Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания. 9 страница



Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать воле­вые усилия, и порой не менее значительные, чем при вы­боре цели действия или способов его выполнения, посколь­ку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для чело­века два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, за-траченных уси­лий.

       Мотивация

Мотив— это побуждение к совершению поведенческо­го акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осо-знаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов моти­вы будучи динамическими образованиями могут транс­формироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завер­шается не по первоначальной, а по преобразованной мо­тивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обо­значаются как минимум два психических явления: 1) со­вокупность побуждений, вызывающих активность индиви­да и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, кото­рый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существу­ют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятель­ности (общения, поведения). Одна из них — теория кау­зальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способ­ности предсказывать их будущее поведение. Эксперимен­тальные исследования каузальной атрибуции показали сле­дующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы кау­зальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними фак­торами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания не­удач в различных видах деятельности.Зависимость меж­ду мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляет­ся в связи мотивации достижения успехов и качества рабо­ты. Такое качество является наилучшим при среднем уров­не мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения ус­пехов и мотив избегания неудачи,
а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха— стремление человека до­биваться успехов в различных видах деятельности и обще­ния. Мотив избегания неудачи— относительно устойчи­вое стремление человека избегать неудач в жизненных си­туациях, связанных с оценкой другими людьми результа­тов его деятельности и общения. Локус контроля— харак­теристика локализации причин, исходя из которых чело­век объясняет свое поведение и ответственность, как и на­блюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный(внутренний) локус контроля — поиск при­чин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный(внешний) локус контроля — локализа­ция таких причин и ответственности вне человека, в окру­жающей его среде, судьбе. Самооценка— оценка личнос­тью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний(в нашем случае) — желаемый уровень само­оценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчи­тывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные обра­зования, как потребность в общении (аффилиация), мо­тив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация— стремление человека быть в обще­стве других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания,который про­является в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти— стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм— стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные лич­ные потребности и интересы безотносительно к потребно­стям и интересам других людей и социальных групп. Агрес­сивность— стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, при­чинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивно­сти у человека есть и тенденция ее торможения, мотив тор­можения агрессивных действий, связанный с оценкой соб­ственных, таких действий, как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

 

 

Формирование и развитие личности

       Социальная среда и личность

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.

Социальная среда — это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, свое­образие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа обществен­ных экономических формаций, от классовой и националь­ной принадлежности, от внутриклассовых различий опре­деленных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Для социально-психологического анализа личности сле­дует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» — биосо­циальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрак­тно-логическое мышление, логиче-
ская память и т. д.), спо­собное создавать орудия, пользоваться ими в процессе об­щественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не пе­редаются людям в порядке биологической наследственно­сти, а формируются у них прижизненно, в процессе усво­ения ими культуры, созданной предшествующими поко­лениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возра­ста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных,
у них не формируются речь, созна­ние, мышление, нет вертикальной походки. Никакой лич­ный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в тру­де и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способ­ности, которые уже сформировались у человечества. Необ­ходимые условия усвоения ребенком общественно-истори­ческого опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людь­ми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятель­ности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овла­деть теми предметами, которые являются продуктами ис­торического развития, необходимо осуществить по отно­шению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные обще­ственно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребен­ка исторически сложившихся свойств и способностей че­ловеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения обще­ственно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невоз­можно, даже если человеческое существо обладает биоло­гической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфоло­гических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспита­ния, образования достичь высших человеческих качеств.

Жизнь и деятельность человека обусловлены един­ством и взаимодействием биологического и социально­го факторов, при ведущей роли социального фактора.Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид»как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность»как социально-пси­хологическая сущность человека, формирующаяся в резуль­тате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обще­стве, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что личность— не только объект общественных отношений, не только испытывает соци­альные воздействия, но преломляет, преобразует их, по­скольку постепенно личность начинает выступать как со­вокупность внутренних условий,через которые прелом­ляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных от­ношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Лич­ность не врожденна,
но возникает в результате культурно­го и социального развития.

Особенная и не похожая на других, личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется поня­тием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

       Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вво­дит в свою систему поведения те нормы и шаблоны пове­дения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определя­ются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, со­гласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изна­чально асоциального субъекта в социальную личность, вла­деющую принятыми в обществе моделями поведения, вос­принявшую социальные нормы и роли. Считается, что та­кой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация,или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосаб­ливается , подражает).

2. Стадия индивидуализации(появляется желание вы­делить себя среди других, критическое отношение к обще­ственным нормам поведения). В подростковом возрасте ста­дия индивидуализации, самоопределения «мир и я» харак­теризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабаты­ваются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции(появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принима­ются группой, обществом. Если не принимаются, возмож­ны следующие исходы:

n сохранение своей непохожести и появление агрес­сивных взаимодействий (взаимоотношений) с людь­ми и обществом;

n изменение себя, «стать как все»;

n конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадиясоциализации охватывает весь пе­риод зрелости человека, весь период его трудовой деятель­ности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия че­ловека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадиясоциализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

       Периодизация развития личности

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает обще­ство от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Извест­ный психолог Эриксон ввел понятие «групповая идентич­ность», которая формируется с первых дней жизни, ребе­нок ориентирован на включение в определенную соци­альную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмот­ря на то, что идут многие процессы изменения. Формиро­вание эгоидентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризу­ется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обще­ством. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной ат­мосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчестваглавную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.Ба­зовое доверие проявляется в легкости кормления, хоро­шем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребе­нок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нуж­но). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младен­цем приводит к резкому замедлению психиче-ского разви­тия ребенка.

2-я стадия раннего детствасвязана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов де­фекации; общество и родители приучают ребенка к акку­ратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые шта­нишки». В возрасте 3–5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет гово­рить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, кото­рое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, па­мять, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрица­тельно сказывается на его развитии, способствует за­креплению пассивности, неуверенности, чувства вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия)ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятель­ности, передает технологический эгос культуры. Если ре­бенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в шко­ле приводят к появлению,
а порой и к закреплению чув­ства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчая­ния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия)формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необ­ходимость найти свое профессиональное призвание, спо­собности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении.

На 6-й стадии (молодость)для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной груп­пой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство бли­зости, единства, сотрудничества, интимности с опреде­ленными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закреп­ляется изоляция, одиночество. 7-яцентральная стадия— взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других лю­дей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удов­летворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия)про­исходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмыс­ливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раз­думьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо пере­делывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осо­знает необходимость в логическом завершении жизни, про­являет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

       Типология неправильного воспитания

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольностьвстречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены са­мим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека— жизнь ребенка находится под бдитель­ным и неу-станным надзором, он слышит все время стро­гие приказания, многочисленные запреты. В результате ста­новится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что дру­гим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание по типу «кумира»семьи. Ребе­нок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная ак­центуация характера, приносящая человеку множество пе­реживаний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по типу Золушки,т. е. в обстановке эмоци­ональной отверженности, безразличия, холодности. Ребе­нок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители до­статочно внимательны и добры к нему.

«Жесткое воспитание»— за малейшую провинность ре­бенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный ис­точник пороков (жестокость, озлобленность, приспособ­ленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности— с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные че­столюбивые надежды родителей или же на него возлагают­ся недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей по­являются навязчивые страхи, постоянная тревога за благо­получие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!