Первых 10 поправок к Конституции США



 

Американское право базируется на большом количестве источников. Наиболее важную роль среди них играли: Великая хартия вольностей 1215 г, Хабеас корпус акт 1678 г., английский Билль о правах 1689 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Большой вклад в формирование идей гражданских прав и свобод было внесено Афинами, так как все граждане Афин обладали равными правами. Древние римляне также сыграли не маловажную роль в развитии данных идей. Об этом свидетельствует осуществление ими разделение властей, которое сегодня является одним из принципов правового государства.

Американское право формировалось на основе английской системы права. Объяснялось это тем, что Америка была колонией Великобритании до 1775 г. Если говорить о Великой хартии вольностей 1215 г., то она стала первым в мире источником, содержащим основные свободы личности. В ней содержался перечень вольностей и гарантий, которые вносили некоторые ограничения в королевскую власть над народом.

Предшественником американского Билля стал английский Билль о правах 1689 года. Данный источник также ограничивал власть монарха и провозгласил перечень прав и свобод его подданных. Также он закрепил свободный характер выборов в парламент. Одним из отличий американского билля от английского являлось то, что если английский Билль являлся законом парламента, то американский является частью основного закона США – Конституции[1]. Большое значение в развитии американской концепции гражданских прав и свобод сыграла и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Основные идеи гражданских прав и свобод возникли тогда, когда Америка была еще в колониальном состоянии. Важную роль при формировании американской концепции прав и свобод также имели учения известных ученых таких как: Мильтон, Локк, Гоббс, Руссо, Вольтер, Монтескье[2]. Первоначально идеи прав и свобод носили религиозный характер, но с течением временем они стали основываться на теории общественного договора. Данная концепция опиралась также на теорию естественного права, сторонниками которой были такие американские мыслители как Адамс, Гамильтон, Джефферсон. Данная теория отразилась во многих актах конституционного значения. Одним из таких документов стала Декларация прав штата Вирджиния, которая была принята 12 июня 1776 г. – весьма прогрессивный документ для своего времени.

Данный документ положил начало конституционному закреплению американских прав и свобод в новом государстве американского континента. Позднее 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости США, провозгласившая образование нового государства.

Опередив Декларацию независимости, Декларация прав Вирджинии, текст которой был написан Джорджем Мэйсоном и отредактирован Джеймсом Мэдисоном, впервые в истории провозгласила, что все люди от природы свободны и независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами, от которых они не могут отречься, входя в общество, и которых они не могут лишить свое потомство, а именно правами на жизнь и свободу, а также на стремление к счастью и безопасности. Статья 2 и 3 декларировали идею народного суверенитета и право народа сменять правительство, не отвечающее своему назначению-достижению всеобщего блага и безопасности. Статья 4 отменила всякие сословные привилегии в сфере политической сферы общества, статья 5 провозгласила принцип разделения властей как гарантия защиты от деспотизма, статья 6 – свободу выборов и избирательное право каждого заинтересованного члена общества, а также незыблемость прав частной собственности. Статья 7 запретила приостановку действия законов без согласия народных представителей, а в пяти других статьях Декларации были закреплены традиционные английские вольности – процедурные гарантии свободы личности: право на скорое и беспристрастное судебное разбирательство с участием присяжных, свободу от непомерных штрафов и залогов, от произвольных арестов, запрещение постоя армии в мирное время.

Но самой главной особенностью Декларации прав Вирджинии было то, что в ней в качестве главной опоры свободы являлась свобода печати, которая никак не может ограничиваться деспотией. Большое значение имела также статья 16, которая провозглашала свободу совести, право каждого верить и отправлять религиозный культ без какого-либо принуждения, равенство всех людей независимо от вероисповедания, а также взаимную обязанность всех проявлять христианскую сдержанность. Для Вирджинии данная статья имела особое значение, так как там в отличии от большинства других североамериканских колоний всегда существовала официальная англиканская церковь, а к другим религиям проявлялась нетерпимость. Не случайно данный вопрос о религиозной свободе был затронут учеными Вирджинии Томасом Джефферсоном и Джеймсом Мэдисоном, которые в последующем прилагали все усилия для того, чтобы данная статья Декларации была закреплена как специальный закон об отделении церкви от государства.

Декларация прав Вирджинии имела в первую очередь политическую направленность, целью которой было установление и закреплений определенных политических принципов. По мнению Уиппла, данная Декларация стала образцом для более поздних биллей о правах. И действительно вслед за Вирджинией четыре штата приняли так называемые органические законы-конституции, которым предшествовали торжественные декларации гражданских прав. В августе 1776 года – Мэриленд, в сентябре 1776 года – Делавэр и Пенсильвания и в декабре 1776 года – Северная Каролина. Более поздние конституции – Вермонта, Массачусетса и Нью-Гемпшира также открывались декларациями и биллями о правах. Другие же штаты, хотя и не приняли таких специальных деклараций, однако предусмотрели в текстах своих основных законов гарантии ряда гражданских прав и свобод. Только такие штаты как Коннектикут и Род-Айленд сохранили без каких-либо изменений свои прежние колониальные хартии, дарованные английским королем еще в 17 веке.

