Психодрама в аспекте теории ролей Дж.Морено
Согласно Морено, психодрама родилась первого апреля 1921 года между 7 и 10 часами вечера. Это было в венском театре Комедиан Хаус. Морено арендовал театр на один вечер. На сцене находился только пустой стул, декорированный под трон короля. В то время Европа переживала мучительный послевоенный период и нуждалась в лидере, способном вести за собой. Морено предложил добровольцам из аудитории сыграть роль короля-вождя и рассказать, что они предполагают делать (Moreno, 1972, pp. 1-2). Хотя идея психодрамы и сформировалась в самом начале века (1914-1920 гг.), окончательная формулировка данного метода как систематической терапевтической процедуры произошла позднее, между 1940 и 1960. Психодрама - это индивидуальная версия социодрамы, она имеет дело с частными составляющими ролей.
Нужда в психодраме сделалась очевидной, когда обнаружилось, что различение между коллективными и частными аспектами роли не всегда ясны. Люди часто «соскальзывали» с одной области на другую. Социодрама - это, прежде всего средство образования и тренировки. Функции психодрамы шире. Она имеет дело, как с общепринятыми реальностями, так и с субъективными восприятиями, чувствами, фантазиями, и желаниями, совмещая тем самым индивидуальные и коллективные составляющие роли.
Дж.Л. Морено выделял пять основных элементов психодрамы. К ним относятся протагонист, директор, вспомогательные (дополнительные) Я, зрители и сцена.
|
|
Протагонист - тот член группы, который на данной сессии оказывается центральным субъектом психодраматического действия, выступая, по словам Дж.Л.Морено, как драматург, режиссер и актер в одном лице. На протяжении сессии он исследует собственную личность и взаимоотношения. С помощью директора (ведущего) и других членов группы он на основе особых техник. Руководитель психодраматической группы - директор (режиссер, ведущий). Он организует деятельность группы, управляя занятием, побуждая участников к исследованию своих психологических проблем, к игре, определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы и помогая перевести чувства и мысли на язык сценического действия. На нем лежит ответственность за то, как протекает данное занятие и весь цикл занятий, он отвечает за всех членов группы. Дж.Л.Морено выделял три основные его функции – постановщика, главного терапевта и социального аналитика Выделены три основные позиции: позиция интервью, позиция наблюдателя, позиция зрителя. В отношении взаимодействия директора с протагонистом, вспомогательными Я и аудиториейДж.Л.Морено в харакерном для него противоречии указывает, с одной стороны, на эмоциональную эмпатическую сопричастность директора, с другой – на то, что он должен работать с минимальной степенью эмоциональной вовлеченности. Представляется, что в противоречащих утверждениях речь идет о разных вещах; в частности, утверждая необходимость минимального эмоционального вовлечения директора, Дж.Л.Морено в первую очередь ориентирован на то, чтобы ведущая роль в построении действия принадлежала протагонисту. К личности директора предъявляется ряд требований. Сам Дж.Л. Морено говорил о методической компетентности, искренности, открытости и мужестве, достаточном, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, о творческой фантазии и гибкости.Вспомогательное Я (партнер, вспомогательное лицо) - член группы, избранный протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, быть может, роли самого протагониста) в его драме. Дж.Л.Морено указывает на три взаимосвязанные основные функции вспомгательного Я: функцию актера, функцию терапевтического агента и функцию социального исследователя. В последнем случае он оказывается включенным наблюдателем,а также соучаствующим актером, осущесвляя это на основе эмпатии и действия. З.Морено говорит о пяти основных функциях вспомогательных Я:
|
|
“1. Войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцинация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста.
|
|
2. Следовать восприятию протагониста, по крайней мере, вначале.
3. Понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью.
4. Понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену.
5. Вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям.”
Зрители - те члены группы, которые на данном сеансе не принимают непосредственного участия в драме в качестве исполнителей ролей. Они находятся за пределами пространства сценического действия и выступают в качестве аудитории, реагируя на происходящее на сцене, однако иногда, с разрешения или по инициативе директора, могут участвовать в дублировании (см. ниже о техниках психодрамы). Дж.Л.Морено выделял две основные функции аудитории: функцию выражения отношения к субъекту и происходящему на сцене и функцию выражения отношения к себе самой. Сцена - пространство, на котором разворачивается сценическое действие.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 749; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!