Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. 10 страница



Родителям следует знать и о типичных детских реакци­ях нарушения поведения.

Реакция отказа(от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда «домашний ребенок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких и т. п.

Реакция оппозициипроявляется в том, что ребенок про­тиводействует попыткам заставить его заниматься нелюби­мым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражаниякому-либо (реаль­ному человеку, персонажу кинофильма, книги) проявля­ется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, по­ступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсациипроявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются до­стижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается бок­сом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.

       Различия между социализацией детей
       и взрослых. Ресоциализация

Процесс социализации никогда не кончается. Наибо­лее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и пожилом возрасте. Д-р Орвиль
Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализаци­ей детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в
изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны толь­ко усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении опреде­ленных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на обще­ственных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавли­вать приоритеты в сложных условиях, требующих исполь­зования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; де­тям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы по­мочь человеку овладеть определенными навыками; социализа­ция детей формирует главным образом мотивацию их пове­дения.

Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он счита­ет, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс пре­одоления психологических тенденций, сложившихся в дет­стве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что воз­можно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе ав­торитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалисти­ческие убеждения с разумной мерой недоверия к автори­тетам и пониманием, что люди сочетают в себе как досто­инства, так и недостатки. Избавившись от дет-ских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация.Принцип, согласно которому разви­тие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе за-крепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называ­ется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресо­циализация
охватывает многие виды деятельности — от за­нятий по исправлению навыков чтения до профессиональ­ной переподготовки рабочих. Психотерапия также являет­ся одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и из­менить свое поведение на основе этого понимания.

       Жизненные кризисы

Опираясь на представления Фрейда о психосексуаль­ном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разрабо­тал теорию, в которой акцентируются социальные аспек­ты этого развития. Оно рассматривается как процесс ин­теграции индивидуальных биологических факторов с фак­торами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов,специфичес­ких для каждого возраста, благоприятный или неблаго­приятный исход которых определяет возможность после­дующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жиз­ни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чув­ство глубокого доверияк окружающему его миру, а во вто­ром, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризиссвязан с первым опытом обучения, осо­бенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если роди­тели понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт авто­номии. Напротив, слишком строгий или слишком непос­ледовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыдаили сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организ­мом.

Третий кризиссоответствует второму детству. В этом воз­расте происходит самоутверждение ребенка. Планы, кото­рые он постоянно строит и которые ему позволяют осуще­ствить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответствен­ности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризиспроисходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосфе­ры и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работеили же, напротив, чувство неполноценностикак в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризиспереживают подростки обоего пола в поисках идентификаций(усвоения образцов поведения зна­чимых для подростка других людей). Этот процесс предпо­лагает объединение прошлого опыта подростка, его потен­циальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распыле­нию» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и професси­ональной сферах.

Шестой кризиссвойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близостис любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рожде­ние детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надле­жащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляциичеловека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризиспереживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности),выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обре­кает супругов на существование лишь для самих себя с рис­ком оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризиспереживается во время старения. Он зна­менует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был прой­ден. Достижение человеком цельностиосновывается на под­ведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смер­тью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

       Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в кото­рых осуществляется становление, формирование личнос­ти: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в це­лом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочислен­ных социальных влияний и включает четыре компонента (по В.С. Мерлину):

n сознание отличия себя от остального мира;

n сознание «Я» как активного начала субъекта деятель­ности;

n сознание своих психических свойств, эмоциональные само-
оценки;

n социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физи­ческой среды, социальной среды); 2) осознание своей ак­тивности — «Я управляю собой»; 3) осо-знание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлек­сии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осозна­ние близких и отдаленных целей, мотивовсвоего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реаль­ных и желаемых качеств(«Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувствен­ное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

n самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

n самоотношение (эмоциональное отношение к само­му себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутив­ная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отноше­ния бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помога­ют, то — хорошие люди»); 2) группоцентрический уро­вень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Дру­гой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек на­ходится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в от­ношении к другому человеку»).

       Социальная роль

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное по­ложение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. высту­пать в разных ролях.

Социальная рольсоответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отноше­ний.

Освоение социальных ролей — часть процесса социа­лизации личности, непременное условие «врастания» че­ловека в общество себе подобных. Социализацией называ­ется процесс и результат усвоения и активного воспроиз­ведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также поло­вые роли (муж-ское или женское поведение), профессио­нальные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваи­вает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Однако по­скольку в реальной жизни человек включен во многие де­ятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, воз­никает необходимость в некотором механизме, который по­зволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в усло­виях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее, сфор­мированная подструктура направленности) как раз и яв­ляется тем механизмом, функциональным органом, кото­рый позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жиз­недеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной со­циальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определен­ным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый — это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприя­тие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длин­ные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — атрибуты роли, кото­рые являются решающими для формирования идентично­сти личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном ана­лизе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают лич­ность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обще­стве.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на ос­нове множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зер­кальное Я», которое состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят
(«Я уверена, что им нравится моя новая при­ческа»);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реак­цию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»).

Эта теория придает важное значение нашей интерпре­тации мыслей и чувств других людей. Американский пси­холог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи ма­ленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведе­ние, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научив­шись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не пони­мая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понима­ют поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они вос­производят эти роли.

 

       Социальный статус.
       Систематизация социальных ролей

Каждый человек в социальной системе занимает не­сколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагаю­щая определенные права и обязанности, называется стату­сом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще все­го только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бы­вает так, что главный, или интегральный, статус обуслов­лен его долж-ностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотива­циях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанныйэто значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуслов­ливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный(достигнутый) статус опреде­ляется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщи­ны): детство, юность, зрелость, старость
и т. д. Профессионально-должностной— это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, эко­номическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статусобозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе. Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ствам, образует содержание социальной роли. Социальная роль— это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Сово­купность ролей, вытекающих из данного статуса, называ­ется ролевым набором.

Социальная роль распадается наролевые ожидания— то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представ­ляет связанные с ней права и обязанности, приблизитель­но знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Об­щество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контро­ля — от общественного мнения до правоохранительных ор­ганов и соответствующая ей система социальных санкций — от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть опи­сана с помощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, меди­цинской сестры, врача или полицейского) требуют эмо­циональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровож­дающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болез­ни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожида­ется менее сдержанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены пред­писанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом чело­века, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате уси­лий личности.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!