Декларации и билли о правах имели разные содержания. Наиболее полной была декларация прав Мэриленда, которая состояла из 42 статей. Из 30 статей состоял и билль о правах Массачусетса, причем наряду с фиксированием конкретных гражданских свобод он декларировал также республиканские идеалы. Билли о правах других штатов были более конкретными и имели чисто юридическое содержание. Многие конституции содержали устарелые положения прежних хартий, другие – двусмысленные и сомнительные формулировки моральных норм и политической теории, а третьи и вовсе были сделаны поспешно и в излишне конъюнктурных политических целях. По мнению Уипла, они были лишь выражением доброй воли и веры, с их помощью американские власти старались извлечь максимально больше пользы из общественного мнения, которое доверяло подобным декларациям[3].

С позиции характера провозглашенных прав и свобод наибольший интерес вызывает Декларация прав Вермонта и Билль о правах Пенсильвании. В вермонтском документе была статья, которая впервые в истории декларировала свободу эмиграции. Аналогичные нормы предусматривались и в Билле о правах Пенсильвании. В нем также были провозглашены такие гражданские права как свобода собраний и право на свободу слова, свободу письма и свободу публичного выражения своих мнений.

Все эти декларации и билли были политическими документами, которые не только стали предшественниками федерального Билля о правах, принятого в 1789 году, но и серьезно повлияли на конституционное развитие революционной Франции, послужив в итоге образцами для Декларации прав человека и гражданина 1789 года[4].

Данный факт подтверждают ряд исследователей, которые уделяют специальное внимание международному влиянию американской революции. Так согласно Ковалевскому, Кондорсе в своих политических памфлетах «приучал французов к мысли о необходимости издать декларацию прав человека и гражданина подобную американской». В сочинении, которое называлось «Мысли о деспотизме», он призывал будущее правительство Франции не только начать обнародовать декларации естественных прав человека, но в качестве образца прямо назвал Декларацию прав Вирджинии 1776 года, заимствовав у американцев не только текст, но и также учение о неотчуждаемых правах.

Еллинек, который исследовал сами идеи французской Декларации прав человека и гражданина, обратил внимание на тот факт, что ее автор Лафайет в своих мемуарах указал, что образцами, на которые он ссылался при составлении проекта Декларации, были тексты деклараций прав Вирджинии и других штатов Америки. Еще одним доказательством влияния американских конституционных актов на французскую декларацию 1789 года, по мнению Еллинека, стала широкая известность их текстов во Франции накануне революции. Он также провел сравнительный анализ текстов данных документов, в результате которого была обнаружена аналогия многих формулировок, но при этом идентичность французских и американских деклараций прав была исключена. По мнению другого французского историка, Олара, данные документы не только сходны в идеях, но и вовсе являются тождественными.

Одинаковость политического значения данных актов не вызывает споров. И американские билли о правах, и французская Декларация прав человека и гражданина определяют ту сферу, в которую ограничено или вообще недопустимо вмешательство государственных органов. Границы этой власти – в ее отношениях с гражданами путем фиксирования конкретных свобод, которые по своей сути носят не положительный, а отрицательный характер. Ими обозначается не право притязания граждан на известные действия со стороны государственной власти, а заверения в том, что она будет воздерживаться от ограничения свободы волеизъявления граждан в тех или иных сферах деятельности.

В США данному принципу официально придавалось юридическое значение, так как декларации и билли о правах штатов носили конституционный характер. Но они представляли собой смешение самых различных норм, то есть положений общего права и американских свобод, с одной стороны, и отвлеченных начал естественного права с другой. Однако их главным назначением было именно провозглашение новых принципов, подчеркивающих разрыв политического союза с Англией. Поэтому в условиях борьбы за независимость, которая носила характер гражданской войны, все, кто так или иначе сопротивлялись достижению независимости, лишались гражданских свобод, торжественно провозглашенных в биллях о правах.

Во время революции Джефферсон, Вашингтон, Пэйн, Сэмуэл и Джон Адамсы исходили из того, что политическое инакомыслие не должно допускаться, которое оспаривает правомерность и обоснованность войны за независимость, осуждавшему дела и взгляды патриотов. Еще в начале 1776 года Континентальный конгресс обратился к штатам с призывом не допускать обмана народа и введения его в заблуждение. В ответ на это и по мере развертывания военных действий началась повсеместная проверка лояльности, и все, кто отказывался подчиняться делу американской революции, подвергались различным преследованиям. При этом, если сначала проверка лояльности проводилась исключительно по инициативе патриотических общественных организаций, то затем в штатах принимались специальные законы о присяге в лояльности.

С 1776 года был также введен в силу единый для всех штатов кодекс военного времени, согласно которому употребление изменнических или неуважительных выражений в отношении властей Соединенных Штатов признавалось уголовно-наказуемым деянием. Штат Коннектикут принял специальный закон о подстрекательстве к мятежу, по которому лица обвиненные в клевете на государственные органы, лишались избирательных прав, подлежали штрафу или заключались под стражу. Аналогичные законы принимались в Массачусетсе и Вирджинии. Это означало введение строгих ограничений свободы слова и печати. Кроме того, были поставлены вне закона разбойники и грабители, фактически не действовали гарантии «хабеас корпус акта». Лиц, которые подозревались в политических преступлениях, содержали в камерах без всякого расследования их дел военными трибуналами. При этом в целях борьбы с лоялистами большими полномочиями были наделены специальные комитеты общественной безопасности, отказывавшие в любых правовых гарантиях всем, кто так или иначе мешал успешному ведению войны за независимость.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 935; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!