Каждое нарушение функции «Личность» будет вторгаться в выбор, который мы будем осуществлять посредством функции «Эго».



Невроз в некотором роде будет проявляться через нарушение функции «Личность», через искажение представления о том, кто я. Ребенок, о котором упоминалось выше, испытывающий страх перед угрозами своего отца, создал в своей функции «Личность» представление о самом себе, согласно которому, «Я боюсь взрослого и взрослый мне угрожает». Он будет делать выбор, который выявит это нарушение функции «Личность»: он не обязательно тот, кто боится, но он приобрел эту привычку. При неврозе будут встречаться нарушения функции «Личность», которые будут мешать полному функционированию в модусе «Эго».

ЗРЕЛОСТЬ

Перлз определяет зрелость, или психическое здоровье, как способность перейти от опоры на среду и от регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самом себе. Главным условием как для опоры на себя, так и для саморегуляции является состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознавание иерархии потребностей. Основной составляющей равновесия является ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Таков, по мнению Перлза, путь к зрелости.

Если индивидуум не достиг зрелости, то он, вместо того, чтобы попытаться самому удовлетворить свои потребности и брать ответственность за свои неудачи на себя, более склонен манипулировать своим окружением.

Зрелость наступает тогда, когда индивидуум мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль "беспомощного" или "дурачка".

Фредерик Перлз полагал, что для достижения зрелости и принятия ответственности за самого себя человек должен тщательно, как бы снимая кожуру с луковицы, проработать все свои невротические уровни.

Функция «Личность», более стабильна, так как в нее внесены, записаны индивидуальная история, прожитый опыт... Функция «Личность» выражает представление, не всегда осознанное, которое я имею о себе самом. Именно здесь фиксируется опыт в своем возможном словесном выражении.

Обе эти функции одновременно или по отдельности будут вступать в контакт с окружающим миром через функцию «Эго», которая будет совершать идентификации и отвержения. Эти выборы будут выражать, экстериоризировать, приводить в действие функцию «Личность» или функцию «Оно». Если, например, через функцию «Оно» я определяю какую-то необходимость, через функцию «Эго» я буду входить в контакт с окружающим миром, делать выбор, говоря: «Это меня интересует, это меня не интересует».

Эта функция может быть нарушена в том смысле, что человек может иметь представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Это то, что называют нарушением функции «Личность». Если я думаю о себе, что я - писатель, например, и представляюсь вам как романист, вы вправе будете мне сказать; «Ах, да! Так какие же произведения вы написали?» - «О, к настоящему моменту я ничего не написал, но это входит в мои планы: у меня действительно есть намерения посвятить себя роману». Это - нарушение функции «Личность», так как в данный момент я не романист.

Каждое нарушение функции «Личность» будет вторгаться в выбор, который мы будем осуществлять посредством функции «Эго».

Невроз в некотором роде будет проявляться через нарушение функции «Личность», через искажение представления о том, кто я.

Теоретические основы психодрамы

Несмотря на то, что Яков Леви Морено, основатель психодрамы, и Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, в течение ряда лет одновременно жили в Вене, между ними произошла всего лишь одна короткая встреча (см. Marineau, 1989, pp.30-32). В 1912 году в психиатрической клинике Вены д-р. Фрейд читал лекцию, включавшую в себя анализ телепатического сновидения. Морено сообщает в своих воспоминаниях, что, когда студенты покидали помещение, Фрейд спросил Морено, чем тот занимается. «Я начал с того, чем Вы окончили, д-р Фрейд»- ответил Морено. - Вы встречаетесь с людьми в искусственном окружении вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их мечты, я пытаюсь дать им мужество мечтать снова. Я учу людей играть богов».(Морено, 1972, pp.5-6).

Восемьдесят лет назад Морено, которому было тогда 23 года, только начинал экспериментировать с тем, что впоследствии получило название психодрамы, т.е. «метода действий» в групповой психотерпаии (action method approach to group psychoterapy). Тогда его мысли, идеи и исследования находились в зачаточном состоянии. Тем не менее этот ответ Фрейду уже обнаруживает три философских основания мореновского подхода. Первое - больший акцент на здоровье и креативности, чем на психопатологичности:»дать мужество мечтать снова». Второе основание - акцент на измерении реальности, а не на анализе проекций - «встречаю их на улице и у них дома, в их естественном окружении». Третье основание - фокусировка на действии и исполнении роли как более предпочтительный путь, чем исключительно вербальный способ выражения и взаимодействия во время терапии - «учу их играть богов».

Первое основоположение - акцент на здоровье - привело в конечном счете к созданию теории спонтанности-креативности (Blatner & Blatner, 1988; Fox, 1989; Kipper, 1967; Moreno, 1934, 1959, 1964, 1965, 1972; Moreno & Kipper, 1968; Moreno & Moreno, 1969; Starr, 1977; Williams, 1989). Оставшиеся два - фокусировка на реальности и на игре роли - привели к созданию необыкновенно широкого спектра прикладных психотерапевтических техник. Эти прагматические и конкретные аспекты психодрамы и ознаменовали возникновение новой терапевтической модальности (Blatner, 1973; Clayton, 1991; Goldman & Morrison, 1984; Moreno, 1966, 1973, Moreno,Z, 1959, 1965, 1975; Yablonsky, 1976).

Наиболее показательный вид практического применения груп­повой психотерапии - метод, получивший название психодрама. Автор психодрамы - Якоб Морено, человек, с чьим именем при­нято связывать развитие групповой терапии как специального психотерапевтического направления.

Возникнув несколько десятилетий назад, психодрама не только не потеряла своей актуальности, но применяется все шире и шире практически во всех развитых странах Европы и Америки. Боль­шинство авторов описывают психодраму как метод, анализируя ее основные термины и понятия.

К таким понятиям относятся:

- роли и ролевые игры;

- спонтанность;

- теле;

- катарсис и инсайт.

Коротко их охарактеризуем.

Роли и ролевые игры:нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет.Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психо­терапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пре­делах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.

Спонтанность: подразумевает естественность (неумышлен­ность) восприятия и реагирования. Этот термин встречается прак­тически во всех видах психотерапии, так как их авторы считают, что большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность - естественность проявления чувств и мыс­лей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше все­го избавиться от своих комплексов и неврозов.

Теле:понятие сродни тому, что З.Фрейд называл трансфер (перенос). Как известно, под термином трансфер Фрейд подразумевал перенос клиентом на психоаналитика значимых для него эмоциональных черт и отношений. Некоторые последователи Фрейда использовали и термин корнтрперенос, обозначая им процесс эмпатийного сопережива­ния психотерапевтом чувств и состояний клиента.

Морено в методе психодрамы объединяет перенос и контрпере­нос одним понятием теле, характеризующим двусторонний процесс эмпатиийного восприятия - как между терапевтом и клиентом, так и между всеми участниками психодрамы.

Катарсис: В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смыс­ле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания при­чин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. При­мерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в боль­шинстве направлений и школ западной психотерапии(очищение).

Инсайт: Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях со­временной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расши­ряющее возможности решения проблемы.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!