате накапливаем. Невольно напрягаем ими окружающих.
Получаем в ответ соответствующий агрессивный заряд.
Обижаемся на «несправедливость» ответа: мы же верили, что свою агрессию подавили и ничем не обнаружили.
Создаем себе представление о мире, как о недобром. И, оклеветав его в своих глазах, заряжаемся новой порцией злобы, которую снова подавляем, и так далее...
При таком неблагоговейном, неуважительном подходе к чувствам своим и чужим мы легче сохраняем взаимную и аутоагрессию.
|
|
Другой человек - залог возможности нашего существования
Потребность в эмоциональном контакте у нас врожденная.
Но и первая приобретенная человеческая потребность у нас - это потребность в другом человеке. Не потребительская, как у домашней собаки, а потребность, чтобы другой был.
Другой человек - наша среда - условие - залог возможности нашего существования.
Потребность в другом человеке приводит к формированию потребности быть другому нужным, потребности в заботе о другом[182].
Только любя, мы становимся людьми (о потребности в другом человеке и ее недосформированности)
Так же, как в детских болезнях, мы осваиваем природную среду, делая ее объектом своей потребности, так и в отношении с первыми людьми, от которых мы зависим (мама, отец, воспитатель, товарищи по играм), мы приобретаем потребность в людях, в их отношениях, укладах, правилах нравственности как в условиях нашего существования.
Не сформировав среди людей этих потребностей (в людях, в их выгоде, их благополучии, в оберегании их нравов, устоев), мы остаемся среди людей несориентированными, неприспособленными, без перспективы приспособиться.
|
|
Чуждые интересам других, мы остаемся не включенными в человеческую среду, не сделавшими ее своей, дрессированными «Маугли».
Не сформировав потребностей в людях (в этом главном условии нашего существования), мы остаемся, как если бы ребенок, привыкший «дышать» через пуповину, не сформировал потребность в воздухе, - задыхаемся среди чужих нам людей, остаемся волками в человечьей стае.
Дефект формирования потребностей в заботе о других -оборачивается дефектом нравственного чувства, неприспособленностью.
Не доверяя любви (о трудностях осознания специфически человеческих потребностей)
Чаще же, по-моему, мы имеем дело:
- с недостаточным осознанием этих потребностей,
- с неумением их реализовать, иными словами - с непониманием себя как человека, то есть того, кто нуждается в удобстве другого.
Дефект осознания потребностей в других людях - следствие, во-первых, того, что формируются эти потребности уже в досознательном детстве. Связанные с ними чувства тоже возникают раньше, чем формируется самосознание. И потребности и чувства есть, а их названий еще нет. Названий для наших потребностей часто нет и у воспитателей ребенка, которые говорят, что он «должен быть» добрым, а не знают и не умеют обнаружить ребенку, что тот уже давно добр. Не верящие в собственную человечность воспитатели побуждают ребенка демонстрировать наличие человеческих свойств, a не находить их в себе и учиться осуществлять имеющиеся (см. пункт 15).
|
|
В этом первая причина, по которой эти главные регуляторы человеческого переживания и поведения, как и все первичные чувства, плохо осознаются. Они незаметны, как воздух или как мама.
С другой стороны, мы привыкли понимать потребности, как нужду взять, отнять, присвоить.
Труднее понимать потребности в условиях существования, которые надо сберечь, создать, сохранить, иногда, кажется, без всякого резона для себя.
Сохранить планету, зелень, воздух на ней, волков и вирусы, других людей с их противоречащими нашим интересами.
Осознать, что без оппонента нет меня, - труднее, чем понять выгоду устранить оппонента.
Воюя с самими собой
Сформировав, но, не умея реализовать наших специфически человеческих потребностей, потребностей человека как части Рода человеческого, мы среди людей оказываемся в постоянной войне, защите и нападении на свою родню, на другого человека.
Воюя с себе подобными, когда потребность в их благополучии у нас сформирована, но не осознана, не понята (это чаще и бывает!), мы сечем самих себя ради придуманных второстепенных выгод. Воюем с собой, как частью человеческой общности, вытесняем определяющую нас нужду. Воюем с человеком в себе.
Тогда мы и начинаем бояться себе подобных. Боимся, что «Homo hominis lupus est!».
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!